Костенко Ирина Александрова
Учитель-логопед, ГБУСОН РО СРЦ Миллеровского района для несовершеннолетних, г. Миллерово, Ростовская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Костенко И.А. Развитие речи дошкольников в различных сферах деятельности // Совушка. 2023. N4 (34). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/34/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1972797
Одной из ключевых аспектов развития ребенка является его речь, которая крайне важна для интеллектуального прогресса и познания окружающего мира.
Период дошкольного возраста представляет собой активный этап расширения речевых способностей. В этом процессе существенную роль играет окружение ребенка, включая его родителей и педагогов. Как родители и педагоги общаются с ребенком, какое внимание они уделяют развитию его речи, во многом определяет успешность его языкового обучения и последующую адаптацию в школе.
Общение с взрослыми позволяет ребенку освоить речевые нормы, узнать новые слова и тем самым расширить свой словарный запас. Однако, чтобы новые слова не остались просто в пассивном запасе, необходимо позволять детям общаться друг с другом. Желание быть понятым и получить ответ превращает речь дошкольника в связный и полноценный поток.
Множество родителей считают, что развитая речь означает умение читать и писать, а, в лучшем случае, рассказывать стихи. Однако, речевое развитие включает в себя четыре основных аспекта: правильное произношение звуков, развитие словаря, грамматическую структуру речи и способность строить связную речь.
Работая над развитием речи дошкольников ставлю перед собой цель:
Способствовать активизации речи детей в разных видах деятельности.
Для этого решаю следующие задачи:
Я считаю, что качество и результативность работы по коррекции речевых нарушений зависят от множества факторов. Прежде всего, это создание развивающей обстановки в группе.
Я использую различные методы и формы для достижения поставленных задач:
Кроме того, использую различные формы работы с детьми:
С расширением мелкой моторики у детей прогрессирует их речевая способность. Функции руки и речи одновременно развиваются. В процессе продуктивной деятельности мы учим детей анализировать формы, наблюдать, сравнивать и выделять черты сходства и различия предметов по их размеру.
Игровая деятельность как средство развития речи
С помощью игр я стимулирую детей к общению друг с другом. Сюжетно-ролевые игры способствуют закреплению умений использовать инициативную речь, усовершенствованию разговорной речи, расширению словарного запаса и формированию грамматической структуры языка и т. д.
Развитие речи через дидактические игры
Дидактические игры способствуют развитию речи у детей, пополняют и активизируют их словарный запас, помогают правильно произносить звуки, развивают связную речь и умение ясно выражать мысли. Эти игры также используются для закрепления словаря детей, включая существительные, прилагательные, глаголы, названия цветов, пространственные понятия и предлоги. Они способствуют развитию речи, памяти, внимания, логического мышления и зрительной памяти, а также укрепляют навыки культурного поведения и общения.
Работа с родителями
Необходимо организовать работу с родителями таким образом, чтобы в кратчайшие сроки сделать их своими союзниками и активными участниками процесса обучения. Я использую различные формы работы с родителями, такие как индивидуальные и групповые консультации, информационные стенды, папки-передвижки.