Галкина Елизавета Алексеевна
Учитель начальных классов, МОУ СШ № 96 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Волгоград
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Галкина Е.А. Кот: конспект урока ИЗО в 3 классе. Техника: рисунок от пятна // Совушка. 2023. N4 (34). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/34/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1959124
Цель данного урока заключается в ознакомлении учащихся с историей происхождения кошек, их поведением, особенностями, разнообразием пород, образом жизни, а также развитии творческого воображения и способности передавать внешний облик кошки.
Тип урока-открытие новых знаний.
Ожидаемые результаты:
Личностные УУД: осознание необходимости уважительного отношения к произведениям декоративно-прикладного искусства, понимание значимости эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества, развитие фантазии и воображения, способности создавать художественные образы, эстетическая оценка произведений искусства и работ учащихся.
Познавательные: анализ реально существующих форм животных и умение творчески преобразовывать формы реального животного мира в условно-декоративные.
Регулятивные: развитие навыков самостоятельной работы, развитие образного воображения, способности к творчеству, планирование времени и работы, оценка и анализ результатов.
Коммуникативные: развитие потребности в коллективной деятельности, накопление опыта общения, ведения диалога, дискуссии, определение общей цели и путей ее достижения, активное участие в работе в парах, умение высказывать и отстаивать свое мнение.
Оборудование для учащихся: гуашь, бумага, кисть.
Ход урока
1. Организация класса.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
2. Целеполагание.
Учитель:
Я вам загадаю загадку, а вы постарайтесь определить, чему будет посвящен наш урок:
Без расчески причесался,
И умылся без воды,
В кресло мягкое забрался,
И замурлыкал на все лады (Кот)
3. Работа по теме урока.
1) Беседа по теме: « Кошки. История появления»
Урок путешествие во времени.
Ребята, сейчас вы узнаете немного об истории кошек.
Кошки ‒ это домашние животные, которые имеют богатую историю и различные символические значения в разных культурах. Например, в Древнем Египте кошки были особо почитаемы и использовались для изображения богини плодородия Баст. В Средние века в Европе кошки связывали с нечистой силой и их часто преследовали. В Древней Руси кошек почитали как хранительниц домашнего очага. В наше время отношение к кошкам разнообразно, некоторые люди обожают их, а другие не обращают на них внимания. Кошки также стали объектом пословиц и поговорок.
2) Пословицы о кошках:
Кто из вас назовет мне парочку пословиц о кошках, которые вы знаете?
(Ответы учащихся: «Знает кошка чье мясо съела», «Кошке - игрушки, а мышке - слезки»).
3) Кошки становились героями литературных произведений.
Кошки в литературных произведениях.
Давайте вспомним, в каких произведениях мы можем встретить кошку? (ответы учащихся: «Кот в сапогах», «Алиса в стране Чудес», «Лукоморье»)
А в мультфильмах вы встречали кошек?
(Ответ учащихся: да)
А в каких? Назовите эти мультфильмы.
(Ответы учащихся: Котенок Гав, Кот в сапогах, Матроскин, Том из мультфильма «Том и Джерри», Леопольд.)
А вы знали, что кошки похожи на диких животных из семейства кошачьих?
(Ответ учащихся: да)
Близкие родственники кошек -леопард, лев, рысь, пантера, тигр гепард.
Учитель: Какую пользу приносят кошки человеку? (ответы учащихся)
Учитель: Ребята, а знаете ли Вы, одна из самых любых тем художников и иллюстраторов кошки. Их изображают и по сей день.
Учитель: Ребята, а знаете, чем отличается художник от иллюстратора?
Художником называют человека, который создаёт произведения изобразительного искусства красками, карандашом и т. п., пишет картины.
А иллюстратор ‒ это художник, который создает изображения для различных печатных и электронных изданий, таких как книги, журналы, рекламные материалы и т. д. Он использует свои навыки и творческий подход для визуализации текстовых идей или концепций, чтобы привлечь внимание читателей или зрителей и передать определенное настроение или сообщение. Иллюстраторы могут работать в различных стилях и использовать различные техники, такие как рисование, живопись, графика или цифровая обработка.
Художник или иллюстратор, который изображает животных - называется анималист.
Примером такого художника является белорусская иллюстратор Ирина Зенюк, которая стала известна своими произведениями с синими котами. Важно понимать, что такие изображения являются стилизованными и не соответствуют реальности. Стилизация ‒ это процесс изменения и декорирования реальных объектов в определенном стиле, будь то узоры на листочке или окраска котика в необычный цвет.
Учитель: Итак, какая у нас сегодня цель на уроке? (ответы учащихся: напишем кота)
Учитель: Да, все верно. И познакомимся с новой операцией от пятна.
4. Этапы рисования кошки (учитель демонстрирует этапы на бумаге у доски)
5. Практическая работа.
Учащиеся рисуют кошек на бумаге.
6. Анализ работ.
Организация выставки на доске. Младшие школьники берут рисунок с выставки и рассказывают по своим рисункам о кошках.
Подведение итогов и рефлексия.
Учитель: Что нового вы узнали о кошках? (ответы учащихся)
Учащиеся: Мне было интересно…
Я узнал сегодня…