Коломиец Оксана Леонидовна
Старший воспитатель, Детский сад № 1, Кемеровская область - Кузбасс, Киселевский городской округ
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Коломиец О.Л. Необычное в обычном: НОД по познавательному развитию с элементами опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе // Совушка. 2023. N4 (34). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/34/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1958438
Цель: изучение особенностей соли, её свойства, качества и применения.
Задачи:
Материал и оборудование: Соль, стаканы с водой, лупы, ложки, палочки, 2 яйца, разноцветный порошок из мела для окрашивания соли, сосуд для декорирования, подносы, картон чёрного цвета, клей ПВА, кисточки, акварельные краски, непроливайки, салфетки. Видеопрезентация «Где и как добывают соль».
Ход занятия
Воспитатель: Ребята посмотрите сколько у нас сегодня пришло гостей, давайте поздороваемся.
В круг широкий вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём налево,
А теперь пойдём на право,
В центре круга соберёмся,
И на место все вернёмся.
Улыбнёмся, подмигнём
И занятие начнём. (звучит сигнал и на экране появляется конверт. Слайд 2)
Воспитатель: Ой, ребята кажется, нам пришло электронное письмо.
Давайте посмотрим, что в нём. (на экране появляется профессор Умникус. Он приглашает детей в виртуальное путешествие слайд 3)
Воспитатель: Ребята, нас приглашают в виртуальное путешествие, а вы знаете, что это такое? (нет). Это путешествие, куда-либо не выходя из детского сада, с помощью компьютера или ноутбука.
(слайд 4-5 профессор загадывает детям загадку, чтобы дети, отгадав её догадались о чём они сегодня будут говорить на занятии.
Загадка: Это белый минерал
Он на кухне генерал
Без него супы и каша
Не понравятся нам даже? (соль)
(слайд 6-7 изображение соли)
Воспитатель: Ребята давайте мы с вами вспомним что такое соль и для чего она нужна.
Что такое соль? (соль ‒ это природное, полезное ископаемое)
Какая бывает соль? (пищевая и не пищевая)
Для чего нужна соль и где её применяют, используют? (ответы детей)
1 для консервирования и засолки овощей
2 для соления еды
3 в медицине
4 для посыпания дорог в гололёд и т.д.
Вывод: соль нужна для жизни и здоровья человека.
(профессор приглашает детей на экскурсию, чтобы посмотреть и узнать, как добывают соль Слайд 9-10).
Воспитатель: Ребята что мы сейчас с вами увидели и узнали? (увидели, как добывают соль)
Воспитатель: давайте поиграем в игру: «Солёный-не солёный»
Я вам буду называть какой-нибудь продукт, если этот продукт можно солить вы будете хлопать, а если этот продукт не солят, то вы будите топать.
(банан, капуста, конфета, огурец, малина и т.д)
(После игры профессор предлагает детям стать учёными и отправиться в лабораторию, чтобы познакомиться со свойствами соли. Слайд 11-12)
Воспитатель: прежде чем начать давайте познакомимся с правилами поведения в лаборатории:
1 слушай внимательно
2 не трогай руками глаза
3 соблюдай тишину
4 не мешай соседу во время работы
5 сначала посмотри, а потом повтори
Опыт 1: «Из чего состоит соль»
Воспитатель: ребята, перед вами 2 контейнера с солью. Давайте мы её рассмотрим. Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль в одном контейнере мелкая, а в другом крупная, белая и т.д.)
На что похожа соль? (похожа на порошок, песок)
А теперь давайте рассмотрим соль с помощью лупы. Что вы видите? (соль состоит из кристалликов)
А теперь возьмите ложечку наберите в неё соль и переверните. Что произошло? (соль высыпалась) Значит, что мы можем сказать? Соль какая? (сыпучая). Ребята, давайте понюхаем соль. Чем пахнет соль? (ничем)
Вывод: соль белая, сыпучая, без запаха.
Опыт 2: «Соль хрустит»
Воспитатель: Ребята возьмите ложечкой соль и насыпьте её в тарелочку и
надавите ложкой соль. Что вы слышите? (соль хрустит)
Вывод: Соль состоит из кристаллов. При надавливании ложкой кристаллы трутся друг о друга и поэтому мы слышим хруст.
Опыт 3: «Соль поглощает воду»
Воспитатель: Ребята, а сейчас зачерпните ложечкой чуть-чуть воды и вылейте её в соль. Что произошло? (вода впиталась в соль)
Вывод: Соль может поглощать не большое количество воды.
Опыт 4: «Соль растворяется в воде»
Воспитатель: ребята перед вами 2 стакана воды. В каждый стакан насыпьте по одной ложке соли. В один стакан крупную соль, в другой мелкую и размешайте её палочкой. Посмотрите, что произошло? (соль исчезла, растворилась. Мелкая соль растворилась быстро и полностью, а крупная нет)
Вывод: Соль растворяется. Мелкая соль растворяется в воде быстрее чем крупная.
Опыт 5: «Плавающее яйцо»
Воспитатель: Ребята, профессор нам показал озеро, где добывают соль. А мы с вами как-то говорили, что в таких озёрах, где очень много соли предметы не тонут. Давайте проверим так ли это. Посмотрите у меня на столе 2 стакана с водой. В один стакан мы наспим несколько ложек соли и растворим её. Затем в каждый стакан я опущу яйцо. Что мы заметили? (мы заметили, что в том стакане, где нет моли яйцо опустилось на дно, а в том где соль оно поднялось вверх)
Вывод: Солёная вода может выталкивать предметы на поверхность.
Воспитатель: Ребята, а вы знали, что соль можно красить и цветной солью можно украшать разный ёмкости.
Давайте мы с вами покрасим соль. Посмотрите у вас на столах есть цветной порошок. Этот порошок сделан из цветных мелков, которыми вы любите рисовать на асфальте. Возьмите 3 ложки порошка любого цвета, добавьте порошок в мелкую соль и перемешайте. И перед вами цветная соль. А сейчас вы свою цветную соль аккуратно, не торопясь пересыпьте вот в этот стакан. Соль нужно сыпать аккуратно чтобы цвета не перемешались и красиво сочетались. Посмотрите, как красиво получилось! Таким красивым стаканом можно украсить полочку или как сувенир кому-нибудь подарить. А давайте мы наш красиво украшенный солью стакан подарим профессору. (выходим из лаборатории и дарим стакан)
Профессор благодарит детей и приглашает их в творческую мастерскую. Слайд 13-14.
Воспитатель: ребята профессор нас не случайно пригласил в творческую мастерскую. Недавно я узнала, что оказывается солью можно рисовать. И сегодня я хочу вместе с вами порисовать солью. А что мы будем рисовать, вы узнаете, отгадав загадку:
Вдруг из чёрной темноты
В небе выросли кусты.
А на них то голубые,
Пунцовые, золотые.
Распускаются цветы
Небывалой красоты.
И все улицы под ними тоже
Стали все цветными.
Как назвать же их скажи
Эти яркие цветы? (салют)
Воспитатель: правильно ребята это салют. (показ фотографий салюта)
Что такое салют? Где вы его видели? В какие дни мы можем увидеть салют? (когда празднуется какой-нибудь праздник)
Сегодня я хочу вместе с вами нарисовать салют, потому что скоро в нашей стране будет праздноваться праздник «День победы». Что это за праздник и почему он так называется? Как люди его празднуют? (в этот день проходят парады, концерты и вечером всегда запускают салют)
Воспитатель: для рисования салюта нам понадобится клей ПВА, картон чёрного цвета, соль, краски, вода. (объясняю и показываю ход рисования, дети смотрят и выполняют свои работы).
Итог:
Воспитатель: ребята с кем вы сегодня познакомились?
Что вы сегодня нового узнали?
Что вам больше всего понравилось на сегодняшнем занятии?
Воспитатель вместе с детьми благодарят профессора. Профессор прощается с детьми слайд 15.