Титова Анна Рубеновна
Оганесянц Карина Робертовна
Учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 28 г. Владикавказ, г. Владикавказ
Учитель английского языка, МБОУ СОШ № 50 г. Владикавказ, г. Владикавказ
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Титова А.Р., Оганесянц К.Р. Добровольчество молодёжи как стратегия позитивного развития, обеспечивающая личностный рост и самосовершенствование молодёжи // Совушка. 2023. N4 (34). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/34/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1947947
Аннотация. В статье говорится о том, что одной из важных проблем, существующих в обществе, является проблема профессионального самоопределения. Изменения на рынке труда затрудняют процесс интеграции подрастающего поколения в профессиональную структуру общества и актуализируют проблему профессионального и личностного самоопределения молодёжи. Процесс включения студентов в деятельность волонтёрских отрядов позволяет существенно повысить уровень их профессиональной направленности, даёт возможность самовоспитания и формирования собственной личности.
Ключевые слова: волонтерство, добровольчество, волонтер, волонтерская деятельность, профессионализм.
Известно, что одной из главных проблем современного образования является недостаточная социальная ориентированность выпускников. Поэтому одним из направлений социально -педагогической политики должна быть организация работы образовательного учреждения по формированию у обучающихся социальной компетентности с целью повышения их конкурентоспособности на рынке труда, эффективности выполнения ими основных социальных функций в обществе [2]. В современном обществе во всех сферах жизни происходит множество изменений, диктующих необходимость умения приспосабливаться к изменяющимся условиям, эффективно взаимодействовать с окружающим миром, быть компетентным в самых различных вопросах. Реальными результатами образования в современных условиях становятся способность студента чувствовать образ меняющегося мира и ощущать себя как часть этого мира, готовность к встрече с неожиданностями и умение ответить на эти встречи позитивной инновационной деятельностью, что ставит высшую профессиональную школу перед проблемой поиска дополнительных ресурсов социального воспитания молодёжи. В качестве одного из современных и адекватных потребностям молодёжи ресурса социального воспитания, позволяющего стимулировать инициативность, активность личностной позиции, может выступать волонтёрская деятельность.
Волонтёрство – это добровольная безвозмездная деятельность на благо общества и отдельных граждан. Если сформулировать определение не официальными терминами, то волонтерство – это бесплатная работа для того, чтобы помочь всем, кто в этом остро нуждается [2].
В русский язык термин «волонтерство» вошел в 90-е годы, когда в России стали появляться первые социально ориентированные некоммерческие организации (НКО), главная задача которых – не получение прибыли от своей деятельности, а благотворительность и просветительская работа. До этого времени все, что сейчас подразумевают под волонтерством, называлось добровольчеством [3].
Французское слово volontaire («волонтер») произошло от латинского voluntarius («добровольный»), так что галлицизм «волонтер» – это полный синоним русского «доброволец». Это зафиксировано в пятой статье ФЗ № 135 «О благотворительной деятельности и (волонтерстве)» [3].
Добровольческая помощь в различных видах издавна была существенной характеристикой русской национальной культуры наряду с традицией соучастия и сопереживания судьбе ближнего. В настоящее время «Концепция долгосрочного социально экономического развития РФ до 2024 года» предусматривает развитие добровольчества как одного из приоритетных направлений государственной политики.
Проведённые в России исследования среди молодых добровольцев выявляют мотивы участия молодёжи в добровольческой деятельности: желание быть полезными людьми, способствовать позитивным изменениям в обществе, найти единомышленников, получить новые знания и навыки, интересно проводить досуг, найти друзей. Среди мотивов добровольцев выделяются не только идеалистичные, но и прагматичные: проба себя на пути к карьере, приобретение дополнительных знаний, навыков и квалификации, поиск площадок для исследований, расширение профессионального опыта, получение необходимой информации, полезных связей и т.п.
Международная практика показывает, что добровольчество молодёжи ‒ это стратегия позитивного развития, обеспечивающая личностный рост и самосовершенствование молодёжи.
Молодые люди, имеющие опыт участия в добровольческой деятельности, включаются в социально-культурные преобразования, призванные способствовать улучшению жизни общества. В свою очередь, накопление опыта участия в добровольческой деятельности формирует у них духовно-нравственные ценности, которые представляют собой сочетание общественных и личных интересов, связанные с осознанием себя как личности, формируют активную жизненную позицию.
Волонтёрство как направление воспитательной работы в вузе выполняет ряд важных функций:
В качестве видов добровольческой деятельности можно выделить следующее:
Для того чтобы потенциал волонтёрской деятельности стал ресурсом социального воспитания студентов, его необходимо активизировать, то есть перевести в более высокое качественное состояние, что вызывает необходимость выявления педагогических условий организации волонтёрской деятельности в вузе как ресурса социального воспитания молодёжи, которые в полной мере задействует выявленный потенциал волонтерства.
Выделяя первое педагогическое условие, мы исходили из того, что содержание волонтёрской деятельности активизирует задействованные в ней личностные ресурсы, способствуя проявлению субъектности студентов. Ценностная составляющая волонтёрской деятельности обеспечивает необходимую пригодность волонтёра, осуществление добровольного, осознанного, ответственного выбора целей, имеющих высокую социальную значимость и требующих личностного участия, что актуализирует ценностно-смысловой компонент субъектной позиции. Приобретённые в волонтёрской деятельности знания и умения способствуют изменению отношения как к волонтёрству в целом, так и к себе как субъекту этой деятельности. Поэтому студентам предлагалось выступить волонтёрами социальных акций различной направленности: благотворительных, творческих, информационно-просветительских, организационных, обучающих, экологических. Вариативность содержания предлагаемых акций позволила студентам делать выбор как направления волонтёрской деятельности так меры своего личного участия в ней.
Второе педагогическое условие связано с актуализацией потенциала волонтёрства в учебной и внеучебной деятельности, что позволяет расширить пространство самосознания студентами себя как субъекта социальной и профессиональной деятельности, развить устойчивое ценностное отношение к такой деятельности, обеспечить самостоятельность в принятии решений, предоставить возможность для становления самосознания, профессионального самоопределения, самоутверждения, самораскрытия, самореализации индивидуальных особенностей.
Третье педагогическое условие формирования субъектной позиции студентов в волонтерской деятельности заключается в организации этой деятельности на основе технологий социального проектирования. Данное условие позволило использовать проектный метод в его различных типах: учебные, партнерские и самопроекты. Обобщению навыков волонтерской деятельности способствовало использование партнерских проектов на базе волонтерских и благотворительных общественных организаций.
В качестве примера приведем модель волонтерской деятельности в ВУЗе на рисунке1.
Ссылка на детальное изучение рис.1 https://disk.yandex.ru/i/5lVub39VJJ1EFw
Подводя итог вышесказанному, отметим процесс включения студентов в деятельность волонтерских отрядов не только позволяет существенно повысить уровень их профессиональной направленности, но и дает им возможность апробировать себя в профессиональной роли, развивает профессиональные компетенции и учит ориентироваться в существующих методических подходах к решению проблемы, но и дает возможность самовоспитания и формирования собственной личности, воплощения своих творческих планов и лидерского потенциал
Литература: