Пронина Антонина Евгениевна
Воспитатель, МБДОУ Ильичевский детский сад "Колобок", с. Ильичево, Советский район, Республика Крым
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Пронина А.Е. Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе "Сравнение множеств предметов. Ориентировка в пространстве: над, под, за" // Совушка. 2023. N3 (33). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/33/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1935852
Тема: Сравнение множеств предметов. Ориентировка в пространстве: над, под, за.
Цель: Формировать у детей умение выявлять и сравнивать качества предметов, находить общие качества групп предметов; учить определять место расположения предметов; закрепить навыки ориентировки в пространстве; воспитывать умение слышать и выполнять инструкции воспитателя.
Материалы: демонстрационный: фланелеграф (доска), плакат с изображением овощей, картинка звоночка; набор предметных картинок (транспорт, инструменты- по 5 картинок);
Раздаточный: конверты с наборами картинок с какой-либо темы (например, фрукты: груша, слива; овощи: лук, помидор, огурец), карточки для упражнений «Какой фигуры не хватает».
Ход занятия
1. Психогимнастика
2. Игра «Собери листочки»
На фланелеграфе прикрепленный плакат с изображением овощей.
- Скажите, что изображено на плакате?
- Сколько всего предметов? Назвать их одним словом. (Овощи)
- Плакат называется «Овощи». Правильно будет, если добавить к этому плакату маленький звоночек?
Воспитатель прикрепляет рядом с рисунками овощей рисунок звоночка. Дети обговаривают действия
Воспитателя и высказывают свои мысли.
- У каждого из вас на столе лежат конверты. Достаньте карточки из конверта, и разложите их на две группы. Дайте название каждой.
Воспитатель индивидуально помогает по необходимости.
3. Физминутка.
Воспитатель предлагает детям показать движения разных животных. Кошка – дружелюбное животное. Она умеет прыгать, лазить по деревьям, играть с мячом ит.д. Когда кошка видит мышку, она замирает. Птичка умеет летать, ходить или прыгать по земле. Птица летает в воздухе, остановиться не может. Заметив опасность, она быстро меняет направление, замерев на секунду.
Дети имитируют движения животных под музыку. Когда музыка затихает, дети замирают и не двигаются до наступления сигнала воспитателя.
4. Игра «Что изменилось»
Воспитатель предлагает детям подойти к фланелеграфу, на котором прикреплены пять картинок.
- Рассмотрите на картинки. Назовите изображенные предметы одним словом.
Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и убирает одну картинку. Дети должны заметить и сказать, чего не стало. Можно усложнить задание, не убирать, а добавлять картинки с изображением предметов с другой группы.
5. Упражнения на ориентировку в пространстве.
Предложите детям запомнить, что находится перед и за ними, потом закрыть глаза и назвать эти предметы. Такое же упражнение можно выполнить с использование слов: левее – правее, внизу – вверху.
6. Упражнение «Какой фигуры не стало»
На столах у детей карточки
Воспитатель предлагает рассмотреть, как разложены геометрические фигуры в клетках в первом ряду.
- Назвать фигуры в первом ряду. Сколько их?
- Какие фигуры во втором ряду?
- Какие фигуры необходимо добавить?
- Какие фигуры в третьем ряду?
- Какой фигуры не хватает? Положите карточку с соответствующей фигурой.
7. Итог занятия:
- Что вам больше понравилось выполнять на занятии?
- Какие задание были вам легкими? трудными?
- Расскажите, какие предметы в группе расположены над шкафом, под столом, возле шкафа с игрушками, на подоконнике?