Тимофеева Яна Георгиевна
Автандилян Сона Оганесовна
Овакимян Маринэ Альбертовна
Воспитатель, МБДОУ "Детский сад № 10 "Хуторок", г. Пятигорск, Ставропольский край
Воспитатель, МБДОУ "Детский сад № 10 "Хуторок", г. Пятигорск, Ставропольский край
Воспитатель, МБДОУ "Детский сад № 10 "Хуторок", г. Пятигорск, Ставропольский край
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Тимофеева Я.Г., Автандилян С.О., Овакимян М.А. Самостоятельная двигательная деятельность в соответствии с ФГОС // Совушка. 2023. N3 (33). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/33/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1930120
Самостоятельная двигательная деятельность детей одна из форм организации физического воспитания в ДОУ. Самостоятельная двигательная деятельность – это «деятельность, которая возникает по инициативе ребёнка. Она даёт широкий простор для проявления индивидуальных двигательных возможностей дошкольника и является важным источником его активности и саморазвития».
Содержанием самостоятельной двигательной деятельности являются разнообразные движения. Систематическая двигательная деятельность детей играет важную роль в физическом и психическом развитии ребёнка, поэтому расширение и обогащение двигательного опыта детей дошкольного возраста- одна из основных задач дошкольного воспитания.
Физическая культура должна входить в повседневную жизнь детей. Решение этой важной задачи необходимо начинать с дошкольного возраста.
К переходу в школу у детей должно сформировать осознанное отношение к занятиям физическим упражнениям (в разных формах), выработать необходимые навыки и умения.
Воспитание у дошкольников интереса и привычки к ежедневным физическим упражнениям осуществляется в детском саду как процессе организованных форм работы, так и в самостоятельной деятельности детей. Она позволяет обеспечить достаточную двигательную активность в течение дня, способствует закреплению двигательных навыков, выработке физических качеств. В то же время самостоятельная двигательная активность может рассматриваться как показатель воспитанности. В ней проявляются уровень физической подготовленности ребёнка, степень сформированности нравственных и волевых качеств, желание и умение заниматься самостоятельно, склонность к отдельным видам движений.
Движения детей старшего дошкольного возраста становится всё более осознанными и носят преднамеренный характер. У них развивается способность понимать задачу, поставленную педагогом, самостоятельно выполнять указания педагога, определяющий заданный способ. Дети обращают внимание на особенности разучиваемых упражнений, пытаются выяснить, почему следует проделывать их так, а не иначе. Во время объяснения у ребёнка возникает мысленное представление о движении, его направлении, последовательности составных частей. Начинают создаваться небольшие по интересам к тому или иному виду упражнений.
В детском саду дети имеют возможность самостоятельно заниматься физическими упражнениями (до утренней гимнастики), в перерывах между занятиями, во время дневной и вечерней прогулок, после сна, а также вечером. По собственной инициативе дети могут многократно повторять любимые упражнения. Педагог воспитывает у детей стремление выполнять движения как можно лучше, причём добиваться этого без напоминания и прямых указаний.
В двигательной деятельности большое внимание следует уделять развитию движений и физических качеств детей. Целесообразно рационально организовать двигательный режим разнообразить двигательную деятельность в течение дня. Развивая самостоятельную двигательную деятельность дошкольников, воспитатель должен опираться на возрастные особенности. Эффективность самостоятельных занятий физическими упражнениями зависит от подготовки детей к этому виду деятельности и правильного педагогического руководства ими. Педагогу важно поддерживать попытки ребёнка в правильной организации собственной деятельности, учить элементам разминки и релаксации с помощью специальных атрибутов.
В работе педагога по развитию самостоятельной двигательной деятельности детей старшей смешанной группы можно выделить следующие направления: подготовка детей к самостоятельным физическим упражнениям; руководство самостоятельной деятельностью детей. При этом важным является формирование навыков совместной деятельности и дружеских отношении между детьми всех возрастных групп.
В двигательной деятельности у детей складываются более сложные формы общения со взрослыми и между собой. У них развивается чувство уважения к старшим, стремление поддержать им. У некоторых детей появляется желание помочь другому, научить его. При этом существенное значение имеет направленность на достижение коллективного результате в движении, игре.
Оценка ребёнком движений, как своих, так и товарищей, приобретает более развёрнутый и обоснованный характер, что обуславливает большую ее объективность. Стремясь к правильной оценке, дети начинают понимать связь между способом движения и полученным результатом. Они начинают упражняться в движениях по своей инициативе, многократно повторять их без напоминания педагога, пытаясь освоить то, что не получается. При этом они довольно настойчиво преодолевают трудности.
Подготовка детей к самостоятельной двигательной деятельности включает:
Процесс руководства самостоятельной двигательной деятельностью дошкольников включает:
Формирование навыков совместной деятельности и дружеских взаимоотношений предполагает:
Подготовка дошкольников к самостоятельной двигательной деятельности осуществляется в разных формах в детском саду и в семье.
Большое значение имеет систематическое и качественное проведение физкультурных занятий, в процессе которых воспитатель побуждает у детей интерес к физическим упражнениям, подводит к сознанию их важности для здоровья, физического развития, подготовки к школе, труду, жизни; обогащает знания и представления детей о физической культуре и спорте; развивает самостоятельность при подборе , выполнении движений и организации занятий; формирует навыки самостоятельного проведения игр, показа и объяснения упражнения; настраивает детей на самостоятельную двигательную деятельность в течение дня в детском саду и дома; готовит детей разных возрастов к совместным занятиям физическими упражнениями.
Важна общая направленность всей работы в организованных формах на проявление детьми усвоенных знаний, умений и навыков в самостоятельной двигательной деятельности.
Воспитатель может дать детям целевую установку на использование отдельных упражнений и подвижных игр в самостоятельной двигательной деятельности посоветовать, порекомендовать, подсказать, как, где и в какое время нужно поиграть в различную игру, проделать упражнение.
Формируя у воспитанников избирательное отношение к физическим упражнениям, педагог прежде всего расширяет круг их любимых упражнений на занятиях.
Продумывание содержания и активизация представлений о движениях оказывает влияние на осознанность их усвоения детьми, способствуют формированию положительного эмоционального отношения к ним; обогащению речи дошкольников названиями упражнений и способов их выполнения.
Полезны тематические занятия, где рассказ педагога иллюстрируется движениями. Сюжет таких занятий легко запоминается детьми и переносится в самостоятельную деятельность, а предложенный воспитателем вариант подбора движений становится основной для игры. Некоторые движения, сложные по координации и требующие большого количества повторении.
Смешанная по возрасту группа в воспитательном аспекте имеет то преимущество, что малыши чувствуют заботу не только со стороны педагога, но и со стороны старших детей.
Самостоятельная двигательная деятельность детей предполагает в основном методы и приёмы косвенного педагогического воздействия. Методы косвенного руководства требуют от воспитателя большого педагогического мастерства.
Эффективным приёмом руководства самостоятельной двигательной деятельностью дошкольников является совет, рекомендация. В доступной форме воспитатель советует выбрать то или иное физическое упражнение, подвижную игру, следит за тем, чтобы чередовались движения разных видов, а также за тем, чтобы двигательная активность детей была бы то большой, то средней, то малой . воспитатель помогает детям отобрать оборудование и инвентарь, сделать своим руками какой-либо атрибут, чтобы в дальнейшем использовать его в играх.
Эффективным приёмом является просьба. Педагог просит ребёнка, хорошо освоившего упражнение, научить ему других детей; старшего – показать и объяснить движение малышам, провести с ним подвижную игру; группу детей- подготовить инвентарь к прогулке, разместить его на площадке. Просьба воспитателя привлекает детей к оказанию помощи друг другу.
Важно своевременно поддерживать стремление ребёнка помочь сверстнику или малышу овладеть трудными упражнениями. Заметив, что у детей падает интерес к упражнению, педагог подсказывает, как изменить или усложнить его, - новым вариантом будет выполнение тех же движений с другим предметом, постановка более трудной двигательной задачи, изменение или ограничение места действия.
В связи с тем, что навыки самоорганизации у детей еще недостаточно сформированы, воспитатель пользуется предупреждающей тактикой. Подсказывает, как начать игру; распределять роли, используя считалки, жеребьевку, очерёдность, или по личным качествам, и советует, как регулировать взаимодействие и взаимоотношение детей.
Планирование самостоятельной двигательной деятельности дошкольников не может быть оторвано от содержания организованных форм работы, в частности от физкультурных занятий. Задачи, которые решаются на занятии, определяют и содержание самостоятельной деятельности детей. Содержание самостоятельной деятельности бывает значительно шире, так как оно дополняется и обогащается за счёт вариативности упражнений, разнообразия оборудования, а также введения элементов игры. Ориентируясь на индивидуальные особенности детей и уровень их физической подготовленности, педагог намечает приёмы, в комплексе составляющие систему руководства их самостоятельной двигательной деятельностью; придумывает условия для упражнений, необходимый инвентарь. На основе заинтересованности, возникшей у детей в процессе физкультурного занятия, воспитатель стремится побудить их к целесообразной двигательной деятельности; к сотрудничеству младших и старших, предусматривая формирование личностных качеств.
Все педагогические приёмы и методы индивидуально дифференцированного подхода к детям строим с учётом интереса ребёнка к играм и разным видам деятельности. Создавая условия самостоятельной двигательной деятельности детей, мы, взрослые способствуем развитию их инициативы, самостоятельности, что в итоге ведёт к развитию детского творчества.
Создание благоприятной окружающей обстановки (организация свободного места для игр, рациональный подбор физкультурного оборудования, поощрение индивидуальных игр с пособиями) является одним из путей повышения двигательной активности детей.
Литература: