Созарукова Ольга Васильевна
Дорощина Ольга Анатольевна
Шелковин Алексей Васильевич
Учитель-логопед, МБДОУ "Детский сад № 10 "Хуторок", г. Пятигорск, Ставропольский край
Педагог - психолог, МБДОУ "Детский сад № 10 "Хуторок", г. Пятигорск, Ставропольский край
Музыкальный руководитель, МБДОУ "Детский сад № 10 "Хуторок", г. Пятигорск, Ставропольский край
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Созарукова О.В., Дорощина О.А., Шелковин А.В. Малокомплектный детский сад в сельской местности // Совушка. 2023. N3 (33). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/33/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1929969
В последние годы дошкольное образование в России претерпевает существенные изменения. Эти изменения носят как позитивный характер, так и сложные проблемы, требующие своевременного решения. Одной из таких проблем следует назвать проблему управления малокомплектным дошкольным образовательным учреждением в сельской местности. Сельский детский сад имеет свою специфику по сравнению с ДОУ больших городов. Чаще всего ‒ это единственное дошкольное учреждение, которое обязано оказывать населению качественные услуги по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста.
Малокомплектный детский сад явление не только педагогическое, но и социальное. Он порожден своеобразием социальных, географических и демографических условий жизни сельского населения. Организация дошкольного образования в сельской местности имеет свою специфику по сравнению с городскими ДОУ. В организации и планировании педагогического процесса, режима дня, организации игровой деятельности, обустройстве предметно- развивающей среды и управлении самостоятельной деятельностью в малокомплектном детском саду с разновозрастным формированием групп есть ряд трудностей, чем в учреждениях с одновозрастным принципом комплектования групп. При составлении методических разработок, педагогам приходится гораздо больше времени тратить на планирование и разработку занятий с детьми разных возрастов одновременно, обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями.
Важная роль по воспитанию детей лежит на тех воспитателях, которые работают в таких садах. Воспитатель малокомплектного детского сада должен добиться того, чтобы дети разного возраста нравственные качества проявляли с самого раннего возраста. Это огромный труд, который педагог должен выполнить с учетом своего профессионального опыта. Ведь воспитатели малокомплектного детского сада – это образец духовной и нравственной культуры, которые должны быть примером для детей и взрослых. На современном этапе развития системы дошкольного образования, для которого характерно появление прогрессивных программ и технологий, особое значение приобретает развитие профессиональной подготовки и переподготовки педагогических кадров. И сельский педагог должен быть на одном уровне с педагогом городского ДОУ.
Таким образом, специфика малокомплектного детского сада накладывает отпечаток на организацию труда всего коллектива: деятельность должна носить творческий характер, она тесно связана с решением сложных задач по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в дошкольных учреждениях. Это способствует и большей сплоченности коллектива, и укреплению положительного климата в учреждении, повышению ответственности каждого сотрудника за деятельность учреждения.
Несмотря на все трудности, учитывая эти особенности коллектива легче решить проблемы работы учреждения и встать на инновационный путь развития ДОУ в новых политико-экономических условиях.
Литература: