Несмачных Марина Анатольевна
Учитель-логопед, МБДОУ "Детский сад № 49 "Радуга", пгт. Краснобродский, Кемеровская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Несмачных М.А. Мастер-класс для родителей «Дома играем – речь развиваем» // Совушка. 2023. N3 (33). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/33/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1921487
Цель: укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства в речевом развитии дошкольников, с использованием артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастик, речевых игр на формирование грамматического строя речи, развитие фонематического слуха в работе с детьми, посещающих логопедический пункт детского сада.
Задачи:
Участники: родители.
Форма проведения: мастер-класс.
Оборудование: зеркала, вертушки, мяч.
Ход мастер-класса
- Добрый день, уважаемые родители. Я очень рада вас видеть на мастер-классе «Дома играем – речь развиваем». Предлагаю вам встать в круг и поприветствовать друг друга.
Игра «Ладошки»
- Поднимите все ладошки
И потрите их немножко.
Дружно хлопните раз пять: (хлопают в ладоши)
1,2,3,4,5.
Продолжайте потирать! (потирают руки)
Мой сосед такой хороший!
Я ему пожму ладоши. (пожимают руки с одной стороны)
И другой сосед хороший-
И ему пожму ладоши. (пожимают руки с другой стороны)
Руки вверх поднять пора. (поднимают руки вверх)
Крикнем дружное: Ура! (машут руками)
- Спасибо.
И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.
Прошу отвечать громко «Да» или «Нет».
Детей вы любите, да или нет? (да)
Чтоб ребяткам своим во всем помогать
Вы хотите что-то новое узнать? (да)
Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,
Вам нужно в работе активными быть? (да)
Тогда Вас прошу мне во всем помогать,
Приветствие кончилось, можно начать.
Каждый этап в процессе работы со звуком сложный по-своему: у кого-то с трудом ставим звуки. Перед этим идёт долгая и плодотворная работа. У кого-то очень сложно звуки автоматизируются в речи (легко произносятся в свободной речи).
На каждом этапе работы со звуком без вашей помощи, родители, не обойтись!
Обязательный этап логопедических занятий - артикуляционная гимнастика. Гимнастика проводится для того, чтобы подготовить язычок к постановке звуков. Даже если звук поставлен, гимнастика необходимо выполнять каждый день. Правила выполнения: сидя, спина прямая, по 3-4 подхода.
Для каждой группы звуков своя артикуляционная гимнастик.
Общий комплекс упражнений: Упражнения для губ,
Свистящие [С], [З], [Ц] – Упражнения «Накажем непослушный язычок», «Лопаточка», «Почистим зубки», «Киска сердится»
Шипящие – «Приклей конфетку», «Вкусное варенье», «Чашечка»
Сонорный звук [Л]- «Индюк», «Качели», «Часики»
Сонорный звук [Р]- «Маляр», «Лошадка», «Грибочек», «Гармошка», «Барабанщик», «Заведём моторчик», «Комарик»
Для постановки звуков необходимо правильное речевое дыхание, так как звуки мы произносим на выдохе. Почти всегда у детей с нарушениями речи дыхание плохо развито. Поэтому следует работать над дыханием. Вдох через нос, выдох через рот. Главное правило – щёки не надувать!
Предлагаю вам выполнить несколько упражнений для развития дыхания.
- «Ветерок»
- «Фокусник»
- «Буль-бульки»
- «Мыльные пузыри»
Кинезиологические упражнения и
Упражнения пальчиковой гимнастики
- гимнастика с карандашом
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу
- мячи-ёжики
Развитие фонематического слуха
- игра «Поймай звук»
- «Найди место звука в слове»
Звуки ставятся и автоматизируются по очереди: свистящие, шипящие, сонорные… В тетрадях по формированию произносительной стороны речи задаю упражнения на автоматизацию только поставленного звука. Также пишу, что данный звук нужно контролировать и постоянно исправлять неправильное произношение звука.
Речевые игры
При выполнении заданий в домашних условиях можно проявить творчество и самим придумывать слова на автоматизируемый звук.
Также поиграть в игры «Один-много», «Много-один», «Какой», «Скажи наоборот», «Скажи ласково».
Заучивание стихотворения
- Сейчас предлагаю таким способом выучить небольшое четверостишие.
Петя, Петя, петушок,
Дам тебе пшена мешок,
Дам воды немножко,
Подойди к окошку.
Итог.
- Наш мастер-класс подошёл к концу.
- Узнали ли вы что-то полезное?
- Какие упражнения вы будете применять в работе с детьми?