Сущенко Наталия Борисовна
Зырянова Любовь Викторовна
Кох Оксана Александровна
Воспитатель, МБДОУ "Детский сад № 10 "Хуторок", г. Пятигорск, Ставропольский край
Воспитатель, МБДОУ "Детский сад № 10 "Хуторок", г. Пятигорск, Ставропольский край
Учитель-логопед, МБДОУ "Детский сад № 10 "Хуторок", г. Пятигорск, Ставропольский край
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Сущенко Н.Б., Зырянова Л.В., Кох О.А. Проектная деятельность в ДОУ // Совушка. 2023. N3 (33). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/33/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1929715
Одной из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с дошкольниками является проектная деятельность. Проектная деятельность в ДОУ – это прежде всего сотрудничество, в которое вовлекаются дети, педагоги и родители.
Этот метод всегда предполагает решение какой-либо проблемы и получение результата. Очень важно, чтобы у детей возник интерес к этой проблеме, а еще лучше, если ребенок сам обнаружит проблему и у него возникнет желание решить ее. Поэтому перед педагогами стоит задача развивать и поддерживать детскую самостоятельность и инициативность.
После выбора актуальной задачи (проблемы) для ребенка составляется план поэтапного движения к цели: кто будет помогать, сотрудничать (воспитатель, сотрудники детского сада, родители), где, в каких источниках будем искать информацию, что из предметной среды будем использовать. План действия разрабатывается коллективно.
Первый этап – Выбор темы.
Задача педагога в первом этапе - осуществить вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием модели “трёх вопросов”:
На данном этапе диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценки имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевого аппарата.
Последовательность работы педагога на данном этапе:
Второй этап – Реализация проекта.
Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Задача воспитателя на данном этапе — создать в группе условия для осуществления детских замыслов.
Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что второй этап способствует разностороннему развитию, как психических функций, так и личностных качеств ребёнка.
Исследовательская активность на данном этапе активизируется за счет проблемного обсуждения, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использования операций сравнения и сопоставления, проблемного изложения информации педагогом, организации опытов и экспериментов.
Последовательность работы педагога на данном этапе:
Третий этап – презентация проекта.
Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта.
Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).
Последовательность работы педагога над проектом на данном этапе:
Четвёртый этап – рефлексия.
Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и координирующей к окончанию проекта.
Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.
Заключительным этапом проекта является подведение итогов, совместный анализ и определение задач для будущих проектов.
Выделяем следующие этапы проекта:
Проекты классифицируются:
В практике дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:
Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами.
Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Хочется отметить, что благодаря проектной деятельности развивается мышление, воображение, речь, творческие способности у детей, происходит сближение родителей и детей, активизируются взаимоотношения педагогов и родителей.
Литература: