Синяпкина Елена Ивановна
Воспитатель, МАДОУ "Центр развития ребенка-детский сад № 33 "Радуга", г. Губкин, Белгородская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Синяпкина Е.И. НОД «Доброе сердце, добрые дела» // Совушка. 2023. N3 (33). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/33/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1913887
Возраст детей и направленность группы. Подготовительная группа общеразвивающей направленности.
Форма проведения ООД. НОД «Доброе сердце, добрые дела».
Приоритетные образовательные области. «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель: формировать представления о добре и зле.
Задачи: учить анализировать поступки, реальные жизненные ситуации; определять их причину и связь с другими поступками; развивать речь, внимание, логическое мышление; воспитывать доброжелательное отношение к людям, чуткость и отзывчивость.
Виды детской деятельности. Коммуникативная (беседа, овладение диалогической речью), игровая, двигательная.
Формы организации детской деятельности. Совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность.
Материал: книга Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»; картинки с изображением хороших и плохих поступков; письмо с просьбой о помощи; картинки с изображениями отрицательных сказочных героев; карточки с условными изображениями качеств характера; цветные карандаши.
Ход занятия
Психологический настрой на тему беседы: проведение этюда «Добрый день»:
- Добрый день! – тебе сказали,
- Добрый день! – ответил ты.
- Как две ниточки связали –
- Теплоты и доброты.
Педагог и дети приветствуют друг друга.
Воспитатель: Почтальон принес письмо с просьбой о помощи Дюймовочке.
Вот эти сказочные герои похитили Дюймовочку.
(Выставляет нераскрашенные изображения сказочных героев).
Как вы думаете, это добрые или злые персонажи сказок?
Дети: Это злые сказочные герои.
Воспитатель: А почему вы так решили?
Дети: Жаба украла Дюймовочку, Волк съел козлят, Снежная Королева заморозила и украла Кая, Баба-Яга заманила Аленушку в болото, Лиса хотела съесть Петушка, Золушку мачеха заставляла делать всю работу по дому.
Воспитатель: Чтобы мы смогли помочь, нужно злых героев превратить в добрых. Нужно раскрасить их так, чтобы они смеялись, нарисовать им улыбку. Вот так. (Показывает на одном из рисунков, раздает детям изображения злых героев и цветные карандаши).
Самостоятельная работа детей. Совместное обсуждение результата.
Воспитатель: Ребята, чтобы отправиться дальше, надо выполнить следующее задание. Я буду читать предложения, а вы должны придумать для них добрый или злой конец:
Дети проявляют творчество в составлении концовок предложений, в которых прослеживаются хорошие и плохие поступки.
Воспитатель: Ребята, а какие поступки мы должны совершать?
Дети: Добрые.
Воспитатель: Правильно, поэтому всегда нужно поступать так, чтобы никого не огорчать.
ПРОВЕДЕНИЕ ФИЗМИНУТКИ.
Воспитатель: Нам предстоит еще долгий путь. Давайте немного отдохнем.
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась,
Раз – росой она умылась,
Два – изящно потянулась,
Три – нагнулась и присела.
На четыре полетела.
Воспитатель: Ребята, перед нами город, жителям которого тоже нужна помощь. Они не знают, что такое хорошо и что такое плохо, и все время путаются в своих поступках. Необходимо разложить картинки с изображением поступков так, чтобы в красном круге оказались картинки с добрыми поступками, а в синем – с плохими. (Дети раскладывают картинки в соответствии с заданием, обосновывая свой выбор).
Воспитатель: Молодцы, ребята, помогли жителям города разобраться в добрых и злых поступках. А сейчас давайте послушаем пословицы о добре и зле:
Воспитатель: Ребята, сейчас я хочу узнать, какие вы знаете добрые слова. Я начну предложение, а вы должны его закончить.
Воспитатель: Какие три волшебных слова вы часто говорите в течение дня?
Дети: Здравствуйте, добрый день, пожалуйста.
Воспитатель: Ребята, что вы чувствуете, когда мама обнимает вас, гладит по голове?
Дети: Радость, тепло. Мамины руки добрые, мягкие, легкие, нежные.
Воспитатель: А что вы можете сказать о злом человеке? Какой он?
Дети: Хмурый, холодный, жесткий.
Воспитатель: О добром человеке еще говорят, что он милосердный. (Проговаривает вместе с детьми слово милосердный). Это тот человек, который дарит свое доброе сердце, добрую душу, добрые слова другим людям, он помогает тем, кто попал в беду.
Сегодня я хочу прочитать отрывок из Жития Сергия Радонежского. А вы внимательно послушайте.
Чтение воспитателя.
Воспитатель: Однажды отец Варфоломея нашел в снегу обмороженных русских людей, среди них была и пятилетняя девочка Уля. Варфоломей всю ночь ухаживал за ней, поил горячим молоком. Он очень устал, ему хотелось спать, но он не уходил, успокаивал ее и читал молитвы.
Варфоломей рос очень трудолюбивым. Он ухаживал за лошадьми, работал в огороде. Но больше всего он любил молиться.
Был у него и друг лесной. Однажды Варфоломей увидел медведя, слабого от голода. Он его пожалел и накормил хлебом, хотя зачастую сам был голодным. Медведь не раз приходил к избушке, возле пенька которой лежал хлеб. Впоследствии медведь стал ручным.
Также стали приходить люди за помощью, за советом, за благословением. И Сергий Радонежский проявлял свое милосердие к каждому.
Воспитатель: Я считаю, что в нашей группе добрые, милосердные дети, потому что согласились помочь Дюймовочке, которая за наше доброе отношение и помощь дарит каждому по цветочку. Какие добрые слова мы скажем Дюймовочке?
Дети: Добрая, отзывчивая, милая, нежная.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю послушать стихотворение М. Скребцова «Сердце живо милостью»
Сердце добрым быть должно,
Так оно сотворено,
Чтоб дарить любовь и свет
Всем вокруг десятки лет.
Сердце может заболеть,
Перестанет сердце петь,
Если нет в нем состраданья,
Чуткости и пониманья.
Детям предлагается ответить на вопросы:
- Как научить свое сердце дарить людям добро и милосердие?
- Как вы думаете, каждый ли человек способен на милосердный поступок?
- Может ли сердце болеть от чужой беды?
- Что нужно делать, чтобы на земле меньше было грустных и несчастных?
Обсуждение ответов детей.