Лунина Марина Сергеевна
Костомаха Наталья Юрьевна
Воспитатель, МАДОУ "Центр развития ребенка-детский сад № 33 "Радуга", г. Губкин, Белгородская область
Воспитатель, МАДОУ "Центр развития ребенка-детский сад № 33 "Радуга", г. Губкин, Белгородская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Лунина М.С., Костомаха Н.Ю. Педагогический потенциал народной культуры в духовно-нравственном воспитании // Совушка. 2023. N2 (32). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/32/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1908210
Возрождение духовно-нравственной культуры является важнейшим условием обновления нашего общества. Русские прогрессивные деятели, писатели и педагоги (В.Г. Белинский. Н.А. Добролюбов, Н.И. Ильминский, М.В. Ломоносов и др.) за основу воспитания подрастающего поколения брали идею народности, историю и географию народа, мораль и его духовное творчество.
Во второй половине XX ‒ начале XXI века изучению роли традиционной русской культуры в воспитании подрастающего поколения, разработке и внедрению национально-регионального компонента содержания образования, роли семьи и детского сада в формировании национальной культуры посвящены исследования К.Ш. Ахиярова, Г.И. Батуриной, Д.С. Лихачёва, И.В. Павлова. «Игнорирование народных основ воспитания, многовековой мудрости, накопленной многими поколениями людей, уже дало свои отрицательные всходы: выросли целые поколения наших соотечественников, которые равнодушны к истории родного края, родному языку, судьбам народа». «Именно сейчас в тяжёлых экономических и социальных условиях, в период падения духовности и нравственных принципов народная педагогика, традиционная культура народов России должна стать для подрастающего поколения тем стержнем, который может спасти не только наших детей, но и будущее России от многих бед».
Традиционная народная культура на рубеже XX ‒ XXI вв. стала важным объектом государственной культурной и образовательной политики в нашей стране. Об этом свидетельствуют: Решение Госсовета РФ «О государственной поддержке традиционной народной культуры» (принято в 2006 г.); Федеральная целевая программа «Культура России (2005-2011 гг.)» (утверждена в 2005г.); разработанная Министерством регионального развития РФ Концепция федеральной целевой программы «Этнокультурное развитие регионов России на 2008-2012 годы» и другие государственные документы. Так и в нашем Белгородском крае созданы программы, которые предусматривают:
Одним из важнейших направлений работы образовательных учреждений является приобщение детей к российским национально-культурным и духовно-нравственным ценностям и лучшим традициям, развитие коммуникативных навыков и освоение русского языка, ознакомление детей с культурным разнообразием традиционного жизненного уклада, воспитание толерантности, любознательности, формирование различных форм сотрудничества и коммуникации. Для эффективного решения этой задачи необходимо повышение профессиональных, культурных, духовно-нравственных компетенций педагогов и педагогической культуры родителей.
Одной из мировых тенденций современного этапа развития дошкольного образования является воспитание гражданина, формирование системы ценностей и отношений.
Актуальность проблемы формирования активно-деятельностного отношения к народной культуре и духовно – нравственному воспитанию очевидна, но ее эффективное решение зависит от ряда факторов, среди которых влияние педагогического потенциала региональной культуры имеет очень важное значение.
Традиционная культура региона представляет собой продукт коллективной жизнедеятельности людей, но её практическими творцами и исполнителями являются отдельные личности. Поэтому личность выступает по отношению к региональной традиционной культуре одновременно н нескольких ипостасях. Во-первых, как «продукт» региональной традиционной культуры, введённый в её нормы и ценности, обученный в процессе социализации, осуществляемой в ходе детского воспитания, при получении образования, посредством контактов со своим социальным окружением (семьёй, друзьями и др.). Во-вторых, как «потребитель» культуры. использующий нормы и правила усвоенной им региональной традиционной культуры в своей социальной практике и, особенно, во взаимодействии с другими людьми. В-третьих, как «производитель» культуры, творчески порождающий традиционные культурные формы. И, в-четвёртых, как «транслятор» региональной традиционной культуры, так как, воспроизводя какие-либо культурные образцы в практических действиях и суждениях, человек сам передаёт информацию о них другим людям.
Таким образом, педагогический потенциал региональной традиционной культуры заложен в традициях нравственного, духовного, патриотического, трудового, экологического воспитания и свидетельствует о богатстве истории и культуры нашей страны. В новых условиях развития российской системы образования на передний план выдвигается личность человека - носителя ценностей и традиций региональной культуры. Региональная традиционная культура ориентирует образование не столько на традиционные знания, умения и навыки, сколько на базовые культурные ценности, выступающие в качестве целей образования (обучения и воспитания). Дети в образовательных учреждениях присваивают общечеловеческие культурные ценности и идентифицируют себя с определенной региональной культурой на основе культурного самоопределения.
Как заметил Феофан Затворник, «наука может раздолбить скалу, сплюснуть глыбу металла, но смягчить жестокое, чёрствое сердце человека ей не дано… Наука бессильна против нравственного зла». Основой, стержнем образовательного процесса, на который «нанизываются» научные знания, должны стать духовные, нравственные и моральные ценности. Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции. Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определённую систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач.
Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для воспитывающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения. В современных условиях без социально педагогического партнерства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Для решения этой общенациональной задачи необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнёрские отношения с другими субъектами социализации: семьёй, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ. Организация социально педагогического партнёрства может осуществляться путём согласования социально воспитательных программ общеобразовательных учреждений и иных субъектов социализации на основе национального воспитательного идеала и базовых национальных ценностей. Это возможно при условии, что субъекты воспитания и социализации заинтересованы в разработке и реализации таких программ.
Знания наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы. Одной из таких программ, может быть, обучение духовным основам религиозной культуры и светской жизни. Содержание воспитания группируется вокруг базовых национальных ценностей. В педагогическом плане каждая из них формулируется как вопрос, обращённый человеком к самому себе, как вопрос, поставленный педагогом перед детьми. Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для её решения педагоги, родители, иные субъекты духовной, культурной, социальной жизни обращаются к содержанию:
Принцип социальной востребованности предполагает, что воспитание, чтобы быть эффективным, должно быть востребованным в жизни ребёнка, его семьи, других людей, общества. Социализация и своевременное социальное созревание ребёнка происходят посредством его добровольного и посильного включения в решение проблем более взрослого сообщества. Полноценное духовно-нравственное развитие происходит, если воспитание не ограничивается информированием о тех или иных ценностях, но открывает перед ребенком возможности для нравственного поступка.
Результатом духовно-нравственного развития должно быть не только знакомство с православием, но и воспитание в каждом ребёнке гражданина и патриота, раскрытие в нем доброты, его способностей и талантов, подготовка к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Напряжённая сфера межнациональных отношений также нуждается в специалистах, знающих цену национальной культуре и воспринимающих границы национального и религиозного факторов в жизнедеятельности человека. Отсутствие элементарных представлений о духовных основаниях национальной культуры, о взаимосвязи особенностей национального характерами религиозной жизни народа приводит порой к страшным событиям.
Литература: