Технологическая карта по ручному труду на тему: "Сминание, сжимание, скручивание алюминиевой фольги. Изделие «Паук»

Чуватова Ирина Михайловна

Учитель, ГКОУ "С(К)ШИ", г. Бугуруслан, Оренбургская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Чуватова И.М. Технологическая карта по ручному труду на тему: "Сминание, сжимание, скручивание алюминиевой фольги. Изделие «Паук» // Совушка. 2023. N2 (32). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/32/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1907826


 

Учитель

Чуватова И.М.

Предмет

Ручной труд

Класс, количество человек

4, 11

Тема

Сминание, сжимание, скручивание алюминиевой фольги. Изделие «Паук».

Тип урока

Урок усвоения новых знаний.

Цель урока

Создание условий для формирования умения и навыка конструирования объемной фигуры из фольги.

Задачи урока

  • ознакомить со свойствами фольги и ее назначении; формировать умение анализировать объект и действовать в соответствии с намеченным планом работы.
  • развивать мелкую моторику рук через сминание, сжимания, скручивания алюминиевой фольги; познавательные процессы, зрительно-двигательную координацию обучающихся в процессе выполнения практической работы; развивать в процессе предметно-практической деятельности психических функций: зрительно-пространственного восприятие, воссоздающее и творческое воображение, разных видов мышления, речи, воли, чувств, целенаправленное восприятие, формы, величины материала.
  • воспитывать положительную мотивацию к учению.

Формируемые БУД:

 

1. Личностные результаты БУД:

- мотивация к изучению нового материала;

-способность к самооценке.

2. Метапредметные:

- Регулятивные БУД:

- постановка учебной задачи под руководством учителя;

- планирование учебной деятельности;

- удержание цели и задач в течение урока;

- оценочная деятельность обучающихся;

- Познавательные БУД:

- поиск и извлечение информации.

- Коммуникативные БУД:

- монологические высказывания детей;

- приёмы взаимодействия обучающихся в парах, в группах.

3. Предметные БУД:

- умение создавать паука из фольги.

Оборудование

Мультимедийная презентация, фольга, ножницы, линейка, карандаш, образец изделия.

Планируемые результаты

Знать: названия и технологические свойства материалов, используемых для изготовления поделок, названия и назначение инструментов и правила безопасной работы с ними.

Уметь: анализировать образец, указывая количество и форму деталей.

 

Ход урока

Этапы урока (время, цель)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный этап. (2-3 мин)

Цель: создание позитивной и комфортной атмосферы, настройка на рабочий лад.

Как всегда звенит звонок

Чтоб собрать всех на урок.

Мы проверим – всё ль на месте

На своём рабочем месте.

Справа – ножницы, фольга – слева,

Всё, что нужно нам для дела.

Ну, так что ж, пора трудиться.

Вам желаю – не лениться.

Слушать внимательно, работать старательно!

Настраиваются на позитивный лад.

Актуализация знаний. (4-5 мин).

Цель: систематизация и закрепление знаний обучающихся по теме.

а) Сообщение о пауках.

- Ребята, для того чтобы назвать тему сегодняшнего урока вы должны решить примеры на умножение. Ответ нужно соотнести с буквой. Если все примеры будут решены правильно, вы узнаете зашифрованное слово.

5 х 2 = 10 (п)

5 х 4 = 20 (а)

5 х 6 = 30 (у)

5 х 8 = 40 (к)

- Какое слово получилось? Правильно, паук.

- Ребята, а что вы знаете о пауках? Давайте пригласим одного маленького паучка, и он нам расскажет о себе.

Кто-то родился, птицей, мухой, а я — паук. На земле нас великое множество. Все мы разные, но у нас общее строение: 8 ног, брюшко, 8 глаз (у некоторых 6, а бывает 2).

На брюшке есть паутинные бородавки, именно они выпускают жидкость, которая подобно клею застывает на воздухе, образуя нить. Мы, пауки, — творческие существа. Вы посмотрите на мою уникальную паутину. При этом у каждого паука свой вид паутины.

Паутина - очень прочный материал, кроме того, она липкая. С помощью паутины мы ловит свою добычу, обычно это насекомые. По сути, мы — санитары и помогаем людям избавиться от вредных соседей. 

А, зимой я впадаю в спячку, поэтому могу месяцами жить без пищи.

Слушают, отвечают на вопросы.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. (5-6 мин)

Цель - учить обучающихся определять тему и задачи урока по наводящим вопросам учителя.

Вы догадались кого мы будем сегодня изготавливать? правильно! Мы с вами будем изготавливать вот такого паука. (демонстрация поделки учителем).

Тема нашего урока: «Сминание, сжимание, скручивание алюминиевой фольги. Изделие «Паук»».

Определяют тему урока.

Объяснение нового материала. (10 мин)

Цель - ознакомить обучающихся с объектом изображения.

 

Анализ объекта изображения.

- А теперь давайте внимательно рассмотрим паука. У него есть лапки и туловище. Сколько лапок у паука (8).

- Правильно, восемь лапок. Сколько это пар (4).

- При помощи чего соединены детали?

- А из чего сделан паук?

- Вспомните, что вы знаете о фольге.

- Фольга – это тончайший металлический лист. Её можно согнуть, разорвать руками, разрезать обычными ножницами. Её можно складывать, как бумагу, или скатывать в шарики и колбаски, как пластилин. Фольга держится без клея, а поделки из неё сверкают подобно ёлочным игрушкам. Из фольги можно сделать много интересных поделок.

Слушают учителя, отвечают.

Динамическая пауза.

Цель: соблюдение охранительного режима.

Видеофайл «Паучок».

Повторяют движения за учителем.

а) Определение последовательности выполнения работы.

- Приступаем к следующему этапу нашей работы.

Для начала работы полосу шириной 10 см складываем и разрезаем пополам. Получаем две фигуры похожие на квадрат. Берём одну заготовку. Делаем четыре надреза ножницами с нижней стороны фольги, примерно на полоски. Разрезаем по намеченным надрезам на полоски. Получилось пять полос из фольги. Из четырёх мы будем выполнять лапки, а из пятой туловище. Выполняем лапки. Берём одну полосу и начинаем закручивать с уголка наискосок до конца полосы. Сминаем полученную заготовку пальцами обеих рук. Кладём на ладонь руки заготовку, прижимаем второй ладонью сверху и начинаем катать «колбаску». Выполняем таким же образом ещё три заготовки для лапок паучка. Соединяем их все вместе и подрезаем на одном уровне. Два раза перекручиваем посередине. Берём пятую полосу. Из неё мы будем выполнять туловище. Размещаем её на середине лапок и начинаем их обматывать. Расправляем лапки веером. Поочерёдно выгибаем каждую лапку в следующей последовательности:

 

б) Техника безопасности.

1) вверх до упора

2) сгиб по середине, опуская вниз.

3) самый кончик лапки отводим в сторону.

Выполняем все остальные лапки таким же образом. Поправляем его, придаём нужную форму.

Паук готов

 

в) Пальчиковая гимнастика

- Ребята, какие инструменты нам сегодня понадобятся? Отгадайте загадку.

Много делать мы умеем:

Стричь, кроить и вырезать.

Не играйте с нами, дети:

Можем больно наказать!

- Правильно, ножницы.

- Прежде чем приступить к работе, вспомним технику безопасности.

Работа с ножницами.

- Ребята, скажите, а как должны лежать ножницы на рабочем столе? А если ваш сосед по парте попросит передать их вам, как вы поступите? Покажите, как правильно мы передаем ножницы?

(1) Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки

(2)Дождик с неба вдруг полил,

(3)Паучков на землю смыл.

(4)Солнце стало пригревать,

 

 

(5)Паучок ползет опять,

(6)А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке!

1, 5 – перебираем пальцами одной руке по предплечью другой.

2 – выполняем стряхивающие движения руками.

3 – хлопаем ладонями по ногам.

4 – складываем ладони боковыми сторонами, пальцы растопырены.

6 – перебираем пальцами обеих рук по голове.

Практическая работа.

(20 мин)

Цель: отработка умений и навыков по изготовлению «Паука».

Что за чем будем выполнять, смотрим на технологическую карту.

План работы.

1. Полосу шириной 10 см и разрезаем пополам.

2. Делаем четыре надреза ножницами с нижней стороны фольги.

3. Разрезаем по намеченным надрезам на полоски.

4. Скатываем из фольги 4 жгутика.

5. Два раза перекручиваем посередине.

6. Пятую полосу размещаем на середине лапок и начинаем их обматывать.

7. Расправляем лапки веером.

Паук готов.

Выполняют работу, вместе с учителем анализируют выполненную работу.

Рефлексия (подведение итогов). (3 мин)

Цель – оценка работы класса.

Комментированное выставление оценок.

а) Выставка работ. Оценивание.

б) Рефлексия «Лесенка успеха»

в) Уборка рабочих мест.

- Ребята, все справились с заданием? Вам понравился урок?

- Что вызвало затруднение при работе?

- Что далось легко?

- Какие были допущены ошибки?

- Всем спасибо за урок.

- А теперь приберем свои места.

По мере окончания работы, ученики выставляют своих пауков для оценивания.

 

Литература:

  1. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/tekhnologiya/2017/06/02/ruchnoy-trud-9
  2. https://pisateli-za-dobro.com/rasskaz-pauka.html