Чуватова Ирина Михайловна
Учитель, ГКОУ "С(К)ШИ", г. Бугуруслан, Оренбургская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Чуватова И.М. Технологическая карта по ручному труду на тему: "Сминание, сжимание, скручивание алюминиевой фольги. Изделие «Паук» // Совушка. 2023. N2 (32). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/32/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1907826
Учитель |
Чуватова И.М. |
Предмет |
Ручной труд |
Класс, количество человек |
4, 11 |
Тема |
Сминание, сжимание, скручивание алюминиевой фольги. Изделие «Паук». |
Тип урока |
Урок усвоения новых знаний. |
Цель урока |
Создание условий для формирования умения и навыка конструирования объемной фигуры из фольги. |
Задачи урока |
|
Формируемые БУД:
|
1. Личностные результаты БУД: - мотивация к изучению нового материала; -способность к самооценке. 2. Метапредметные: - Регулятивные БУД: - постановка учебной задачи под руководством учителя; - планирование учебной деятельности; - удержание цели и задач в течение урока; - оценочная деятельность обучающихся; - Познавательные БУД: - поиск и извлечение информации. - Коммуникативные БУД: - монологические высказывания детей; - приёмы взаимодействия обучающихся в парах, в группах. 3. Предметные БУД: - умение создавать паука из фольги. |
Оборудование |
Мультимедийная презентация, фольга, ножницы, линейка, карандаш, образец изделия. |
Планируемые результаты |
Знать: названия и технологические свойства материалов, используемых для изготовления поделок, названия и назначение инструментов и правила безопасной работы с ними. Уметь: анализировать образец, указывая количество и форму деталей. |
Ход урока
Этапы урока (время, цель) |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Организационный этап. (2-3 мин) Цель: создание позитивной и комфортной атмосферы, настройка на рабочий лад. |
Как всегда звенит звонок Чтоб собрать всех на урок. Мы проверим – всё ль на месте На своём рабочем месте. Справа – ножницы, фольга – слева, Всё, что нужно нам для дела. Ну, так что ж, пора трудиться. Вам желаю – не лениться. Слушать внимательно, работать старательно! |
Настраиваются на позитивный лад. |
Актуализация знаний. (4-5 мин). Цель: систематизация и закрепление знаний обучающихся по теме. а) Сообщение о пауках. |
- Ребята, для того чтобы назвать тему сегодняшнего урока вы должны решить примеры на умножение. Ответ нужно соотнести с буквой. Если все примеры будут решены правильно, вы узнаете зашифрованное слово. 5 х 2 = 10 (п) 5 х 4 = 20 (а) 5 х 6 = 30 (у) 5 х 8 = 40 (к) - Какое слово получилось? Правильно, паук. - Ребята, а что вы знаете о пауках? Давайте пригласим одного маленького паучка, и он нам расскажет о себе. Кто-то родился, птицей, мухой, а я — паук. На земле нас великое множество. Все мы разные, но у нас общее строение: 8 ног, брюшко, 8 глаз (у некоторых 6, а бывает 2). На брюшке есть паутинные бородавки, именно они выпускают жидкость, которая подобно клею застывает на воздухе, образуя нить. Мы, пауки, — творческие существа. Вы посмотрите на мою уникальную паутину. При этом у каждого паука свой вид паутины. Паутина - очень прочный материал, кроме того, она липкая. С помощью паутины мы ловит свою добычу, обычно это насекомые. По сути, мы — санитары и помогаем людям избавиться от вредных соседей. А, зимой я впадаю в спячку, поэтому могу месяцами жить без пищи. |
Слушают, отвечают на вопросы. |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. (5-6 мин) Цель - учить обучающихся определять тему и задачи урока по наводящим вопросам учителя. |
Вы догадались кого мы будем сегодня изготавливать? правильно! Мы с вами будем изготавливать вот такого паука. (демонстрация поделки учителем). Тема нашего урока: «Сминание, сжимание, скручивание алюминиевой фольги. Изделие «Паук»». |
Определяют тему урока. |
Объяснение нового материала. (10 мин) Цель - ознакомить обучающихся с объектом изображения.
Анализ объекта изображения. |
- А теперь давайте внимательно рассмотрим паука. У него есть лапки и туловище. Сколько лапок у паука (8). - Правильно, восемь лапок. Сколько это пар (4). - При помощи чего соединены детали? - А из чего сделан паук? - Вспомните, что вы знаете о фольге. - Фольга – это тончайший металлический лист. Её можно согнуть, разорвать руками, разрезать обычными ножницами. Её можно складывать, как бумагу, или скатывать в шарики и колбаски, как пластилин. Фольга держится без клея, а поделки из неё сверкают подобно ёлочным игрушкам. Из фольги можно сделать много интересных поделок. |
Слушают учителя, отвечают. |
Динамическая пауза. Цель: соблюдение охранительного режима. |
Видеофайл «Паучок». |
Повторяют движения за учителем. |
а) Определение последовательности выполнения работы. |
- Приступаем к следующему этапу нашей работы. Для начала работы полосу шириной 10 см складываем и разрезаем пополам. Получаем две фигуры похожие на квадрат. Берём одну заготовку. Делаем четыре надреза ножницами с нижней стороны фольги, примерно на полоски. Разрезаем по намеченным надрезам на полоски. Получилось пять полос из фольги. Из четырёх мы будем выполнять лапки, а из пятой туловище. Выполняем лапки. Берём одну полосу и начинаем закручивать с уголка наискосок до конца полосы. Сминаем полученную заготовку пальцами обеих рук. Кладём на ладонь руки заготовку, прижимаем второй ладонью сверху и начинаем катать «колбаску». Выполняем таким же образом ещё три заготовки для лапок паучка. Соединяем их все вместе и подрезаем на одном уровне. Два раза перекручиваем посередине. Берём пятую полосу. Из неё мы будем выполнять туловище. Размещаем её на середине лапок и начинаем их обматывать. Расправляем лапки веером. Поочерёдно выгибаем каждую лапку в следующей последовательности: |
|
б) Техника безопасности. |
1) вверх до упора 2) сгиб по середине, опуская вниз. 3) самый кончик лапки отводим в сторону. Выполняем все остальные лапки таким же образом. Поправляем его, придаём нужную форму. Паук готов |
|
в) Пальчиковая гимнастика |
- Ребята, какие инструменты нам сегодня понадобятся? Отгадайте загадку. Много делать мы умеем: Стричь, кроить и вырезать. Не играйте с нами, дети: Можем больно наказать! - Правильно, ножницы. - Прежде чем приступить к работе, вспомним технику безопасности. Работа с ножницами. - Ребята, скажите, а как должны лежать ножницы на рабочем столе? А если ваш сосед по парте попросит передать их вам, как вы поступите? Покажите, как правильно мы передаем ножницы? (1) Паучок ходил по ветке, А за ним ходили детки (2)Дождик с неба вдруг полил, (3)Паучков на землю смыл. (4)Солнце стало пригревать, |
|
|
(5)Паучок ползет опять, (6)А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке! |
1, 5 – перебираем пальцами одной руке по предплечью другой. 2 – выполняем стряхивающие движения руками. 3 – хлопаем ладонями по ногам. 4 – складываем ладони боковыми сторонами, пальцы растопырены. 6 – перебираем пальцами обеих рук по голове. |
Практическая работа. (20 мин) Цель: отработка умений и навыков по изготовлению «Паука». |
Что за чем будем выполнять, смотрим на технологическую карту. План работы. 1. Полосу шириной 10 см и разрезаем пополам. 2. Делаем четыре надреза ножницами с нижней стороны фольги. 3. Разрезаем по намеченным надрезам на полоски. 4. Скатываем из фольги 4 жгутика. 5. Два раза перекручиваем посередине. 6. Пятую полосу размещаем на середине лапок и начинаем их обматывать. 7. Расправляем лапки веером. Паук готов. |
Выполняют работу, вместе с учителем анализируют выполненную работу. |
Рефлексия (подведение итогов). (3 мин) Цель – оценка работы класса. Комментированное выставление оценок. а) Выставка работ. Оценивание. б) Рефлексия «Лесенка успеха» в) Уборка рабочих мест. |
- Ребята, все справились с заданием? Вам понравился урок? - Что вызвало затруднение при работе? - Что далось легко? - Какие были допущены ошибки? - Всем спасибо за урок. - А теперь приберем свои места. |
По мере окончания работы, ученики выставляют своих пауков для оценивания. |
Литература: