Личный бренд педагогического работника

Шкляева Надежда Анатольевна

Кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-экономического образования и философии, БУ Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут, ХМАО - Югра

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Шкляева Н.А. Личный бренд педагогического работника // Совушка. 2023. N2 (32). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/32/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1913234


 

В современных условиях, когда оплата труда учителя, воспитателя, преподавателя существенно отстает от роста рыночных цен, а рост инфляции снижает покупательскую способность и возможность обеспечить все потребности семьи, педагогические работники пытаются самостоятельно решать задачи повышения своих доходов. Как правило, это репетиторство, открытие онлайн-школ, ведение собственных блогов в социальных сетях, с целью монетизации. В этой статье мы не рассматриваем негативные последствия этого явления, такие как, потеря системой образования вовлеченности педагогов по основному месту работы и перенос активности самостоятельное творчество и автономность.

Надо полагать, что активному, талантливому человеку свойственно брать на себя ответственность за свою жизнь, это явление набирает силу в образовательном пространстве.

В сфере онлайн-образования на первый план выходят рыночные отношения, а конкурентоспособность приобретает ключевое значение. Те педагогические работники, которые попробовали свои возможности в оказании платных услуг, осваивают новые компетенции по их продвижению. В этой связи существует запрос на формирование педагогического бренда. Рассмотрим, что представляет собой личный бренд и нужен ли он преподавателю, воспитателю, учителю.

Особенно пристальное внимание стоит обратить на само определение понятия «бренд», так как зачастую оно соприкасается с другими сходными по значению, такими как «имидж» и «репутация».

Итак, «бренд» подразумевает обширный кластер понятий, однако целесообразнее рассматривать его только с точки зрения маркетинга. Проблема четкого определения «бренда» с каждым годом становится более решаемой, т.к. вводятся дополнительные понятия, объясняющие те или иные сходные с понятием «бренд» определения.

Согласно традиционной версии, «бренд» ‒ это набор уникальных и позитивных ассоциаций, возникающих в сознании потребителей, которые добавляют воспринимаемую ценность товару или услуге. [1, с.268]. Это ожидаемая потребителем система ценностей, товара или услуги, с которой потребитель ассоциирует себя. Бренд выступает как ценностный ориентир, как важный атрибут успешной жизни. Важно отметить, что успешный бренд является заслугой целого комплекса действий. Под персональным брендом понимают трансляцию личностью своего личного опыта, для тех, кто заинтересован в работе с этим человеком, как обладателем уникальных умений, навыков и опыта [2, с. 6]. Другие авторы считают персональный бренд устойчивым набором ассоциаций, сложившийся образ [3, с. 22].

Итак, теоретические аспекты формирования понятия профессионального бренда подводят нас к мысли, что по большей части, современным исследователям сложно идентифицировать бренд человека в отрыве от бренда какой-либо компании, или продукта. То же самое происходит и с понятием профессионального педагогического бренда. Ведь преподавателей, учителей, воспитателей принято рассматривать как часть огромной образовательной системы, как часть бренда самого учебного заведения. И, основываясь на рейтинге образовательного учреждения делать вывод о наличии уникальности педагогического работника.

В классической теории маркетинга не принято выделять профессиональные бренды среди множества разных профессий. Тем не менее, современность вносит в маркетинг коррективы.

Исследователи считают [4, с. 50] что, при формировании профессионального бренда преподавателя, учителя, воспитателя нужно учитывать:

  • определение миссии педагогического бренда;
  • цель создания педагогического бренда;
  • этапы развития бренда;
  • предназначение бренда;
  • практическое применение бренда;
  • продвижение бренда во внутренней и внешней среде;
  • управление брендом.

Мы понимаем под личным брендом набор компетенций, личностных и профессиональных качеств, которые выделяет человека среди остальных, делают неповторимым и уникальным. Это целенаправленно сформированный образ, благодаря которому его выделяют, запоминают и выбирают, обращаются к нему, а не к кому-то другому.

Педагогическая практика показывает, что на рынке образовательных услуг сформировались группы специалистов, на которых подписаны учителя истории и обществознания, биологи, физики или математики. Есть уникальные личности, которые создали школы и назвали их своими именами. Например, среди учителей математики и английского языка известно имя Николая Ягодкина, это имя стало брендом. Школа Николая Ягодкина активно продвигается в интернет. Достоинствами личного бренда является возможность повышения конкурентоспособности, путем динамичного повышения профессионализма.

Следует признать, что педагогический работник, обладающий, личным брендом, работающим самостоятельно становится более независимым, автономность позволяет ему выбирать учеником и партнеров для сотрудничества. Это важно для педагога, ведь в традиционных условиях выбирать контингент не приходится. Компетентный и востребованный учитель не опасается потерять работу и трудится на выгодных для себя условиях. Развитый личный бренд повышает собственную значимость, уверенность и самодостаточность, автономность.

В литературе выделяют четыре этапа формирования личного бренда [2, 4, 5, 6].

На первом этапе предлагается проанализировать личностные и профессиональные качества, выделить ключевые факторы успеха в профессиональной деятельности.

На следующем этапе важно продумать визуальный образ, который педагогический работник презентует потенциальной аудитории.

На следующем этапе определить ценность, которую эксперт несет целевой аудитории. Нужно предложить аудитории что-то ценное, заинтересовать слушателей.

Далее осуществляется формирование концепции личного бренда.

Каждый специалист практикует собственный стиль работы. Учитель - не исключение. Чтобы найти подходящий стиль, педагогическому работнику следует ответить на вопросы:

- что в педагогической деятельности у него получается лучше всего;

- в чем он достиг или может достичь выдающихся результатов;

- где он может проявить себя как мастер, профессионал.

Работа над личным брендом требует непрерывного самообразования, саморазвития для того, чтобы поддерживать и развивать экспертный статус носителя личного бренда.

Разработка нового продукта поможет учителю, воспитателю, преподавателю создать себе имя, приобрести известность среди коллег, а также родителей обучающихся.

Важным этапом в работе над профессиональным брендом является создание плана продвижения, или маркетинговой стратегии.

В данной парадигме участие в семинарах, научно-практических конференциях т.д. приобретают иной смысл, ставить перед педагогическим работником иные задачи. Для продвижения собственного бренда Участие в конкурсах профессионального мастерства.

Площадками для продвижения бренда могут стать личный сайт, профиль в социальных сетях. Оптимальным является решение воспользоваться сразу несколькими вариантами.

Личный бренд имеет две основные характеристики ‒ это охват и репутация. Продвигая бренд необходимо понимать, на какую аудиторию нацелен педагогический работник.

Охват не обязательно должен быть большим ‒ достаточно, чтобы знали в профессиональном сообществе и среди целевой аудитории. Отдельно следует позаботиться о репутации. К педагогическим работникам общество предъявляет особые требования, важно в этой связи стремиться к созданию репутации, соответствующей ожиданиям потенциальных учеников, их законных представителей.

Прежде чем начать работу по формированию личного бренда, педагогическому работнику следует ответить на вопросы, для чего ему нужен бренд и готов ли он вкладываться в эту работу.

 

Не стоит развивать бренд

Следует развивать бренд при условии

Нет профессиональных достижений и планов на профессиональное продвижение и развитие

Педагогический работник эксперт в своей области и готов это доказывать

Нет времени и желания заниматься созданием и продвижением бренда самостоятельно

Есть понимание, что на развитие личного бренда нужно время

Ожидание быстрых результатов

Задумались над личным брендом только потому, что так делают другие

Есть конкретные цели и задачи, с которыми может помочь личный бренд

Нет знаний, как строить личный бренд, и нет желания тратить время на обучение

Есть понимание, каких знаний и навыков не хватает, и есть мотивация на обучение и консультации у специалистов

 

Таким образом, развитие персонального бренда педагогического работника, является весьма актуальным направлением в маркетинге, что проявляется, с одной стороны, в формировании и развитии в образовательном пространстве новых педагогических брендов.

Учитывая огромную территорию нашей страны, мы наблюдаем тенденцию формирования как известных на всю страну брендов учителей, так и персональные бренды известные на определенных территориях. Все эти варианты дают возможность учителю быть конкурентоспособным и развивать свою профессиональную известность. Существует большое количество инструментов, позволяющих осуществлять продвижение бренда. Новым трендом являются нейросети, которые создаются с использованием искусственного интеллекта. Учителю важно своевременно освоить навыки применения нейросетей как индивидуальных помощников в продвижении персонального бренда. Нейросети позволяют часть рутинных задач по продвижению, например, таких как создание рекламных текстов для разной целевой аудитории полностью делегировать искусственному интеллекту.

 

Литература:

  1. Гуртовенко О.М., Левкин Г.Г. Бренд преподавателя высшего учебного заведения // Бренд-менеджмент. 2014. № 05(78). С. 268-280.
  2. Домнин В.Н., Старов С.А. Эволюция ключевых концепций бренд-менеджмента // Вестник СПбГУ. Менеджмент. 2017. Т. 16. Вып. 1. С. 5-31.
  3. Калиева О.М., Брендинг: методические указания / О.М. Калиева, И.А. Четвергова; Оренбург: ОГУ, 2019. 25 с.
  4. Капустина Л.М., Жадько Е.А. Восприятие бренда университета в контексте модели «Колесо бренда» // Управленец. 2017. № 5. С. 50-57.
  5. Мантуленко В.А., Персональный бренд преподавателей вузов в цифровом пространстве// Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 4. С. 105-113.
  6. Шумакова А.В. Бренд педагогического вуза: сущность, структура и аксиологическая характеристика // Национальная ассоциация ученых. 2021. С.30-33.