Основные направления работы над предложением у детей старшей группы в процессе совместной деятельности логопеда и воспитателя

Шипкова Татьяна Адольфовна

Учитель-логопед, МОУ «Лицей №1», г. Электрогорск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Шипкова Т.А. Основные направления работы над предложением у детей старшей группы в процессе совместной деятельности логопеда и воспитателя // Совушка. 2023. N2 (32). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/32/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1906384


 

1. Развитие устной речи, связного высказывания является важнейшим условием успешности обучения ребенка в школе.

Только обладая хорошо развитой связной речью, ребенок, может давать развернутые ответы, на сложные вопросы.

В процессе проведения коррекционных занятий по формированию связной речи проводим углубленную работу по обогащению и развитию словаря, формированию грамматического строя речи.

2. Дети достаточно трудно осваивают умения и навыки связной речи. Как правило, большие затруднения у них вызывает подбор точных слов, передающих эмоциональное состояние, поведение героев, их внешний вид, повадки, поступки и т.д.

3. На каждом занятии проводим упражнения, подобранные в соответствии с тематикой занятия, которые можно назвать «тренировочными». Система подобных упражнений носит подготовительный характер.

4. Лексические упражнения: связаны с разнообразными заданиями на нахождение:

  • любого слова к заданному (развитие ассоциаций, тренировка быстроты реакции);
  • слов, близких по смыслу к заданному (синонимы, родственные, однокоренные): «Пара к паре», «Вспомни и назови».
  • слов, противоположных по значению (антонимы): «Скажи по-другому», «Скажи наоборот», «Слова-неприятели» …слов, объединенных тематическим признаком (все слова «про лес», «улицу»)
  • слов, относящихся к одной лексико-грамматической группе (слова-предметы, слова-признаки, слова-действия);
  • слова по ряду заданных («Кому нужны для работы кисти, краски, ведро, лестница?»): «Угадай», «Отгадай и назови».

5. Лексико-грамматические упражнения:

  • дополнение предложений нужным по смыслу словом: «Закончи фразу», «Я начну, а ты продолжи»,
  • составление предложений–ответов на вопросы: «Подумай и ответь!» …
  • составление предложений, по опорным словам;
  • составление предложений с данным словом;
  • распространение начальной структуры предложения по вопросам и путем наращивания слов по цепочке;
  • преобразование предложений путем изменения лица, числа, времени, замены слов синонимами и т.д.;
  • преобразование деформированной фразы.

6. Первый этап работы над предложением - научить ребенка составлять по предложенной схеме предложений и предметным картинкам простое двусоставное предложение. Основное внимание на первом этапе уделяется словам - действиям. Уточняется лексическое значение глаголов и привлекается внимание к правильному согласованию подлежащего со сказуемым в двусоставном предложении.

Второй этап работы – научить ребенка составлять предложения из трех слов без предлогов по графической схеме предложения и предметным картинам. Определяем, какое слово первое, какое второе, третье. После этого ребенок составляет и проговаривает аналогичные предложения с оставшимися картинками. Отрабатываются глаголы.

7. Третий этап – научить ребенка составлять предложение из четырех слов без предлогов по графической схеме и предметным картинкам.

Четвертый этап - научить ребенка составлять по предложенной схеме предложения –карточкам с графическим изображением предлогов и предметным картинкам простое предложение из четырех слов с различными простыми предлогами. Работами с предлогами проводится последовательно. Сначала уточняется лексическое значение маленьких слов – предлогов.

Работаем над анализом предложения. Используем прием моделирования (полоски, вагончики).

8. Каждый ребенок до поступления в школу должен уметь членить предложение на слова и называть в нем количество слов в нем, любое слово по порядку, придумывать предложения по заданному количеству слов, составлять деформированное предложение, записывать предложения графически.

9. Дети составляют предложение из 3-х слов, выкладывают схему из полосок, соотносят количество слов в предложении с количеством полосок. Прием моделирования наглядно показывает детям способы построения предложений, в них добавляется такое количество слов, которое дети способны удержать в памяти.

Логопед называет предложение. Дети выкладывают длинные полоски.

Логопед: Почему положили длинную полоску? Дети: это предложение.

Логопед: А теперь под длинную полоску положим столько коротких полосок, сколько слов в предложении. Дети выкладывают три короткие полоски.

Логопед: Сколько коротких полосок вы положили? Почему?

Дети: три полоски. В предложении три слова.

Логопед: Какое первое, второе, третье слово?

Далее дети составляют предложение из 3-х слов, выкладывают схему из полосок, соотносят количество слов в предложении с количеством полосок. Прием моделирования наглядно показывает детям способы построения предложений, в них добавляется такое количество слов, которое дети способны удержать в памяти.

Проводим игру «Живое предложение». Логопед предлагает предложение, детям даются слова, из которых они выстраивают предложения в ряд. Какое первое слово? А какое потом? А какое слово после слова и т.д. Сколько слов в предложении? Дети называют одновременно каждый свое слово.

10. В совместной речевой деятельности закрепляем, расширяем знания, полученные на занятиях через организацию индивидуальной работы, посредством развивающих и дидактических игр, творческих заданий и упражнений.

Ведь воспитатель находится с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке, спальне, игровом уголке и других местах, где у него имеются все возможности для живого общения с детьми, а значит, и для формирования и активизации речевых навыков. Кроме того, воспитатель работает с детьми в течение всего дня, имея при этом возможность многократно повторять наработанный логопедом речевой материал, повторять и закреплять новые слова, без чего не может происходить их введение в самостоятельную речь.

10. Для активизации познавательной деятельности совместно с воспитателем стали применять синквейн и использовать его как метод развития речи.

11. Что такое Синквейн — это французское слово, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». В дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры. Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать. Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.

12. Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).

Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.

Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.

Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.

Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним. Приведём пример:

1. Котенок

2.Черненький, пушистенький.

3. Играет, спит, ест.

4. Он мой друг.

5. Домашнее животное.

Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольников

Составление синквейна – это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратно формулировать свои высказывания.

Таким образом, обучение ребенка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы игровых упражнений. Необходимым условием эффективности логопедических занятий являются систематичность применения речевых упражнений и их вариативность.