Формирование нравственных качеств у дошкольника

Изотова Инга Брониславовна

Воспитатель, МАДОУ № 82, г. Томск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Изотова И.Б. Формирование нравственных качеств у дошкольника // Совушка. 2023. N2 (32). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/32/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1879226


 

В дошкольном возрасте начинают складываться представления о таких личностных качествах как доброта, аккуратность, вежливость, честность, смелость, щедрость, скромность, трудолюбие. Осмысливаются при этом и антиподы: жестокость, неряшливость, грубость, лживость, трусость, жадность, хвастовство, лень. Этот краткий перечень включает только самые понятные детям качества. Интересно, что значение понятия дети еще не могут объяснить, но вполне осознают, какое поведение и какие поступки стоят за каждой из характеристик. На каждой возрастной ступени личность ребенка приобретает новые качества.

Нравственное воспитание в дошкольных учреждениях дается, в основном, в свободное от образовательной деятельности время и посредством прочтения литературы, соответствующей возрасту. По идее, вся деятельность в детских садах должна преподноситься в игровой форме, а образовательный процесс должен быть наглядным и понятным для восприятия.

В терминологии нравственность – это правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение. Исследования и практика доктора педагогических наук Шалвы Амонашвили были нацелены на гуманное воспитание детей, на их внутренний мир. Он верил, что такой подход поможет понять детей и воспитать в них личность.

Нравственное воспитание осуществляется в процессе всей жизнедеятельности личности, с учетом возраста и той среды, которая влияет на ценностные ориентации человека. Начинать формировать у ребенка нравственные качества необходимо как можно раньше.

В период формирования детей нормируют ответственность за собственное поведение, организованность, чувство товарищества, взаимопомощь, доброжелательность, общительность, т. е., те качества, которые помогают моральной ориентации в обществе людей. Вот почему особое внимание уделяется развитию общественных навыков, умению соблюдать нормы поведения в коллективе, считаться с мнением сверстников, а при необходимости отстаивать свое право в корректной форме без ссор и конфликтов.

Младшие дошкольники не всегда осознают моральную ценность принятых норм поведения. И по большей части выполняют правила, чтобы за их нарушение не последовало наказание. Хочется отобрать новенький грузовик у Дениски, но мама тут же уведет домой, и игра закончится…

Малыши 3-4 лет делают положительные поступки с подачи взрослого, ради похвалы или избегания неприятных последствий. В этом возрасте имеет место некая стихийная нравственность.

Объективный социально-моральный смысл правил поведения осмысливается дошкольником в 5-7 лет. Усвоение нравственных норм связано с умением поставить себя на место другого человека. Старшие дошкольники проявляют сознательную нравственность. Они понимают, что морально-этические нормы следует выполнять, так как они разделяют категории добра или зла. А нормы поведения регулируют отношения между людьми.

Старшие дошкольники обязаны следовать ряду ценностей, регулирующих совместную деятельность со сверстниками: быть приветливым со всеми, а не только с друзьями, принимать в игру всех желающих, оказывать взаимопомощь, прислушиваться к другим, а не только настаивать на своем, проявлять дружелюбие, говорить правду, защищать младших, быть уважительным к взрослым.

При развитии нравственных качеств, можно использовать стимулирование ребенка, то есть он должен понимать, что приобретенные знания дадут ему правильно развиваться, адаптироваться в социуме, знать, что такое «можно», а что «нельзя».

Нравственно воспитание детей дошкольного возраста осуществляется с помощью множества средств, важнейшими из которых являются следующие:

  • Художественные средства (литература, искусство, кино, музыка и т. д.) — оказывают влияние на эмоциональную сферу и чувства детей;
  • Природа как средство, вызывающее гуманное отношение к другим людям, чувства сострадания, сопереживания и заботы — воздействует на сферу личности детей многогранно и является одним из самых средств воспитания морали;
  • Средства собственной деятельности детей (игра, обучение, общение, труд) — способствуют развитию дружеских взаимоотношений, трудолюбия и познавательного интереса;
  • Окружающая обстановка, социум (семья, близкие, друзья, товарищи и др.) — влияет на моральные нормы и ценностные ориентации ребенка. (4)

Вот эти четыре аспекта вносят огромный вклад в формирование нравственных качеств и тем самым ставят задачи:

  1. Воспитание доброты, помощи ближнему, состраданию, любви к животным.
  2. Создание условий для реализации творческого потенциала.
  3. Формирование соревновательного духа, ответственности, обучение командной игре.
  4. Формировать культурные ценности.

Формирование нравственных качеств детей дошкольного возраста включает в себя следующие направления работы педагога-психолога.

Диагностическое направление.

Цель: изучение уровня нравственного развития ребенка.

Обоснование:

  • необходимость определения ориентиров работы;
  • контрольные и итоговые исследования при реализации программы, позволяющие отследить эффективность реализуемых мероприятий.

Основное содержание деятельности в рамках данного направления:

  • диагностика детей проводится в начале и в конце учебного года и осуществляется в два этапа по направлению: диагностика уровня нравственного развития ребенка.

Развивающее и профилактическое направление.

Задачи:

  • создать условия для усвоения детьми нравственных категорий, а также правил доброй, совестливой жизни;
  • создать условия для развития нравственного самосознания детей;
  • создать условия для развития у детей таких характеристик, как саморегуляция, принятие себя и окружающих, рефлексия, потребность в саморазвитии;
  • создать условия для сплочения детского коллектива посредствам выполнения совместной деятельности.

Консультативное и просветительское направление.

Цели:

  • ознакомление родителей и педагогов с основами знаний по вопросам нравственного развития детей;
  • актуализация потребности родителей и педагогов в осуществлении работы по нравственному развитию детей;
  • установление диалогического контакта с родителями и педагогами по средствам групповых и индивидуальных бесед, рекомендаций;
  • оказание психологической помощи и поддержки участников образовательного процесса по их запросу.

Обоснование:

  • необходимость формирования у родителей и педагогов ответственности за нравственное развитие детей;
  • необходимость формирования у родителей и педагогов мотивации к изменению социальной ситуации развития ребенка;
  • необходимость осуществления комплексного подхода занятий (необходимость координации усилий различных участников образовательного процесса).

Качественный результат нравственного развития детей – это процесс положительных изменений в поведении детей. Поэтому проведение оценки результативности осуществлялось с помощью метода наблюдения за детьми в игровой, образовательной и свободной деятельности детей. По результатам метода наблюдения у большинства детей сформирована способность следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности. Педагоги, работающие в данной группе детского сада, отмечают снижение проявлений детской агрессивности, жестокости, замкнутости на себе и собственных интересах. Дети стали чаще проявлять положительное отношение к другим детям, оказывать помощь другому, сопереживать неудачам и радоваться успехам других детей. В группе, где проводились занятия, стало больше детей, которые могут понять свои чувства и чувства других людей (сверстников, педагогов) и адекватно их проявить. Способность к волевым усилиям и умение ориентироваться в нравственных категориях «добра» и «зла» у детей на стадии формирования.

В заключении можно сделать вывод, что представленный опыт психолого-педагогической работы по формированию нравственных качеств личности детей дошкольного возраста может быть успешно использован в организациях дошкольного образования и будет полезен педагогам-психологам и педагогам, заинтересованным в развитии психологически здорового ребенка, способного к совершению нравственного выбора в пользу добра.

 

Литература:

  1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Минск, БГУ, 1990.
  2. Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. М., 2000.
  3. Богданова О.С. Азбука нравственного воспитания: пособие для учителя / ред. И.А. Каиров, О.С. Богданова. М.: Просвещение, 2012.
  4. Борзиева З.М. Нравственное воспитание дошкольников // Молодой ученый. 2018. № 50 (236). С. 312-314.
  5. Драенко О.П. Формирование нравственных качеств личности дошкольника. Омск, 2014.
  6. Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. СПб.: Питер, 2004.
  7. Формирование личностных качеств ребенка в дошкольном возрасте. URL: https://alldoshkol.ru/vospitanie/lichnostnye-kachestva-rebenka-doshkolnika#i (дата обращения: 23.05.2023).
  8. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Академия, 2011.