Изотова Инга Брониславовна
Воспитатель, МАДОУ № 82, г. Томск
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Изотова И.Б. Формирование нравственных качеств у дошкольника // Совушка. 2023. N2 (32). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/32/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1879226
В дошкольном возрасте начинают складываться представления о таких личностных качествах как доброта, аккуратность, вежливость, честность, смелость, щедрость, скромность, трудолюбие. Осмысливаются при этом и антиподы: жестокость, неряшливость, грубость, лживость, трусость, жадность, хвастовство, лень. Этот краткий перечень включает только самые понятные детям качества. Интересно, что значение понятия дети еще не могут объяснить, но вполне осознают, какое поведение и какие поступки стоят за каждой из характеристик. На каждой возрастной ступени личность ребенка приобретает новые качества.
Нравственное воспитание в дошкольных учреждениях дается, в основном, в свободное от образовательной деятельности время и посредством прочтения литературы, соответствующей возрасту. По идее, вся деятельность в детских садах должна преподноситься в игровой форме, а образовательный процесс должен быть наглядным и понятным для восприятия.
В терминологии нравственность – это правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение. Исследования и практика доктора педагогических наук Шалвы Амонашвили были нацелены на гуманное воспитание детей, на их внутренний мир. Он верил, что такой подход поможет понять детей и воспитать в них личность.
Нравственное воспитание осуществляется в процессе всей жизнедеятельности личности, с учетом возраста и той среды, которая влияет на ценностные ориентации человека. Начинать формировать у ребенка нравственные качества необходимо как можно раньше.
В период формирования детей нормируют ответственность за собственное поведение, организованность, чувство товарищества, взаимопомощь, доброжелательность, общительность, т. е., те качества, которые помогают моральной ориентации в обществе людей. Вот почему особое внимание уделяется развитию общественных навыков, умению соблюдать нормы поведения в коллективе, считаться с мнением сверстников, а при необходимости отстаивать свое право в корректной форме без ссор и конфликтов.
Младшие дошкольники не всегда осознают моральную ценность принятых норм поведения. И по большей части выполняют правила, чтобы за их нарушение не последовало наказание. Хочется отобрать новенький грузовик у Дениски, но мама тут же уведет домой, и игра закончится…
Малыши 3-4 лет делают положительные поступки с подачи взрослого, ради похвалы или избегания неприятных последствий. В этом возрасте имеет место некая стихийная нравственность.
Объективный социально-моральный смысл правил поведения осмысливается дошкольником в 5-7 лет. Усвоение нравственных норм связано с умением поставить себя на место другого человека. Старшие дошкольники проявляют сознательную нравственность. Они понимают, что морально-этические нормы следует выполнять, так как они разделяют категории добра или зла. А нормы поведения регулируют отношения между людьми.
Старшие дошкольники обязаны следовать ряду ценностей, регулирующих совместную деятельность со сверстниками: быть приветливым со всеми, а не только с друзьями, принимать в игру всех желающих, оказывать взаимопомощь, прислушиваться к другим, а не только настаивать на своем, проявлять дружелюбие, говорить правду, защищать младших, быть уважительным к взрослым.
При развитии нравственных качеств, можно использовать стимулирование ребенка, то есть он должен понимать, что приобретенные знания дадут ему правильно развиваться, адаптироваться в социуме, знать, что такое «можно», а что «нельзя».
Нравственно воспитание детей дошкольного возраста осуществляется с помощью множества средств, важнейшими из которых являются следующие:
Вот эти четыре аспекта вносят огромный вклад в формирование нравственных качеств и тем самым ставят задачи:
Формирование нравственных качеств детей дошкольного возраста включает в себя следующие направления работы педагога-психолога.
Диагностическое направление.
Цель: изучение уровня нравственного развития ребенка.
Обоснование:
Основное содержание деятельности в рамках данного направления:
Развивающее и профилактическое направление.
Задачи:
Консультативное и просветительское направление.
Цели:
Обоснование:
Качественный результат нравственного развития детей – это процесс положительных изменений в поведении детей. Поэтому проведение оценки результативности осуществлялось с помощью метода наблюдения за детьми в игровой, образовательной и свободной деятельности детей. По результатам метода наблюдения у большинства детей сформирована способность следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности. Педагоги, работающие в данной группе детского сада, отмечают снижение проявлений детской агрессивности, жестокости, замкнутости на себе и собственных интересах. Дети стали чаще проявлять положительное отношение к другим детям, оказывать помощь другому, сопереживать неудачам и радоваться успехам других детей. В группе, где проводились занятия, стало больше детей, которые могут понять свои чувства и чувства других людей (сверстников, педагогов) и адекватно их проявить. Способность к волевым усилиям и умение ориентироваться в нравственных категориях «добра» и «зла» у детей на стадии формирования.
В заключении можно сделать вывод, что представленный опыт психолого-педагогической работы по формированию нравственных качеств личности детей дошкольного возраста может быть успешно использован в организациях дошкольного образования и будет полезен педагогам-психологам и педагогам, заинтересованным в развитии психологически здорового ребенка, способного к совершению нравственного выбора в пользу добра.
Литература: