Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности дошкольников с ОНР (из опыта работы)

Соколова Светлана Александровна

Музыкальный руководитель, МАДОУ № 21, г. Снежинск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Микрюкова О.Н. Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности дошкольников с ОНР (из опыта работы) // Совушка. 2023. N2 (32). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/32/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1880715


ПРИЛОЖЕНИЕПолный текст статьи


 

«Здоровьесберегающие технологии – это комплекс средств и мероприятий, направленных на укрепление психофизического и психологического здоровья детей»

Виноградова Н.И.

 

Актуальность педагогического опыта

На сегодняшний день приоритетными задачами в программе модернизации российского образования являются: оздоровление ребёнка-дошкольника и культивирование здорового образа жизни.

«Здоровье детей — здоровье нации!». Этот лозунг нашёл своё отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. Он направлен на:

  • охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах охраны и укрепления здоровья детей.

Актуальность данного опыта работы состоит в том, что работа по сохранению и укреплению здоровья дошкольников требует новых, современных и более гибких подходов к организации педагогической деятельности, внедрению осознанных и простых в употреблении форм оздоровления, доступных самим дошкольникам.

С каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, стёртой формой дизартрии, моторной, сенсорной алалией, заиканием, ринолалией. Речевые нарушения у детей оказывают существенное влияние и на их общее развитие: логопаты отличаются быстрой утомляемостью, неадекватным поведением, расстройством координации движений, невнятной речью, слабым немодулированным голосом, поверхностным дыханием. В связи с этим в последние годы среди педагогов получила широкое применение практика использования здоровьесберегающих технологий, которые в работе с детьми способствуют сохранению и укреплению здоровья, повышают качественный уровень физической подготовки, развивают личностные и творческие способности и возможности дошкольника.

Художественно-эстетическое развитие происходит в тесной взаимосвязи всех специалистов коррекционного учреждения и строится на основе формирования познавательных процессов, психических функций, эмоционально-волевой сферы.

Доказано, что музыка воздействует на эмоциональное и на общее физическое состояние человека. Ритмика улучшает осанку ребёнка, координацию, уверенность движений. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность ребёнка.

Таким образом, музыка – это одно из средств физического развития детей. Этот вывод послужил стимулом для создания системы музыкально-оздоровительной работы, которая является новым направлением, как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников. 

Цель этой системы: организовать музыкально-оздоровительную работу, обеспечивающую каждому ребёнку укрепление психического и физического здоровья, развитие музыкальных и творческих способностей.

Задачи:

  • Совершенствовать систему здоровьесберегающей и здоровье-формирующей деятельности учреждения с учётом индивидуальных особенностей дошкольников.
  • Подбор и внедрение инновационных технологий, в том числе и здоровьесберегающих в соответствии с ФГОС.
  • Умение координировать движение с текстом.
  • Развивать оптико–пространственные представления и навыки, координацию движений, тонкую произвольную моторику и мимику лица.
  • Развивать чувство ритма и темпа в движении.
  • Развивать подвижность речевого аппарата, слухового внимания и слуховой памяти, зрительного внимания и зрительной памяти.
  • Создавать условия для снятия психического напряжения и самовыражения; воспитания умения перевоплощаться; преодоления барьеров в общении, развития позитивного самоощущения собственного эмоционального благополучия, своей значимости в коллективе, сформированной положительной самооценки.
  • Воспитывать здорового ребёнка совместными усилиями детского сада и семьи.

Для решения поставленных задач музыкальный руководитель, в основных видах музыкальной деятельности: пении, музыкально–ритмических движениях, слушании и восприятии музыки, использует здоровьесберегающие технологии.

Пение развивает голосовой аппарат, способствует выработке вокально-слуховой координации. Правильная поза поющих детей регулирует и углубляет дыхание. Кроме того, сам процесс формирования и развития певческого голоса оказывает на детей всестороннее воздействие:

  • Способствует развитию музыкальных способностей: мелодического и метроритмического слуха, ладового чувства, музыкальной памяти;
  • Активизирует работу левого (логического) и правого (образного) полушарий мозга, что проявляется в повышении работоспособности, улучшении настроения, активизации внимания;
  • Развивает и укрепляет дыхательную систему, что особенно важно в детском возрасте;
  • Естественным образом тренирует мышцы гортани, голосовые связки;
  • Улучшает тембр голоса, что содействует выразительности речи и пения;
  • Расширяет диапазон голоса, а значит, речевые и певческие возможности;
  • Приводит к тому, что и речевой голос ребёнка становится более устойчивым и выносливым, т.е. не срывается, не дрожит и выдерживает длительную речевую нагрузку;
  • Создаёт благоприятные условия для формирования общей музыкальной культуры.

Пение – это основное средство музыкального воспитания. Оно является одним из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Пение с музыкальными движениями, помимо эстетических и образовательных задач, способствует укреплению здоровья: влияет на общее состояние организма ребёнка, вызывает реакции связанные с изменением и улучшением кровообращения (а значит и улучшением обмена веществ), дыхания (значительно сокращается частота заболеваний дыхательной системы, носоглотки), укрепляет лёгкие и весь дыхательный аппарат. Пение с движениями формирует хорошую осанку, координирует ходьбу.

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, развивают и музыкальность, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. Особое внимание уделяется упражнениям, выполнение которых регулирует характер музыки «Река и ручейки», где «реку» надо переплывать, а «ручейки» можно перепрыгивать. Дети с большим удовольствием занимаются весёлыми упражнениями. Таким образом, профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата комплексная. Музыкально-ритмические движения в этом комплексе занимают далеко не последнее место благодаря музыке. Доступность этого вида основывается на простых общеразвивающих упражнениях. Эффективность - в её разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящих в упражнения танцевально-ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников. Эффективность подражательных движений заключается в том, что через образы осуществляется частая смену двигательной деятельности из различных исходных положений и с большим разнообразием видов движений, что даёт хорошую физическую нагрузку на все группы мышц. Сочетание динамических и статических упражнений наиболее соответствует природе опорно-двигательного аппарата человек и является лучшим средством развития физических качеств: силы, ловкости, выносливости, гибкости. Можно сделать вывод, что музыкально- ритмические упражнения эффективно влияют на общее состояние здоровья, уровень физического развития и развития физических качеств и их продолжительного положительного психоэмоционального состояния.

Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Таким образом, музыка – одно из средств физического развития детей. А здоровье ребёнка – это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому музыкально-оздоровительная работа в МАДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 21» становится приоритетным направлением, которая направлена на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребёнка. А главным принципом достижения эффективности в работе является индивидуальный подход к каждому ребёнку, учёт его возрастных, психофизиологических и речевых возможностей.


ПРИЛОЖЕНИЕПолный текст статьи