«Утренний круг» как средство социализации дошкольников

Недосекова Оксана Ивановна

Воспитатель, МДОУ «Центр развития ребенка-детский сад № 6», п. Пролетарский

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Недосекова О.И. «Утренний круг» как средство социализации дошкольников // Совушка. 2023. N2 (32). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/32/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1879721


 

Приобщение детей к познанию установленных норм, правил и ценностей – одно из важных и основных социальных условий жизни ребенка в обществе и собственной его подготовленности к школе. В детском саду дети могут легко проявлять свою инициативу и самостоятельность, а также взаимодействовать с детским коллективом в различных видах деятельности.

«Утренний круг» – это новый элемент для программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. Пришёл он в детские сады вместе с методикой Марии Монтессори. «Утренний кружочек» – стал аналогом в российской образовательной практике программы «Золотой ключик» Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов, а также «Утро радостных встреч» программы «Радуга» Т.Н. Дороновой, «Круг радости» примерной образовательной программы образования «Открытия»/ Под ред. Юдиной Е.Г. В работе с детьми утренний круг содействует слаженно включиться в образовательные области: социально – коммуникативное, физическое и речевое развитие.

Утренний круг базируется на положение системного подхода, каждого участника группы. Во время утреннего сбора вырабатывается опыт сосредоточенного, доброжелательного, и взаимного сотрудничества – это основа для общественных взаимоотношений и согласований в группе в течении всего дня. «Утренний круг» – это компонент режимного момента. Он осуществляется в отведенное время и целенаправлен на стимулирование вовлеченного и эффективного сотрудничества воспитанника в коллективной игре и на усовершенствование коммуникативных возможностей. Утренний круг рекомендуется осуществлять в утреннее время перед завтраком, со всеми находящимися детьми в группе. Дети объединяются совместно, чтобы обговорит и заслушать общие планы, узнать новости, испытать радость и передать свое мнение и дать оценку. Обсуждение с младшими дошкольниками может занимать от 5 до 20 минут, а со старшими дошкольниками от 10 до 20 минут.

Главная цель осуществления утреннего круга – формирование позитивного и воодушевленного стремления, воплощение в ребёнке убежденность, что среди его товарищей ему будет комфортно, а предстоящий день предполагает быть увлекательным и содержательным. Для создания детского объединения утренний круг, дает большие навыки формирования познавательных и коммуникативных умений детей. Утренний круг концентрирует целый ряд общеобразовательных задач:

  • Обеспечивает обстоятельства для совместной и активной деятельности взрослых и детей;
  • Совершенствует коммуникативные навыки, умение составлять и распределять самостоятельную инициативную деятельность;
  • Вырабатывает у детей умение получать воодушевленное восприятие;
  • Воспитывает и совершенствует привычки уважительного отношения и поведения;
  • Обучает убедительному выстраиванию утверждений, своего мнения;
  • Вырабатывает способность выделять из своего личного опыта увлекательные и примечательные случаи, а также представлять их кратко, поочередно и последовательно;
  • Развивает навык коллективного труда, то есть умения распределять обязанности, роли, порядок поведения.

В связи с этим ребята приучаются как правильно вести себя со сверстниками, придя в группу, выслушивают отзывы по поводу своей новой одежды, причёски и т. п.

Воспитатель показывает детям пример связного построения сообщения, а также правила ведения обсуждений. Одни приемы утреннего сбора воспитанникам нравятся больше, другие – меньше. Таким образом создаются традиции и обычаи утреннего круга.

Чтобы правильно найти эффективные планомерные приёмы осуществления утреннего сбора, необходимо иметь представления о этапах:

  1. Приветствие (1–3 минуты).
  2. Игра (2–5 минут).
  3. Обмен новостями (2–10 минут).
  4. Составление плана дня (5–12 минут).

Для педагога утренний круг – это один из главных приемов организации непосредственного взаимоотношения и речевого развития воспитанников, способ создания дружеских взаимоотношений к совместному творчеству. Этот метод способствует формированию у воспитанников осознание вежливого отношения и проявление отзывчивости. Для детей это способ поделиться впечатлениями.

Благодаря творческому методу к организации и проведению данного компонента у воспитанников складывается позитивный настрой на весь день. Этот компонент положительно отражается на воспитательном и образовательном процессе. Педагогу необходимо приумножать практическую и теоретическую информацию современными, занимательными и насыщенными методами реализации утреннего сбора.

«До тех пор, пока ребенок не пережил красоты слова, музыки, картины, природы – нельзя начинать обучение» – В. А. Сухомлинский.

Утро в детском саду должно начинаться с минут доброты, нежности, восхищения.

Поможем детям стать счастливыми.

 

Литература:

  1. Воронина Ж.А. Встаньте в круг // Дошкольное образование. 2017. № 2. С. 27.
  2. Современные технологии эффективной социализации ребёнка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие / Н. П. Гришаева. М.: Вентана-Граф, 2016. С. 181.