Мясникова Марина Николаевна
Шарипова Наталия Тауфиковна
Ефаринова Марина Вячеславовна
Воспитатель, МБДОУ Детский сад № 113, г. Чебоксары
Воспитатель, МБДОУ Детский сад № 113, г. Чебоксары
Воспитатель, МБДОУ Детский сад № 113, г. Чебоксары
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Мясникова М.Н., Шарипова Н.Т., Ефаринова М.В. Конспект ООД «Черепаха» (техника пластилинография) // Совушка. 2023. N2 (32). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/32/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1879177
Возрастная группа: старшая
Образовательные области: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие».
Цель – развивать умение передавать в технике пластилинография характерные особенности черепахи.
Образовательные задачи: закрепить умения и навыки работы с пластилином раскатывание частей предмет круговыми и прямыми движениями, соединение отдельных частей в единое целое, сплющивание, нанесение рельефного рисунка с помощью стеки; учить изображать черепаху, передавая сходство с реальным предметом.
Развивающие задачи: развивать творчество, воображение, внимание, усидчивость, развивать логическое мышление.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к представителям животного мира, особенностям внешнего вида, образе жизни черепахи.
Словарная работа: черепаха, пластилин, размазываем.
Развивающие задачи: развивать творчество, воображение, внимание, усидчивость, развивать логическое мышление.
Планируемые результаты занятия: умеет раскатывать пластилин круговыми и прямыми движениями, соединять отдельные части в единое целое, сплющивать, наносить рельефный рисунок с помощью стеки; изображает черепаху, передавая сходство с реальным предметом; проявляет творчество в выборе цвета, и интерес к занятиям пластилинографией.
Подготовительная работа: рассматривание иллюстраций черепахи, дидактическая игра «Дикие и домашние животные?»: чтение рассказа о жизни черепахи.
Материалы и оборудование: плотный картон желтого цвета, размер 1/2 А4; пластилин коричневого и зеленого цветов; салфетка для рук; доска для лепки; стека; игрушка черепахи; палочка или карандаш.
Методы и приемы по структуре ООД:
Ход ООД
Педагог. Дети, угадайте, кто к нам в гости пришел?
Загадка
Живет спокойно – не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха,
Гуляет...
Дети. Черепаха.
Педагог приносит на занятие черепаху, чтобы все дети могли ее хорошо видеть.
Педагог. Черепахи – мирные, спокойные животные. Они никогда никого не обижают, не кусают.
Едят траву, листья одуванчиков, подорожника, сочные овощи и фрукты. Черепахи – самые медлительные и неповоротливые животные на земле.
Черепаха всех смешит,
Потому что не спешит.
Идет спокойно, не спеша.
Пусть видят все, как хороша.
А куда спешить тому,
Кто всегда в своем дому.
В отличие от животных, которые живут в норках и дуплах, черепаха носит свой дом на спине. Называется он панцирь. В нем она отдыхает, когда устает. Если слегка дотронуться палочкой до головы или ног черепахи, то можно узнать о еще одной особенности черепахи – она прячет голову и ноги под панцирь. Так она спасается от опасности.
Педагог. Когда черепаха прячется в свой домик, то напоминает лежащий на дороге камень. Так однажды лягушки спутали черепаху с камнем. Послушайте, как это произошло.
До болота идти далеко,
До болота идти нелегко.
«Вот камень лежит у дороги,
Присядем и вытянем ноги».
И на камень лягушки кладут узелок:
«Хорошо бы на камне прилечь на часок!»
Вдруг на ноги камень вскочил
И за ноги их ухватил,
И они закричали от страха:
«Это – ЧЕ!
Это – РЕ!
Это – ПАХА!
Это - ЧЕЧЕРЕ!
ПАПА!
ПАПАХА!»
К. Чуковский
Педагог берет черепаху на руки и подходит к каждому ребенку по очереди, давая возможность поближе рассмотреть черепаху и погладить ее по панцирю.
Педагог. Но не все черепахи ведут одинаковый образ жизни. Есть черепахи, которые живут в воде: в море или пруду, а на сушу выходят только для того, чтобы погреться на солнышке. Это водные черепахи. Вы бы хотели с ними по морю поплавать?
Дети. Да.
Педагог кладет черепаху, дети выходят на свободное пространство группы.
Физкультминутка
«Черепаха»
Кто так медленно бредет, Ходьба на месте.
Кто так медленно ползет.
Это черепаха в каменной рубахе.
Черепаха приползла, Руки на поясе, наклон туловища вперед.
В море синее вошла. Потянуться и развести руки в сторона:
Даже панцирь не сняла. Делать круговые движения руками вперед («брасс»)
Удивились рыбки: кто?
Кто здесь плавает в пальто? Повороты головы вправо-влево.
Кто, кто, кто, кто Руки развести в стороны (удивление), растопырить
пальцы.
В море плавает в пальто? Поднять плечи вверх и опустить.
Н. Бурмистрова
Педагог. Наша черепаха сухопутная, она живет и передвигается только по земле. Как вы могли увидеть, панцирь у черепахи не совсем гладкий, на нем как будто кто-то нарисовал узор. Голова и ноги черепахи похожи на толстые короткие колбаски. На ногах у нее есть коготки. А еще имеется короткий заостренный хвостик, который торчит сзади панциря. Черепашка пришла к нам в гости только на время, она живет у других детей, которые ее любят и заботятся о ней. Поэтому, чтобы запомнить нашу гостью, мы сделаем ее портрет.
Этапы выполнения работы
Разминка для пальчиков во время работы
«Черепаха»
Черепаха в пруд ползет –
Домик на спине везет.
Ты быстрей, быстрей ползи!
Домик весело вези!
Широко расставить пальцы правой руки, опираясь всеми, кроме среднего, на стол, – это «ноги» черепахи и ее голова. Ладошкой левой руки обхватить поверх правую руку – получится панцирь. Показать, как черепаха передвигается по столу мелкими шажками.
Педагог хвалит детей за хорошо выполненную работу, говорит, что теперь у каждого есть своя собственная черепашка. Можно включить аудиозапись «Песенка черепахи» (слова С. Козлова, музыка Г. Гладкова).