Конспект ООД «Черепаха» (техника пластилинография)

Мясникова Марина Николаевна
Шарипова Наталия Тауфиковна
Ефаринова Марина Вячеславовна

Воспитатель, МБДОУ Детский сад № 113, г. Чебоксары
Воспитатель, МБДОУ Детский сад № 113, г. Чебоксары
Воспитатель, МБДОУ Детский сад № 113, г. Чебоксары

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Мясникова М.Н., Шарипова Н.Т., Ефаринова М.В. Конспект ООД «Черепаха» (техника пластилинография) // Совушка. 2023. N2 (32). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/32/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1879177


 

Возрастная группа: старшая

Образовательные области: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие».

Цель – развивать умение передавать в технике пластилинография характерные особенности черепахи.

Образовательные задачи: закрепить умения и навыки работы с пластилином раскатывание частей предмет круговыми и прямыми движениями, соединение отдельных частей в единое целое, сплющивание, нанесение рельефного рисунка с помощью стеки; учить изображать черепаху, передавая сходство с реальным предметом.

Развивающие задачи: развивать творчество, воображение, внимание, усидчивость, развивать логическое мышление.

Воспитательные задачи: воспитывать интерес к представителям животного мира, особенностям внешнего вида, образе жизни черепахи.

Словарная работа: черепаха, пластилин, размазываем.

Развивающие задачи: развивать творчество, воображение, внимание, усидчивость, развивать логическое мышление.

Планируемые результаты занятия: умеет раскатывать пластилин круговыми и прямыми движениями, соединять отдельные части в единое целое, сплющивать, наносить рельефный рисунок с помощью стеки; изображает черепаху, передавая сходство с реальным предметом; проявляет творчество в выборе цвета, и интерес к занятиям пластилинографией.

Подготовительная работа: рассматривание иллюстраций черепахи, дидактическая игра «Дикие и домашние животные?»: чтение рассказа о жизни черепахи.

Материалы и оборудование: плотный картон желтого цвета, размер 1/2 А4; пластилин коричневого и зеленого цветов; салфетка для рук; доска для лепки; стека; игрушка черепахи; палочка или карандаш.

Методы и приемы по структуре ООД:

  • Вводная: сюрпризный момент, рассматривание игрушки, обследование, показ способов лепки, объяснение хода работы, вопросы к детям.
  • Основная: индивидуальные указания и пояснения.
  • Заключительная: анализ детских работ.

 

Ход ООД

Педагог. Дети, угадайте, кто к нам в гости пришел?

Загадка

Живет спокойно – не спешит,

На всякий случай носит щит.

Под ним, не зная страха,

Гуляет...

Дети. Черепаха.

Педагог приносит на занятие черепаху, чтобы все дети могли ее хорошо видеть.

Педагог. Черепахи – мирные, спокойные животные. Они никогда никого не обижают, не кусают.

Едят траву, листья одуванчиков, подорожника, сочные овощи и фрукты. Черепахи – самые медлительные и неповоротливые животные на земле.

Черепаха всех смешит,

Потому что не спешит.

Идет спокойно, не спеша.

Пусть видят все, как хороша.

А куда спешить тому,

Кто всегда в своем дому.

В отличие от животных, которые живут в норках и дуплах, черепаха носит свой дом на спине. Называется он панцирь. В нем она отдыхает, когда устает. Если слегка дотронуться палочкой до головы или ног черепахи, то можно узнать о еще одной особенности черепахи – она прячет голову и ноги под панцирь. Так она спасается от опасности.

Педагог. Когда черепаха прячется в свой домик, то напоминает лежащий на дороге камень. Так однажды лягушки спутали черепаху с камнем. Послушайте, как это произошло.

До болота идти далеко,

До болота идти нелегко.

«Вот камень лежит у дороги,

Присядем и вытянем ноги».

И на камень лягушки кладут узелок:

«Хорошо бы на камне прилечь на часок!»

Вдруг на ноги камень вскочил

И за ноги их ухватил,

И они закричали от страха:

«Это – ЧЕ!

Это – РЕ!

Это – ПАХА!

Это - ЧЕЧЕРЕ!

ПАПА!

ПАПАХА!»

К. Чуковский

Педагог берет черепаху на руки и подходит к каждому ребенку по очереди, давая возможность поближе рассмотреть черепаху и погладить ее по панцирю.

Педагог. Но не все черепахи ведут одинаковый образ жизни. Есть черепахи, которые живут в воде: в море или пруду, а на сушу выходят только для того, чтобы погреться на солнышке. Это водные черепахи. Вы бы хотели с ними по морю поплавать?

Дети. Да.

Педагог кладет черепаху, дети выходят на свободное пространство группы.

Физкультминутка

«Черепаха»

Кто так медленно бредет, Ходьба на месте.

Кто так медленно ползет.

Это черепаха в каменной рубахе.

Черепаха приползла, Руки на поясе, наклон туловища вперед.

В море синее вошла. Потянуться и развести руки в сторона:

Даже панцирь не сняла. Делать круговые движения руками вперед брасс»)

Удивились рыбки: кто?

Кто здесь плавает в пальто? Повороты головы вправо-влево.

Кто, кто, кто, кто Руки развести в стороны (удивление), растопырить

пальцы.

В море плавает в пальто? Поднять плечи вверх и опустить.

Н. Бурмистрова

Педагог. Наша черепаха сухопутная, она живет и передвигается только по земле. Как вы могли увидеть, панцирь у черепахи не совсем гладкий, на нем как будто кто-то нарисовал узор. Голова и ноги черепахи похожи на толстые короткие колбаски. На ногах у нее есть коготки. А еще имеется короткий заостренный хвостик, который торчит сзади панциря. Черепашка пришла к нам в гости только на время, она живет у других детей, которые ее любят и заботятся о ней. Поэтому, чтобы запомнить нашу гостью, мы сделаем ее портрет.

Этапы выполнения работы

  1. Скатать шарик из коричневого пластилина, положить его на картонную основу, надавить сверху и растянуть края, сделать большую лепешку-панцирь.
  2. Скатать шарик из пластилина зеленого цвета, с одной стороны, вытянуть шею. Голову черепахи положить шеей к панцирю, прижать пальчиками к основе.
  3. От оставшегося куска пластилина зеленого цвета отщипнуть маленький кусочек и отложить его на время в сторону, а из большей части скатать толстую колбаску. Стекой разделить ее на две части, и каждую часть еще раз пополам, это будут ноги. Каждую колбаску-ногу слегка сплющить с одного конца, широкой стороной положить к панцирю: две спереди, рядом с головой, две сзади, по обе стороны от панциря. На каждой ноге стекой нарисовать полоски – коготки.
  4. Из оставшегося кусочка пластилина скатать очень маленькую морковку-хвост и прикрепить его сзади панциря.
  5. Острым концом стеки сделать две симметрично расположенные точки глаза с обеих сторон головы и точки на месте носа.
  6. Стекой нарисовать сначала полоски вдоль панциря (от головы до хвостика), а затем поперек, чтобы получился узор из клеточек.

Разминка для пальчиков во время работы

«Черепаха»

Черепаха в пруд ползет –

Домик на спине везет.

Ты быстрей, быстрей ползи!

Домик весело вези!

Широко расставить пальцы правой руки, опираясь всеми, кроме среднего, на стол, – это «ноги» черепахи и ее голова. Ладошкой левой руки обхватить поверх правую руку – получится панцирь. Показать, как черепаха передвигается по столу мелкими шажками.

Педагог хвалит детей за хорошо выполненную работу, говорит, что теперь у каждого есть своя собственная черепашка. Можно включить аудиозапись «Песенка черепахи» (слова С. Козлова, музыка Г. Гладкова).