Петрова Ольга Ивановна
Воспитатель, МБДОУ ДС № 124, г. Челябинск
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Петрова О.И. Игра-путешествие в страну Математика // Совушка. 2023. N2 (32). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/32/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1878859
Возраст: 6 – 7 лет.
Место проведения: группа
Продолжительность занятия: 30 минут.
Предварительная работа: занятия по ФЭМП, изготовление атрибутов, пособий для дидактических игр, дидактические игры с математическим содержанием, разучивание динамических пауз, гимнастики для глаз.
Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные
Социализация:
Коммуникация:
Труд:
Методические приёмы:
Материал:
I. Организационный момент (5 мин.)
II. Основная часть (22 мин.)
III. Итог (обобщение воспитателя) (3 мин.)
Цель: Закрепить представления детей об элементарных математических представлениях.
1.Организационный момент
Дети вместе с воспитателем становятся в круг.
- В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо
А теперь пойдем налево
В центре круга соберемся
И на место все вернемся
Улыбнемся, подмигнем,
И занятие начнём.
Ребята, вы любите сказки? (ответ детей)
Тогда слушайте. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь.
- И правил он страной, которая называлась - Математика. И решил он объехать свои города в царстве, посмотреть всё ли у него ладно, всё ли у него складно. Посмотрел он по сторонам, а помощников-то у него нет. Что же делать?
(дети высказывают свои предположения).
- Мы поможем Царю- батюшке?
- Ребята, а на чем мы можем путешествовать?
Ответы детей.
А что бы узнать на чем мы с вами отправимся в путешествие проведем графический диктант. Но для этого нам нужно подготовиться
Пальчиковая гимнастика
Заводи мотор скорей
И ладони разогрей
Все быстрей, быстрей, быстрей
Сил, приятель не жалей
Ход немного замедляем
Видно мы уж подьезжаем
Едим тише, тише, тише
И мотор уже не слышен
Мы с вами будем рисовать по клеточкам под диктовку. На листочке у каждого стоит красная точка. От этой точки будем работать дальше:
1 клеточка вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз,1 вправо, 1 вниз,1 вправо, 1 вниз,3 влево,1 вниз,5 вправо, 1 вниз,1 влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз,6 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 4 вправо, 8 вверх, 2 вправо, 1 вниз, 2 влево.
- Вижу у всех получились кораблики. А при помощи чего наш кораблик начнет плыть?
Дыхательное упражнение: «Морской ветерок»
1-сделать глубокий вдох носом
2-долгий выдох с произнесением: ш-ш-ш-ш…
3- сделать глубокий вдох носом
4- долгий выдох с произнесением: Ф-ф-ф-ф-ф
5- сделать глубокий вдох носом
6- долгий выдох с произнесением: с-с-с-с-с –с
Наш кораблик поплыл, и мы отправляемся в путь.
Ребята, а царь мне подсказал, для того чтобы начать путешествие и узнать название первого города, в который мы попадём, надо провести математическую разминку под названием
«Не зевай, быстро на вопросы отвечай!». Вставайте в круг (игра с мячом)
1. Какой сегодня день недели?
2. Какой вчера был день недели?
3. Какой завтра день недели?
4. Сколько всего дней в неделе?
5. Какой день идёт после вторника?
6. Как называется пятый день недели?
7. Как называются выходные дни?
8. Сколько времён года?
9. Какое время года наступает после зимы?
10. Какое время года наступает после лета?
11. Назовите лишнее слово в ряду слов:
а) зима, среда, весна, лето, осень;
б) один, два, три, круг, четыре, пять;
в) плюс, минус, пятница, равно;
г) круг, квадрат, декабрь, многоугольник.
12. Сколько частей в сутках?
Молодцы, справились с разминкой! И на карте появился первый город, в который мы отправимся. Этот город называется Числоград, в этом городе живут числа, они так долго готовились к встрече с вами, что совсем перепутали свои места в числовом ряду. Помогите им ребята найти своё место.
Дидактическая игра «Найди место в ряду».
Цель: закреплять умение детей составлять числовой ряд, упражнять в прямом счёте.
Дети проходят за столы. Раздаю детям карточки от 1 до 10. Дети выстраивают числовой ряд при помощи карточек, начиная с 1 до 10
Дидактическая игра «Соседи числа».
Цель: упражнять в определении последующего и предыдущего числа к названному числу.
У каждого числа есть соседи, предыдущее и последующее число.
Загадки на определение числа
А теперь слушайте внимательно я буду загадывать вам загадки Отгадав загадку вы узнаете какое число нужно будет вам убрать из ряда и положить на тарелочку.
1.сколько ушей у двух кошек? (4)
2.сколько дней в недели? (7)
3.сколько глаз у светофора? (3)
4.сколько пальцев на одной руке? (5)
5.сколько солнышек на небе? (1)
6.сколько лап у двух собак? (8)
7.сколько пальцев на двух руках? (10)
8.сколько в недели выходных дней? (2)
9.какое число меньше 7, но больше 5? (6)
10.какое число осталось?
Мы отправляемся дальше. Следующий город – «Весёлые задачи». Но для того чтобы нам до него добраться нам необходимо переплыть через реку.
Динамическая пауза «Как приятно в речке плавать!»
Как приятно в речке плавать!
Берег слева, берег справа.
(Наклоны влево и вправо.)
Речка лентой впереди.
(Потягивания – руки вперёд.)
Сверху мостик – погляди.
(Потягивания – руки вверх.)
Чтобы плыть ещё скорей,
Нужно нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами?
(Плавательные движения.)
А теперь пора нам, братцы,
(Руки в замок за шеей)
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем
(Ходьба на месте.)
И на травке отдыхаем.
- Вот мы и добрались до города «Весёлые задачи»!
Дидактическая игра «Весёлые задачи».
Цель: Закрепить умение отгадывать математические загадки, записывать при помощи карточек с числами и знаками решение и ответ задачи.
1. Четыре гусёнка и двое утят
В озере плавают, громко кричат.
А ну, посчитай поскорей -
Сколько всего в воде малышей?
-Как получилось число 6? Максим, выложи при помощи карточек с числами и знаков на мольберте, решение и ответ загадки. (2+4=6)
2. Я рисую кошкин дом:
Три окошка, дверь с крыльцом.
Наверху еще окно,
Чтобы не было темно.
Посчитай окошки
В домике у кошки. (4 окна)
Как получилось число 4? Паша, выложи при помощи карточек с числами и знаков на мольберте решение и ответ загадки (3+1=4)
3.Ёжик по лесу шёл,
На обед грибы нашёл.
Два – под берёзой, три – под осиной
Сколько их будет в плетёной корзине? (5)
-Как получилось число 5? Маша, выложи при помощи карточек с числами и знаков на мольберте, решение и ответ загадки
(2+3=5)
- Молодцы, вы отгадали все загадки, и посмотрите, на карте появился следующий город, в который мы сейчас отправимся, называется он «Геометрические фигуры». Вход в город закрыт на замок.
Чтобы замок открылся мы должны провести гимнастику для глаз.
Всю неделю по – порядку,
Глазки делают зарядку.
- В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
- Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.
Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
- В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.
Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)
- По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.
Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)
- В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.
Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)
- Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)
- В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.
Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)
- Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!
Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, повторить 2 раза.
- Замок открылся, и нас встречают жители этого города, геометрические фигуры, посмотрите какие они все разные!
На столах листок белой бумаги и геометрические фигуры
Берем листок бумаги, кладем его горизонтально перед собой
Далее по заданию(загадка) выкладываем фигуры на лист бумаги
Я фигура – хоть куда
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я…. (квадрат).
(Правый верхний угол)
Ни угла, ни стороны,
А родня – одни блины.
(Ответ: Круг)
(левый верхний угол)
Три угла, три стороны.
Могут разной быть длины.
Если стукнешь по углам,
То скорей подскочишь сам!
(Ответ: Треугольник)
(правый нижний угол)
Два квадрата-близнеца –
Половинки их отца.
Сторонами приложи,
Имя их отца скажи.
Ответ: Прямоугольник
(левый нижний угол)
Если встали все квадраты.
На вершины под углом бы
То бы видели ребята.
Не квадраты мы, а ...
Ответ: Ромб.
(расположите в центре листа)
- Молодцы, и с этим заданием справились!
Дальше отправимся пешком по дорожке: Массажная дорожка
Что за чудо
Наши ножки оказались на дорожке
На дорожке не простой,
А затейливой такой
Вот полянка перед нами
Вся усыпана цветами
Мы не будем их срывать
Будем ножками ступать
Ну. а тут морское дно
Манит очень нас оно
Мы по камушкам пройдемся,
Будто в оре окунемся
Впереди нас ждет река
Широка и глубока
Но не будем мы бояться,
Будем прыгать и смеяться!
Камни очень ждут ребят
Походить там каждый рад!
А потом еще немножко
Разомнем свои мы ножки,
Чтоб здоровыми остаться,
Нужно с детства закаляться!
И посмотрите, появилась конечная остановка, «Резиденция царя», на этом наше сегодняшнее путешествие заканчивается, но мы с вами ещё не один раз отправимся путешествовать по городам волшебной страны МАТЕМАТИКА где встретим старых друзей и заведём новых.
Итог занятия.
- А теперь вспомним в какие города мы заезжали, путешествуя по волшебной стране, где всё связанно с математикой? (ответы детей)
- Что вам понравилось? Какие задания для вас были лёгкими, а какие - трудными? (ответы детей)
- За службу добрую решил Вас царь отблагодарить и дарит вам медали