Динкель Лариса Абдиназаровна
Учитель русского языка и литературы, МБОУ "СОШ с. Русская Халань", Чернянский район, Белгородская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Динкель Л.А. Организация исследовательской деятельности по литературе среди учащихся старших классов // Совушка. 2023. N2 (32). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/32/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1874723
Современное общество нуждается в людях, умеющих мыслить, обладающих элементами научной деятельности и творческого поиска. На воспитание таких людей нацелены современные образовательные стандарты, требующие самостоятельной работы обучающихся по овладению новыми знаниями. Исследовательская деятельность является одной из актуальных форм, способствующих возникновению интереса к предмету, а также развитию умения исследовать, анализировать, делать выводы. Важной образовательной задачей на сегодняшний день становится организация исследовательской деятельности школьников. Очень важно правильно организовать руководство исследовательской работой.
Для успешного выполнения исследовательской деятельности учащихся необходимо выстроить логическую цепочку по организации деятельности школьников: поставить цель, определить задачи, формы и методы исследования. Работа должна состоять из трех этапов: подготовительного, практического и аналитического. Перед учителем стоит задача правильного определения своей роли. Он проводит работу на равных условиях с учеником и одновременно дает рекомендации по методике исследования, такое распределение ролей способствует развитию у учащихся умения самостоятельно анализировать, доказывать правоту своей точки зрения. Такая форма работы наиболее приемлема в старших классах.
В качестве примера организации исследовательской деятельности расскажу о своей работе со старшеклассниками по изучению творчества поэтов Белгородчины. Мотивацией для школьников является участие в ежегодной районной конференции «Белгородчина литературная». В прошедшем учебном году на конференцию было представлено две исследовательские работы: «Тема города в творчестве М.А. Кулижникова» и «Образ малой родины в творчестве В.Молчанова».
В ходе подготовительного этапа осуществлялся выбор темы с учетом наличия материала для исследования, что являлось важным аспектом начала работы. Найти удачную тему не так-то просто. Она должна быть конкретной, дарить радость вдумчивого чтения, когда каждая строка, каждое слово всесторонне анализируются. Для реализации работы над исследованием творчества писателей Белгородчины решались следующие задачи:
раскрыть своеобразный мир поэта и привлечь внимание к его творчеству.
Исследовательский этап включал в себя сбор материала по биографии писателя, анализ его творчества: определение темы, основной мысли, идеи стихотворений. Проводился подробный лингвистический анализ текстов стихотворений, сопоставительный анализ. Были исследованы художественные приемы, позволяющие дать характеристику образам Исследовательский этап – это наиболее сложный, ключевой фрагмент всей работы. Важно, чтобы этот этап реализовывался самими учащимися, учитель должен только консультировать, подсказывать, направлять. В этом заключается суть исследовательской работы, когда учащиеся практически самостоятельно обрабатывают материал, анализируют, делают вывод. На исследовательском этапе работы ученики часто ошибались, чтобы исправить ошибки, изучали теоретический материал, данный учителем, возвращались к работе и исправляли ошибки. В этой ситуации учитель должен быть готовым ответить на все вопросы, создать познавательный стимул. Творчество В. Молчанова и Н. Кулижникова тесно связано с музыкой. Перед ребятами вставал вопрос о том, как музыка и поэзия передают чувства, какими приемами пользуются поэты и композиторы при создании близких образов? Как взаимодействуют стихи и музыка, какое влияние оказывают друг на друга? Таким образом, процесс исследования творчества поэтов Белгородчины был долгим, но увлекательным.
Третий этап включал в себя определение композиции, уточнение заглавия, подготовку черновой рукописи и ее редактирование, оформление текста, в том числе списка использованной литературы и приложений. На этом этапе учитель может активно помогать ученикам, впервые выполняющим исследовательскую работу.
При работе над презентацией к исследовательской работе учащиеся практически никогда не обращались за помощью к учителю, это своеобразный процесс самостоятельного творчества ученика, умения систематизировать обработанный материал.
Конечный результат поисковой деятельности ученика – собственная интерпретация литературного материала, новый взгляд на проблему. Конечно же, нельзя приравнивать работу ученика к научной работе, но все же это ценный материал с точки зрения обогащения читательского опыта, формирования оценочных позиций. При изучении художественной литературы, созданной писателями малой родины, происходит осознание учащимися собственной причастности к истории своей страны, малой родины. Целью исследовательских работ о малой родине является формирование патриотизма, развитие творческого мышления, развитие навыков письменного разбора текста.
С работами «Тема города в творчестве М.А. Кулижникова» и «Образ малой родины в творчестве В.Молчанова» ученики выступили на районной конференции «Белгородчина литературная» и стали победителями. Преодолев первую ступень, они с большим энтузиазмом берутся за исследовательские работы по литературе, активно работают на уроках, уверенно выражают свою точку зрения.
Учителя-словесники часто сталкиваются с проблемой отсутствия читательского интереса среди учеников, особенно в старших классах, где чтение книг ограничивается школьной программой. В результате мы наблюдаем узкий кругозор, неумение анализировать и обобщать прочитанное, бедный лексикон.
Литература как учебный предмет – это широкое поле деятельности. Исследовательская работа по литературе – это возможность соприкоснуться с искусством, изучить его детально, понять, в чем суть его воздействия. Такая форма изучения дает возможность ученикам добывать и перерабатывать информацию, анализировать, решать проблемы. Нередко бывает так, что в процессе работы над анализом художественного произведения, раскрывая внутренний мир лирического героя произведения, ученик , формируя свою точку зрения, демонстрирует свои нравственные качества порой с неожиданной стороны, что в результате приводит к формированию его нравственных ценностей. Исследовательская работа, написанная по творчеству писателя, навсегда врежется в память ученика, потому что была написана самостоятельно, был продуман и выполнен каждый шаг на пути к раскрытию темы.
Итак, исследование является одной из привлекательных форм работы по предмету литература, она ведёт обучающихся в область самостоятельных поисков и открытий, формирует активную позицию в процессе обучения, раскрывает личный творческий потенциал детей. Умело организованная исследовательская деятельность повысит глубину понимания произведения, будет способствовать воспитанию желания чтения художественной литературы и развитию речи обучающихся, обогатит их словарь и выведет на новую ступень познания и творчества.
Литература: