Колесникова Ольга Юрьевна
Учитель начальных классов, МОУ "Ягельная СОШ", Надымский район, Ямало-Ненецкий автономный округ
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Колесникова О.Ю. Универсальный метод изготовления открыток с детьми 1 класса возраста с использованием готовых форм, полученных при помощи фигурных дыроколов: мастер-класс // Совушка. 2023. N2 (32). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/32/ (дата обращения: 31.05.2025).
Заказ № 1830434
Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей. Воспитать благородного, нравственного, творческого человека без красоты невозможно. Красота пробуждает в ребенке лучшие чувства, энергию радости, которая активизирует творческую активность, положительно влияет на здоровье. Но чтобы все это испытать, ребенок должен увидеть красоту и воспринять ее, так как невоспринятая красота сама по себе ничего не даст. Можно сколько угодно стоять, например, перед прекрасным произведением искусства и ничего не увидеть и не почувствовать. Чтобы этого не произошло, мы должны с первых дней жизни ребенка открывать в нем чувство восприятия красоты. Но для этого мы сами должны уметь замечать красоту, быть способными ее чувствовать, эмоционально переживать. Ребенок через нас, взрослых, постигает мир, учится видеть, слышать, чувствовать, понимать. Чем больше мы способны на это, тем больше умеет ребенок. До семи лет дети особенно восприимчивы. Первые яркие, радостные впечатления 20 откладываются в них на всю жизнь, во многом определяя дальнейшее развитие. Поэтому с самых первых дней жизни мы должны окружать детей красивыми образами. В чем же мы видим красоту, где ее находим? Конечно же, прежде всего мы вспомним о природе. Не стоит говорить, сколько красоты в ней можно найти, сколько вдохновения, очищения и прекрасных ощущений она в себе несет. Воспитание в новом веке без природы мы себе не представляем. Нам следует больше к ней стремиться, и наши детские сады должны стать настоящими садами, маленькими оазисами живой природы. Вместе с детьми мы с радостью станем встречаться с красотой природы, которую каждый раз будем отыскивать и в которой будем находить все новые и новые грани. Не забудем и о небе, в котором также живет красота – целый мир красок, ощущений, образов, питающих детское восприятие и воображение. Далее в поисках красоты от красоты нерукотворной мы переходим к рукотворной красоте. Конечно, это мир искусства. Вспомним Сухомлинского: «От красоты природы - к красоте слова, музыки и живописи». Изготовление открыток всегда приносит радость от самого процесса изготовления. Тем большую радость им доставляет перспектива подарить эту открытку близкому человеку: маме, папе, бабушке, дедушке и др. Универсальным методом изготовления открыток к любому празднику или просто для выражения хорошего настроения является метод использования фигурных дыроколов. Часто при организации продуктивной деятельности в детском саду, дети расстраиваются и не хотят заканчивать свою работу из-за того, что нет определенных навыков и получается не так, как хочется. Использование готовых форм, изготовленных при помощи различных фигурных дыроколов, снимает эту проблему. В итоге ребенок не только с удовольствием начинает заниматься продуктивной деятельностью, но и получает мотивацию для развития и совершенствования технических навыков. На мастер-классе дети получают расходные материалы на выбор: основу для открытки (разных цветов по выбору), готовые формы (листья, цветы, кружки различной формы и цвета по выбору), фломастеры, клей, цветные карандаши, ножницы, цветную бумагу – то есть все, что нужно для творчества. А в конце мастер-класса ребенок будет являться обладателем хорошего настроения и замечательной открытки, сделанной своими руками. Целевая аудитория: дети 4-6 лет.
Цель: учить детей делать своими руками открытку к празднику Пасха.
Задачи:
Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Предварительная работа педагога:
Беседы с детьми о том, что такое праздник Пасхи, как принято его праздновать у христиан, рассматривание иллюстраций и изображений пасхальных атрибутов, рассказ о способах окрашивания пасхальных яиц.
Материалы:
Время проведения занятия: 40 минут
Ход занятия
– Ребята, какое сейчас время года? (Весна)
– Какие вы знаете весенние праздники? (8 Марта, Масленица, Пасха)
– 8 Марта и Масленица уже прошли, к этим праздникам мы с вами делали разные интересные работы. Давайте вспомним, какие? (Открытку маме и бабушке на 8 марта, украсили блинчик на Масленицу)
– Посмотрите на эту открытку, как вы думаете, с каким праздником она поздравляет? (С праздником Пасхи)
–Как вы догадались? (Потому что на открытке петушок – символ Пасхи).
Звонко капают капели
Возле нашего окна.
Птицы весело запели,
В гости Пасха к нам пришла.
(К. Фофанов)
– Пасха – всеми нами очень любимый весенний праздник. Пасха – это начало чего-то нового и чистого, осознание того, что в мире когда-то произошло огромное чудо! И символом этого являются яйца, цыплята, петушки. На Пасху обычно пекут пасхальные куличи, красят яйца. Изначально яйца красили красной или темно-коричневой (луковой) краской, но теперь яйца можно встретить самых разных цветов и раскрасок. Эти крашеные яйца принято дарить на праздник своим близким, а также можно подарить праздничную открытку, сделанную своими руками. Сегодня мы с вами будем делать пасхальные открыточки.
Педагог демонстрирует готовый вариант открытки-петушка. Проводит предварительный анализ готовой работы.
– Ребята, посмотрите внимательно и скажите, эту открытку можно назвать обыкновенной? (Нет)
– Почему вы так говорите? (Потому что это не просто кусочек картона, она сделана в виде петушка).
– Посмотрите, как и любая открытка, наша открытка имеет основу. Какого цвета основа у моей работы? (Желтого).
– У вас на столе лежат основы разного цвета. Выберите цвет, который вам особенно понравился.
– Ребята, посмотрите внимательно и скажите мне, из каких частей будет состоять наша открытка-петушок? (Клюв, гребешок, бородка, глаз, крылышко, хвостик).
Порядок изготовления открытки:
– Ребята, найдите самого яркого петушка? Самого пёстрого? Самого весёлого?
– Пасха – это семейный праздник. В качестве домашнего задания я вам предлагаю вместе с родителями подписать эту открытку для своих любимых бабушек и дедушек.