Сказка одно из средств развития интереса у дошкольников к экспериментальной деятельности

Шешнева Дарья Васильевна

Воспитатель, МБДОУ д\с № 25, г. Иркутск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Шешнева Д.В. Сказка одно из средств развития интереса у дошкольников к экспериментальной деятельности // Совушка. 2023. N2 (32). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/32/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1869016


 

На сегодняшнее время перед педагогами стоит задача воспитать не только всесторонне развитого человека, но еще и творческого, хорошо ориентирующегося в постоянно меняющейся деятельности, готового осваивать принципиально новые области и виды деятельности. В связи с этим особое место занимает проблема изучения и развития познавательного интереса дошкольников.

Проблеме познавательного интереса у детей, вопросам его формирования и развития посвящено значительное количество исследований.

В последние годы в системе дошкольного образования формируется эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментирования.

Формирование познавательных интересов у детей тесно связано с экспериментальной деятельностью. Слово «эксперимент» происходит от греческого и переводится как «проба, опыт». А поскольку экспериментирование носит, как правило, креативный характер, то оно стимулирует формирование творческой личности ребенка.

Чем разнообразнее экспериментальная деятельность, тем больше новой информации и навыков получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л.С. Выготский. В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями.

Экспериментирования – это само по себе занимательный процесс. Но чтоб сделать его более увлекательным педагогу может помочь дидактическая сказка. Дидактические сказки, как отмечает Т. Д. Зинкевич -Евстигнеева «являются продуктами нашего времени».  Сказки, которые придумывают педагоги для создания положительной мотивации к учебному процессу. Сказка – настоящий кладезь мудрости, это не что иное, как средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества. Сюжет сказки, поступки героев можно использовать как средство мотивации детей к познанию тех или иных явлений. По мнению исследователя Власовой Галины Николаевны, - «сказка помогает ребенку понять взаимоотношения человека с природой, рисуя те или иные черты героев животных, сказка дает нравственное воспитание, а также реальные представления о природе».

посредством интересных опытов «сказка» оживает. Она учит научному видению, в занимательной форме помогает раскрыть сложные явления природы, дает ребенку возможность стать членом интересного общества верных друзей (животных, растений), научиться понимать их потребности и взаимоотношения с окружающей средой. Большую роль играют такие факторы, как доступность материала, увлекательная форма повествования с элементами загадочности. На основе знаний, которые дети получают через сказку, могут быть заложены начальные формы осознанно-правильного отношения к природе, интересу ее познанию, сочувствия ко всему живому, умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.

Герои сказок непосредственные, любознательные, фантазёры и выдумщики, они напоминают детям самих себя. Герои выдвигают гипотезы, порой самые невероятные, впрочем, как и дети. Этот факт позволяет дошкольникам внимательно следить за сюжетом сказки, сопереживать героям, вовлекает их в эксперименты, в ходе которых они пытаются раскрыть секреты природных явлений на доступном им уровне.

За основу исследовательской деятельности с детьми можно взять любую сказку и по ним уже подбирать эксперименты. Например такие сказки как :  Сказка Г.Х. Андерсена «Снежная Королева», А. Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино», Шарль Перро «Золушка», Русская народная сказка   «Летучий корабль» и т. д.

Достоинства метода экспериментирования по средством сказок:

Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации.

Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие – либо предметы и явления для достижения определенного результата.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что сказка может дать педагогу ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир, может одарить его воображение и научить критически, воспринимать окружающее.

 

Литература:

  1. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М.: Эксмо, 2010. 508 с.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. СПб.: Речь, 2008. 240 с.
  3. Короткова Л.Д. Авторская дидактическая сказка как средство духовно- нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста / Автореферат на соискание учёной степени канд. пед. наук. М., 2008.
  4. Поддьяков Н,Н. Детское экспериментирование и эвристическая структура опыта ребенка-дошкольника.