Развитие творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста с помощью нетрадиционной техники рисования на пищевой плёнке

Безрукова Татьяна Юрьевна

Воспитатель, МБДОУ д/с № 45 городского округа - город Камышин, г. Камышин

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Безрукова Т.Ю. Развитие творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста с помощью нетрадиционной техники рисования на пищевой плёнке // Совушка. 2023. N2 (32). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/32/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1866595


 

Научить ребенка использовать элементарные основы изобразительной грамоты, пользоваться ими как средствами выразительности, позволяющими с наибольшей полнотой выражать свое представление об окружающем мире, передавать в рисунке настроение, состояние, характер образа, выражать к нему свое отношение – одна из важнейших проблем развития детского изобразительного искусства.

Данная проблема становится особенно важной, когда дошкольник овладевает новыми нетрадиционными техниками рисования для создания композиций, представляющих особую форму эстетического познания мира и обеспечивающих, в сочетании с другими изобразительными средствами, достижения наилучших результатов в создании художественного образа.

Нетрадиционное рисование – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей, пробовать, искать, экспериментировать. А самое главное – самовыражаться.

Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

Актуальность нашего опыта заключается в том, что современное общество имеет потребность творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит и не реализованными в будущей жизни. Наличие развитого изображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому, развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания.

Исходя из актуальности данной проблемы, мы определили тему нашей работы, как «Развитие творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста с помощью нетрадиционной техники рисования на пищевой плёнке».

Нами была поставлена цель: способствовать развитию творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста с помощью нетрадиционной техники рисования на пищевой плёнке.

Перед нами стоял ряд задач:

1. Развивающие:

  • формировать у детей среднего дошкольного возраста творческое мышление, интерес к художественной деятельности;
  • развивать художественный вкус, фантазию изобразительность, пространственное изображение, желание экспериментировать.

2. Воспитательные:

  • воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату;
  • воспитывать, внимание, аккуратность, целеустремленность.

3. Образовательные:

  • познакомить детей среднего дошкольного возраста с техникой рисования на пищевой пленке;
  • знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразие художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показать детям широту их возможного применения.

Нашу образовательную деятельность мы разделили на 3 этапа:

  1. Аналитико-диагностический. Мы провели анализ методической литературы по выбранной нами теме. Обобщили передовой педагогический опыт.
  2. Практический. Систематически вводили в образовательную деятельность новую технику нетрадиционного рисования – на пищевой плёнке.
  3. Аналитико-обобщающий. Разработали дидактическое пособие, которое используется детьми в свободной деятельности. Подвели результат нашей образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста.

Познакомившись с методической литературой различных авторов, таких как пособие А.В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Р.Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду», мы нашли много интересных идей. Но мы решили остановиться на нетрадиционной технике рисования – на пищевой плёнке.

На практическом этапе нашей образовательной деятельности мы познакомили детей с таким материалом, как пищевая плёнка. Пообщались с детьми на тему, где применяется данный материал. Пофантазировали, а где ещё дети могут использовать плёнку.

После, мы пришли с детьми к выводу о том, что пищевую плёнку можно использовать в различной изобразительной деятельности.

Мы рассказали детям, что существует несколько способов рисования с помощью пищевой плёнки. Познакомили их с первым способом: когда на увлажнённую поверхность чистой кисточкой наносится акварельная краска. Цвета при этом смешиваются, образуя обобщённое яркое пятно. Затем, пока краска не высохла, на лист накладывается пищевая плёнка. Плёнку мы не натягивали и не разглаживали.

Выразительность заключается в том, чтобы на плёнке было как можно больше складок, чтобы рисунок получится интересным по композиции. Как только краска подсохнет, плёнку можно снять. Складки, образованные ею, создают удивительный рисунок, который, во-первых, может стать основой фона для аппликации; во-вторых, этот фон можно дорисовать до образа, взяв складки за основу для композиции. Вариаций для этой техники множество.

В организованной образовательной деятельности у нас была тема недели «Вода и водные ресурсы». Мы с детьми изобразили фон воды, после чего нанесли на него пищевую плёнку, а после высыхания дорисовали обитателей рек, океанов и морей. Дети эмоционально откликнулись на задание дорисовать обитателей различных водоёмов. Начали фантазировать на тему, а что может быть на дне водоёмов. С помощью данного способа рисования, мы смогли стимулировать также и познавательный интерес к данной теме.

Также дети освоили и второй способ рисования на пищевой плёнке: Мы решили натянуть пищевую пленку между ножек стола, дети рисуют на самой пленке красками (гуашью) с использованием кисточек. Это очень увлекает, забавляет детей т. к. дети рисуют стоя, а не сидя на стульчиках, не на обычных листах бумаги. Детям очень нравится такой способ рисования. Дети получают удовольствие от рисования на необычной поверхности, также им понравилось своеобразное рисование на мебели. Данный способ рисования развивает воображение, эстетический вкус, дети учатся сочетать и смешивать оттенки.

Также эту технику рисования можно в дальнейшем использовать на свежем воздухе (летом) на прогулке.

Мы считаем, что данный способ изобразительной деятельности будет для детей более интересным, он развивает не только воображение, но и дает полную свободу к самовыражению, а также более широко раскрывает творческие способности у детей 4-5 лет.

Впоследствии творческой деятельности дети очень увлеклись данной техникой рисования. Мы решили, что нам было необходимо создать дидактическое пособие, которое дети могли бы использовать в своей свободной творческой деятельности.

Для этого мы создали «Стеклянный домик». Данное пособие состоит из пластиковых трубок, имеющих форму домика, обмотанного пищевой плёнкой.

С точки зрения материальных затрат, это пособие, практически, ничего не стоит. Пленку, возможно, использовать многократно, ведь краска (акварель или гуашь) легко смывается. Также дети рисуют на домике специальными маркерами, на водной основе. Изображения, сделанные с помощью этих маркеров, также можно легко удалить. Именно поэтому плёнки надо не много, и заменить её можно, когда она придёт в негодность.

Как же дети используют это пособие? После сна, у нас с детьми была беседа о временах года, о том, что пришла весна, а погода, пока, нас не радует, на улице, в основном, пасмурно и срывается дождь. Впечатления от проведённой беседы не заставили себя долго ждать: после полдника дети взяли наш «Стеклянный домик» для того, чтобы порисовать и нанесли свои композиции на холст из плёнки. Кто-то изобразил весеннюю травку, кто-то пасмурную погоду и дождь, капающий с неба.

В завершении, нам хочется сказать, что с помощью этого пособия у детей среднего дошкольного возраста формируется инициативность, воображение, мышление, а также интуиция, что способствует развитию творческих способностей.

Результативность опыта

Мы считаем, что необычные материалы и оригинальные техники очень привлекают детей тем, что можно рисовать, чем хочешь и как хочешь. С помощью техники рисования на пищевой плёнке дети 4-5 лет испытывают незабываемые и положительные эмоции от необычного использования данного материала. Ведь они привыкли, что мамы используют плёнку только в бытовых целях, а в детском саду они смогли узнать, что с её помощью можно создавать необычные композиции, рисовать на ней различными материалами, фантазировать и изображать то, что они хотят в ходе свободной деятельности.

С помощью данной техники развивается воображение, мышление, интуиция, инициативность, любопытство. А все перечисленные качества формируют развитие в ребёнке среднего дошкольного возраста творческих способностей. Развитие творческих способностей дошкольников не менее важно, чем развитие интеллекта, мышления и памяти, потому что все эти процессы взаимосвязаны.

Также, важно нам в этой работе было прийти к тому, чтобы дети самостоятельно, в свободной деятельности хотели продолжать рисовать на пищевой плёнке, тем самым развивая творческие способности.

Для этого нам было необходимо провести системную работу в организованной образовательной деятельности. Мы смогли привлечь внимание детей к новой технике рисования и, в последствии, это привело к желанию творить и изображать то, что запомнилось за день в детском саду.

С помощью «Стеклянного домика» дети фантазируют, переносят свои мысли и желания на необычный холст, что способствует открытию чего-то нового и интересного.

 

Литература:

  1. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. М.: Сфера, 2005.
  2. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников. М.: Просвещение, 2019.
  3. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в ДОУ: пособие для воспитателей и родителей». СПб.: КАРО, 2007.