Соколовская Жанна Михайловна
Воспитатель, МАДОУ д/с "Дюймовочка", г. Советский, ХМАО - Югра
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Соколовская Ж.М. Особенности развития и обучения одаренных детей // Совушка. 2023. N2 (32). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/32/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1860164
Аннотация.
Особенности развития и обучения одаренности детей проявляются в таких качествах ума, как сообразительность, самостоятельность, критичность, гибкость, вдумчивость и др. Общие способности позволяют человеку проявить себя в разных областях науки, техники или искусства. Например, дети с такими способностями хорошо учатся по разным учебным предметам, характеризуются быстрым темпом обучения.
Ключевые слова. Одаренность, одаренный ребенок, детская одаренность, проблемы, нестандартное поведение, помощь.
Одаренность – наличие у человека благоприятных задатков и способностей к какому-либо одному или нескольким видам деятельности. Об одаренности человека можно судить по характеру развития способностей и овладению знаниями, навыками, умениями, по успехам и уровню достижений в профессиональном труде.
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной, что связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Постоянная динамика современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.
Увеличивается количество одаренных по различным категориям детей, а вместе с этим растет и количество проблем, с которыми сталкивается неординарный ребенок в современном обществе, требующий индивидуального подхода и бережного отношения к его хрупкой личности.
Вопросом изучения детской одаренности и способами работы с одаренными детьми занимались: Беляева Н.В., Савенков И.А., Богоявленская Д.Б., Титова С.В, Шумакова Н.Б и многие другие [1].
Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» – «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность – уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.
Детская одаренность – одно из самых интересных и загадочных явлений человеческой психики. Может быть, поэтому уже само упоминание о ней вызывает у многих родителей чувство тревоги, внутреннего напряжения. «Увидеть одаренного ребенка далеко не так просто», для этого нужна настоящая педагогическая интуиция (родительский или педагогический талант) либо серьезная психологическая подготовка [3].
Под натиском социума многие дети скрывают свою тягу к тому или иному предмету, боятся быть не понятыми, осмеянными сверстниками. Невероятно трудно увидеть творческую одаренность, еще труднее ее развивать. Исследования и практика показывают, что развитие таланта может быть задержано, а иногда и загублено на любом этапе развития. Чем раньше педагоги и психологи выявят одаренность, определят ее тип и предложат индивидуальную программу развития, тем быстрее вырастет мотивация детей к учебной деятельности и общественной жизни в школе. Необходимо, чтобы родители и педагоги последовательно развивали уникальные способности одаренного ребенка, создавая необходимые условия для его роста [2].
В связи с этим раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. Однако недостаточный психологический уровень подготовки педагогов для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности. Нередко творческое мышление одаренного ребенка рассматривается как отклонение от нормы или негативизм.
О проблеме диагностики одаренности постоянно говорят и много пишут. Как часто ошибки в диагностики приводили к неверным прогнозам и ставили крест на судьбе талантливого человека? Ответить на этот вопрос крайне трудно, ведь этого никто не знает. Но хорошо известны другие случаи, когда вопреки негативной оценке «специалистов» люди добивались выдающихся результатов, доказывая тем самым ошибочность этих оценок.
Для выявления и сопровождения развития одаренных детей С.В.Титова разработала и подобрала особый пакет психолого-педагогической диагностики и коррекции, который существенно помогает педагогам-психологам и социальным педагогам консультировать классных руководителей по содержанию работы с детьми.
Следует понимать, что одаренный ребенок нуждается в особом подходе со стороны родителей, педагогов и сверстников. С этим запросом обычно семья и обращается к психологам-консультантам в центры психологического консультирования. Перед одаренным ребенком встает широкий спектр психологических трудностей: в нахождении близких по духу друзей; проблемы участия в играх и развлечениях сверстников; проблемы комфортности (старание подстроиться под окружающих, попытки казаться таким как все, отказ от собственной индивидуальности); достаточно ранний интерес к вопросам мироздания, судьбы; ярко выраженная асинхрония, ведущая к потере учебной мотивации и активности. Одаренные дети часто конфликтуют со сверстниками и взрослыми, стремятся к нетрадиционным решениям, плохо слушаются педагогов и родителей, недостаточно контролируют свое поведение. Педагогам приходится уделять им много внимания, искать специфические подходы, творчески относиться к работе. Вследствие этого педагоги очень часто относят одаренных к трудным детям. С другой стороны одаренные дети быстро находят решения разнообразных задач, легко запоминают и перерабатывают большое количество информации, обладают высоким уровнем развития мышления и речи, необыкновенной познавательной активностью. Однако родителям, не принимающим участие в образовательном процессе нелегко самостоятельно понять, является ли их ребенок одаренным. Совет психолога, объективные данные об интеллектуальном и творческом потенциале дошкольника могут помочь не только преодолеть трудности, но и спрогнозировать его будущее, выбрать соответствующую программу и учреждение, способное развивать таких детей [4].
Разобраться в такой ситуации непросто, и психологу приходится использовать не только специальные методики для детей, но и анкеты, беседы с родителями и детьми. Важно помочь взрослым в осознании причин возникающих трудностей и совместно наметить пути их решения. Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных творческих программ и учебных материалов. Разрабатываются специальные программы обучения одаренных детей творчеству, умению общаться, формированию лидерских и других личностных качеств, способствующих в будущем социальной реализации творческой личности.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Детский возраст – период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления – одаренности. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности.
Для одаренных детей на ранних этапах развития (до 2-3 лет) характерна высокая сензитивность (чувствительность) к новизне ситуации, проявляющаяся в более ярко выраженной и стойкой реакции на новый предмет, звук, изображение и т.д. Иногда можно обнаружить, что у таких детей познавательная потребность – потребность в новых впечатлениях – оказывается сильнее физиологических потребностей во сне, пище и пр. Особенность познавательной потребности состоит и в том, что она ненасыщаема, это обусловливает постоянное проявление широкой любознательности ко всему новому для ребенка. До 2-3 лет познавательная активность выражается в форме восприятия музыки. Примерно в 3-4 года резко возрастает стремление к самостоятельным действиям по «извлечению» звуков. Первоначально ребенок имитирует манеру пения, игры на музыкальных инструментах. Подражание является ступенькой к первым попыткам (в 5-6 лет) придумать что-то свое.
Похожая картина наблюдается при раскрытии художественной одаренности. Высокая избирательность в отношении зрительных образов и представлений проявляется в раннем детстве в острой наблюдательности, сильной впечатлительности, способности все вокруг видеть в красках, цветовых контрастах, замечать необычное, красивое и запоминать [1].
Кроме музыкально-художественных рано проявляют себя способности к математике и шахматам. Некоторые одаренные дети уже в 3-4 года увлеченно играют с числами, сначала с радостью отыскивая их на вывесках домов, на страницах книг и журналов, на ценниках в магазинах, потом пробуя составлять разные, новые комбинации [2].
Для других одаренных детей не составляет большого труда просчитывание «в уме» сложных шахматных композиций. Научившись в 4-5 лет играть в шахматы, они потом большую часть времени проводят за шахматной доской, довольно быстро добиваясь поразительных результатов: начинают обыгрывать взрослых, устраивают сеансы одновременной игры с ровесниками или старшими детьми.
Формы и методы работы с детьми.
Развитие одаренных детей ДОУ происходит через:
Мониторинг эффективности работы с одаренными детьми
Основные критерии эффективности работы с одаренными детьми
Система поощрительных мер для одаренных детей
Поощрительные меры являются действенным инструментом в повышении мотивации одаренных детей к обучению и росту своих достижений.
Приведение этих мер в систему и ее регулирование формирует стимулирующие мотивы одаренных обучающихся, способствует оказанию им социальной помощи и поддержки:
Тот или иной ребенок может проявить особую успешность в достаточно широком спектре деятельностей, поскольку его психические возможности чрезвычайно пластичны на разных этапах возрастного развития. В свою очередь, это создает условия для формирования различных видов одаренности. Более того, даже в одном и том же виде деятельности разные дети могут обнаружить своеобразие своего дарования применительно к разным ее аспектам [4].
Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Одаренный ребенок склонен к критическому отношению не только к себе, но и к окружающему. Поэтому педагоги, работающие с одаренными детьми, должны быть достаточно терпимы к критике вообще и себя в частности. Талантливые дети часто воспринимают невербальные сигналы как проявление неприятия себя окружающими. В результате такой ребенок может производить впечатление отвлекающегося, непоседливого, постоянно на все реагирующего. Для них не существует стандартных требований (все как у всех), им сложно быть конформистами, особенно если существующие нормы и правила идут вразрез с их интересами и кажутся бессмысленными. Для одаренного ребенка утверждение, что так принято, не является аргументом [5].
Литература: