Н.Н. Носов «Фантазёры»: конспект урока по литературному чтению в 2 классе (по программе «Перспективная начальная школа», автор: Чуракова Н.А.)

Хомякова Вероника Сергеевна

Учитель начальных классов, МОУ СОШ № 18, г. Энгельс

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Хомякова В.С. Н.Н. Носов «Фантазёры»: конспект урока по литературному чтению в 2 классе (по программе «Перспективная начальная школа», автор: Чуракова Н.А.) // Совушка. 2023. N2 (32). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/32/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1857218


 

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока:

  • познакомить детей с биографией и творчеством Н.Н.Носова;
  • дать почувствовать детям необыкновенную силу слова.

Задачи:

  • познакомить с рассказом «Фантазёры»; 
  • развивать устную речь учащихся, образное и логическое мышление, творческие способности;
  • воспитывать чувство товарищества, доброту, отзывчивость, стремление совершать добрые дела;
  • выявлять нравственную позицию ученика в его отношении к товарищам, окружающим;
  • формировать способность формулировать нравственные суждения.

Планируемые результаты

Образовательные УУД:

  • Умение читать произведение с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами.
  • Умение проводить грань между выдумкой и ложью, проанализировать понятия «фантазия», «воображение», «врать», различать героя обманщика и героя- выдумщика, развивать речь, мышление.

Регулятивные УУД:

  • Ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей, регулирование поведения в соответствии с моральными нормами и этическими требованиями.

Коммуникативные УУД

  • Умение анализировать, ориентироваться в тексте, выделять в нем существенную информацию, стоить логические высказывания, делать выводы, выполнять учебные действия в устной форме, корректно строить речь при решении коммуникативных задач.

 

Ход урока

I Оргмомент.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

- Проверьте свою готовность к уроку.

II Проверка домашнего задания

Дома вам нужно было нарисовать рисунок к разделу в гостях у Незнайки. Что вам помогло создать такие замечательные рисунки? (фантазия, воображение) Подберите к слову фантазия синонимы (воображение , выдумка, мечта и т.д.) если возникают проблемы обращаемся к словарю синонимов [ http://www.li.ru/interface/pda/ ]

III Сообщение темы и цели урока.

-Сегодня мы познакомимся с произведением, автор Носов Николай Николаевич. Название произведения «Фантазёры» (Слайд 1 портрет, 2 биография ) (слайд 3 картинка книги + выставка книг )

-Зная тему, давайте попробуем определить цели урока.

(Познакомиться с автором, прочитать рассказ Фантазеры.)

IV Подготовка к первичному восприятию текста.

- Как вы думаете кто такие фантазеры? (это люди которые любят фантазировать) обратимся к словарю Ожегова

[http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ozhegov-term-37186.htm ]

V Первичное восприятие текста

-Слушание рассказа по аудиокниге [ http://mp3tales.info/tales/?id=934 ]

-Подумайте над вопросом: «Почему это произведение так называется?»

VI Проверка качества первичного восприятия текста?

  1. Понравилось ли вам произведение?
  2. А как вы думаете можно было бы назвать это произведение «Вруны»? почему?
  3. С кем из героев вы бы хотели дружить?

Физкультминутка. https://yandex.ru/video

VII Вторичное восприятие текста.

В тексте нам встретятся сложные слова давайте мы с вами их проговорим

рас-ска-зы-ва-ли -рассказывали

де-вя-но-сто -девяносто

пе-ре-плы-вал -переплывал

по-ду-ма-ешь -подумаешь

пе-ре-врать -переврать

иг-ру-шеч-ный -игрушечный

[ http://learningapps.org/display?v=p383z7c2a16 ]

–Прочитайте текст самостоятельно.

VIII Анализ литературного текста.

1.Анализ развития события

-Кто, по-вашему, лучше из мальчиков сочинил историю? Почему?

- Какой ещё глагол в тексте вам встретился, для обозначения того, что делали ребята? (Врать).

-Получали ли мальчишки удовольствие от фантазий друг друга?

- Что в этой истории, по-вашему, правда? (Встреча с акулой в море и ёё нападение могли произойти в реальной жизни)

-Что в этой истории, по-вашему, неправдоподобно? (Что Мишка ходил без головы и что у него выросла другая.)

- Как развивались события дальше? (Тут пришёл соседский Игорь…)

2.Анализ образа героев

- Назовите главных героев рассказа (Мишутка и Стасик)

http://ic.pics.livejournal.com/idmkniga/39287902/1224388/1224388_original.jpg

Прочитайте что придумал Мишутка?

Мне 140 лет.

Был большой, а стал маленький.

Могу реку переплыть, океан.

Напала акула, откусила голову, другая выросла.

Раздавил автобус. http://e-libra.ru/files/books/2013/02/05/347883/_4.jpg

- Прочитайте, что придумывал Стасик.

Мне 95 лет.

Был маленький, вырос, снова стал маленький, а потом опять вырасту.

Мог море переплыть.

Раньше летать умел, потом разучился.

Крокодил съел, а потом выплюнул.

На луну летал.

http://i1.rozetka.ua/goods/1470052/eksmo_itd000000000629326_images_1470052565.jpg

- Прочитайте отрывок о том, как Игорь поступил с Ирой. Как ребята отнеслись к поступку Игоря? http://www.ollelukoe.ru/images/stories/nosov/fantaziori/11.jpg

- Почему плакала Ира? ( Игорь наговорил на Иру, оклеветал, свалил на неё вину.)

- Как ребята утешали Иру? Прочитайте.

- Как автор относится к героям?

Игра «Что такое хорошо – что такое плохо»

- Какие из предложений, характерны для фантазёров, а какие - для врунов.

Придумывать ради собственного удовольствия.

Обманывать кого-то с выгодой для себя.

Сочинять интересную историю.

Обманывать, чтобы получить какую-то пользу.

[ http://learningapps.org/display?v=pahdk9whn16 ]

IX Итог урока

Последнее задание это викторина

[ http://zlobinarm.hol.es/konkurs_nosov_test.php.]

 

X Pефлексия

-С каким произведением познакомились на уроке? Кто автор?

-Перечислите героев?

У вас на столе лежат 2 смайлика если вам понравился урок, то нарисуйте улыбочку, если вам не понравился урок то нарисуйте грустную улыбочку.

Выставление отметок

XI Домашнее задание

  1. Пересказ Н Носова «Фантазёры»
  2. Сочинить фантастическую историю