Борисова Оксана Викторовна
Воспитатель, МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 5 "Мечта", г. Нижневартовск, ХМАО - Югра
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Борисова О.В. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники // Совушка. 2023. N2 (32). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/32/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1835235
Способность созерцать, любоваться и восхищаться – щедрый дар, данный природой человеку. Он не только получает эстетическое наслаждение от гармонии мира, но и импульс к собственному творчеству.
Все дети любят рисовать. Творчество для них – это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза, руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновение», отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.
Творчество не может существовать под давлением и насилием. Оно должно быть свободным, ярким и неповторимым. Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.
Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься таким интересным делом.
Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. И совсем не страшно, если ваш маленький художник перепачкается, главное – чтобы он получал удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.
Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребенку возможность удивиться и порадоваться миру.
Монотипия
Название это произошло от слияния греческих слов «монос» - «один» и «типос» - «отпечаток». Отпечаток в этой технике всегда получается только один.
Монотипия по способу исполнения принадлежит к области гравюры.
Монотипия требует быстроты работы, так как отпечатывать нужно сразу, пока не высохли краски.
1. Вариант
Сложить лист бумаги пополам, прогладить сгиб, развернуть.
На одну сторону, ближе к центру, нанесите кисточкой несколько ярких цветных пятен (три пятна разного цвета).
Быстро сложите лист по тому же сгибу и хорошенько прогладьте ладошкой.
Осторожно разверните лист, поворачивайте его на расстоянии вытянутой руки.
Всмотритесь: что же получилось?
Сказочные цветы? Жук? Красавица – бабочка?
А может, это фантастическое животное?
Восковым мелком, фломастером обрисовывается контур, добавляются детали.
2. Вариант
На поверхности стекла (или листа бумаги) выполняется рисунок гуашевой краской.
Чистый белый лист пропитывается водой с помощью губки.
Влажный лист бумаги накладывают на рисунок и несколько раз проглаживают руками.
Получится оттиск в зеркальном отображении.
Восковым мелком, фломастером рисунок уточняется.
Учтите, что бумага должна быть очень плотной, не должна пропускать воду.
Варианты некоторых тем:
Для младшего возраста: елочка, бабочка, пожар…
Для старшего возраста: кленовый лист, бабочка, стрекоза, пейзаж с отражением в воде, город на берегу реки, рисунки на развитие воображения…
Граттаж
Воспитателям дошкольных учреждений хорошо знакома техника граттажа, что в переводе с французского означает «процарапывание».
Популярность этой техники объясняется художественно – выразительными возможностями граттажного рисунка (проступающие на темном фоне светлые мерцающие линии, которые придают работам таинственность и сказочность).
Граттаж предусматривает поэтапную работу, в которой цвет и линия во времени разделяются.
I этап. Граттажный подмалевок.
На бумагу наносятся произвольные цветовые пятна.
II этап. Вощение (закрепление) подмалевка.
Создается прозрачный водоотталкивающий слой. Проще всего натереть рисунок свечой сначала в одном направлении, затем в другом. И так четыре раза. Это могут сделать и сами дошкольники (воспитатель корректирует).
Можно покрыть подмалевок расплавленным парафином (любые прозрачные парафиновые свечи). Расплавлять парафин можно в металлической баночке на водяной бане. Когда свечи полностью расплавятся, с помощью большой плоской кисти нанесите расплавленный парафин на рисунок, не оставляя сухих мест.
III этап. Покрытие рисунка однородным слоем гуаши, туши.
Поверх парафина рисунок покрывают однородным слоем гуаши, туши (или тушь + гуашь), и необязательно черной.
Чтобы краска лучше ложилась на поверхность водоотталкивающего слоя, добавьте в нее немного жидкого мыла (шампуня).
Учтите, что краска плохо ложится на жирную поверхность. Может быть придется наносить краску в несколько приемов – просушить первый слой, а затем нанести следующий.
IV этап. Снятие, соскабливание поверхностного слоя.
Слой гуаши (туши) снимается острой деревянной или пластмассовой палочкой. С ее помощью ребенок убирает все лишнее, выстраивая графический образ. Графическое и цветовое начала соединяются в одно целое.
Детей радует не только конечный результат. Таинственные картинки превращают маленьких художников в волшебников, первооткрывателей.
Предварительно, перед началом работы стол следует застелить старыми газетами, иначе все вокруг будет усеяно черной крошкой.
Варианты некоторых тем:
Для младшего возраста: салют, звезды в небе, снежинки летят, рыбки в аквариуме…
Для старшего возраста: праздничный город, космос, зима, обитатели моря, у вечного огня, сказки…
Пальчиковая живопись
Во что превращаются наши ладошки?
1. Вариант
Приготовьте невысокие пластиковые ванночки (можно прямоугольные разовые тарелки). На дно положите белую ткань, сложенную вдвое. Налейте жидко разведенную краску.
Прижать ладонь к разведенной краске и затем – к чистому листу бумаги. На бумаге остался отпечаток руки.
Дорисовать восковыми мелками характерные детали.
Дополнить композицию.
2. Вариант
Обвести фломастером ладонь по контуру.
Заполнить цветом силуэт соответственно замыслу с помощью цветных карандашей или восковых мелков.
Фломастерами дорисовать детали.
Дополнить композицию.
3. Вариант
На левой стороне цветной бумаги обвести карандашом ладонь.
Вырезать ладонь по контуру.
Выполнить аппликацию соответственно замыслу на листе бумаги.
Дополнить аппликацию мелкими деталями.
Варианты некоторых тем:
«Потеряли котятки на дороге перчатки»…
Кузя, гном,.. (отпечаток ладони без пальцев)
Утка , индюк, петух, лебедь, …, медуза, …
Кактус, …
Волк, жираф, …
Индеец, клоун, Буратино, слон, рыбка.
Бабочка, краб, птица, летучая мышь.
Солнышко, цветок, пальма
Пальчики – палитра.
Под рукой нет кисточки? Не беда!
Один палец обмакнем в красную краску, другой – в синюю, третий – в желтую… Чем не палитра!..
Примерные темы для рисования в этой технике:
Младший возраст: Старший возраст:
Рассыпались мамины бусы Подарим маме цветы
Посыпался веселый горох Гроздья спелой рябины
Кто здесь прошел Радужная рыбка
Разноцветный дождь
Подарим маме ткань на платье
Падает пушистый снег
Украсим елку к Новому году
Расцвели одуванчики
Соберем ягоды
Веселые цыплята
Мимоза
Рисование пластилином (пластилинография)
На плотный лист бумаги или картона наносится карандашом контур.
Отщипывается небольшой кусочек пластилина и размазывается по контуру, не выходя за линию. Так тонким слоем пластилина заполняется весь силуэт.
Внимание! Пластилин должен быть теплым.
Варианты некоторых тем:
Натюрморт Портрет
Пейзаж Декоративные работы.
Кляксография
(по определению О. Белобрыкиной)
Помогает развить глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение.
Поставить большую кляксу любого цвета. Взять трубочку от коктейля и осторожно подуть на каплю, она побежала вверх. Повернуть лист и снова подуть. Можно сделать еще одну кляксу, но другого цвета. Пусть встретятся.
На что похоже?
Дорисовать недостающие детали (или дополнить аппликативно).
Цветные ниточки (ниткография)
Взять нитку длиной 25-30см. Опустить нить в краску, держа за один конец. Сложить лист пополам, развернуть. Осторожно вытянуть нить из краски, придерживая кистью (чтобы нить не запуталась). Выложить нить на одной стороне листа, один конец вывести наружу.
Сложить половинки листа, прижать левой ладонью, разгладить. Не снимая ладони с бумаги, правой рукой осторожно тяните нить за свободный конец. Разверните лист. А нитки-то волшебные… Дополнить композицию соответственно замыслу.
Варианты некоторых тем:
Морозные узоры Сугробы
Страна цветных снов Вологодские кружева
Пуантилизм – манера живописи мазками в виде точек.
Эффект смешения цветов прекрасно использовали в своем творчестве художники – импрессионисты, особенно те, которые применяли технику раздельного мазка и писали мелкими пятнами, что даже дало название целому направлению в живописи – пуантилизму (от французского слова «пуант» - точка).
При рассматривании картины с определенного расстояния мелкие разноцветные мазки зрительно сливаются и вызывают ощущение единого цвета.
На таком оптическом смешении основана и мозаика.
Восковые мелки (свеча) + акварель
Такой способ издавна использовался народными мастерицами при расписывании пасхальных яиц. Суть его в том, что краска скатывается с поверхности, по которой провели восковым мелком или свечой.
Нанести задуманный рисунок восковыми мелками (свечкой) на лист бумаги. Рисовать с нажимом.
Большой кистью закрасить весь лист акварелью, в один или несколько цветов.
Акварель стекает с воска и рисунок проступает.
Внимание! При умелом подборе цвета мелков и акварели можно добиться различных спецэффектов.
Варианты некоторых тем:
Младший возраст: Старший возраст:
«Дождевые капли» «Новогодняя игрушка»
«Мыльные пузыри в тазу» «Пасхальное яйцо»
«Лимонад в стакане» «Заиндевелое дерево»
«Витамины в баночке» «Утренняя зарядка»
«Падают снежинки» «Снеговики»
«Салют» «Пейзаж»
«Рыбки в аквариуме» «Пожар»
«Солнце согревает травку» «Космос»
«Елочки в лесу» «Морские обитатели»
Набрызг
Непростая техника. Ее суть – в разбрызгивании капель с помощью зубной щетки и расчески (или стеки). Брызги полетят на бумагу, а может быть, не только на нее...
Со временем капли будут мельче, станут ложиться ровнее и туда, куда нужно.
Приготовьте лист плотной бумаги и проведите по нему влажной рукой.
Аккуратно разложите заготовленные фигурки – силуэты, каждую придавите пуговицей.
Чуть – чуть смочите водой зубную щетку, проведите ею несколько раз по сухой краске.
Энергично проводите расческой (держа ее в правой руке) по щетине в направлении к себе, разбрызгивая краску. Следите за направлением брызг.
Варианты некоторых тем:
«Салфетка для мамы» «Снегопад»
«Дождь» «Закружила осень золотая»
«Звезды»
Литература: