Развитие речи детей посредством игровой деятельности в соответствии с ФГОС ДО

Березовская Татьяна Николаевна

Воспитатель, МБДОУ "ДСОВ "Северяночка", пгт. Приобье, ХМАО - Югра

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Березовская Т.Н. Развитие речи детей посредством игровой деятельности в соответствии с ФГОС ДО // Совушка. 2023. N2 (32). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/32/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1834891


 

Аннотация. Рассмотрены задачи речевого развития дошкольников, сформулированные в ФГОС ДО и приемы руководства и игровые приемы, способствующие решению этих задач посредством игровой деятельности (сюжетно-ролевой игры).

Ключевые слова. ФГОС ДО, речь, дети дошкольного возраста, развитие речи, игровая деятельность, сюжетно-ролевая игра, речь как средство общения и культуры, активный словарь, связная диалогическая и монологическая речь, звуковая и интонационная культура речи, приемы руководства сюжетно-ролевой игрой детей.

 

Речь – это многоаспектное и многофункциональное понятие. Ее главное назначение состоит в обеспечении общения между людьми, в ходе которого люди обмениваются мыслями, чувствами, идеями, осуществляют совместную деятельность, передают новым поколениям знания и практический опыт, накопленный во всех сферах жизнедеятельности человека. Не будет преувеличением сказать, что человеческое общество существует благодаря речи. Вот почему так важно развивать речь как можно раньше, начиная с раннего и дошкольного возраста.

Задача по развитию речи детей дошкольного возраста является приоритетной в Федеральном государственном образовательном стандарте и основных образовательных программах дошкольного образования. В них выделена образовательная область «Речевое развитие», при освоении содержания которой дошкольники должны:

  • овладеть речью как средством общения и культуры;
  • обогатить запас своего активного словаря;
  • развить умения связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, а также звуковой и интонационной культуры речи.

Под развитием речи детей дошкольного возраста понимается «процесс и результат количественного накопления и качественного положительного изменения всех сторон речи (фонетической, лексической, морфологической, синтаксической, интонационной) и связной диалогической и монологической видов речи» [3].

По многим объективным причинам (постоянного общения ребенка со взрослыми и сверстниками, появление новых видов деятельности, потребность высказать свои мысли и переживания и т.д.) речь дошкольника постоянно развивается. Однако нельзя допустить, чтобы это развитие шло спонтанно, без руководства со стороны взрослых – педагогов, родителей. Именно такое руководство обеспечить решение задач по речевому развитию дошкольников, которые поставлены в ФГОС ДО.

Хорошо развитая речь – необходимое условие полноценного социально-коммуникативного развития ребенка, которое, в свою очередь, способствует развитию интеллектуальной, познавательной, эмоционально-волевой сфер личности ребенка, успешной его адаптации и социализации в современном социокультурном пространстве.

В дошкольной педагогике существует много средств для развития речи детей. Самое эффективное из них – игровая деятельность, которая является ведущей в период дошкольного детства, т.е., с одной стороны, дети предпочитают эту деятельность всем другим занятиям, могут часами играть в разные игры; с другой стороны, именно в игровой деятельности происходит развитие личности – физическое, умственное, речевое, нравственное и т.д.

По своей природе «детская игра предполагает совместную деятельность двух или нескольких детей, в ходе которой они общаются между собой на всех этапах игры» [1]. Именно эту деятельность целесообразно использовать для развития всех сторон речи дошкольников.

Игровая деятельность – это «осмысленные и целенаправленные действия, в которых дети воспроизводят окружающую действительность, действия других людей и отношения между ними, в том числе и процесс общения» [2].

В игровой культурной практике для детей дошкольного возраста существует огромное количество игр, разнообразных по видам, назначению, функциям. Однако основой игровой деятельности детей данного возраста признана сюжетно-ролевая игра, которую Д.Б. Эльконин назвал «самой совершенной формой игры дошкольников» [4]. Ее отличительная особенность от других видов детских игр состоит в том, что в ней «дети воспроизводят деятельность и отношения взрослых так, как сами дети их понимают» [2].

Опыт моей педагогической работы показал, что для развития речи дошкольников, воспитатель должен осуществлять руководство сюжетно-ролевой игрой детей на каждом ее этапе. Это позволяет решить задачи речевого развития, поставленные в ФГОС ДО. Руководить сюжетно-ролевыми играми дошкольников педагог должен еще и потому, что в каждой группе есть дети, плохо владеющие речью. Они не могут самостоятельно играть в сюжетно-ролевую игру, так как не могут общаться с другими детьми, не могут взять на себя роль, им нужна помощь в осуществлении игровых действий и ролевых диалогов в игре. При руководстве игрой воспитатель особое внимание уделяет таким детям, постепенно они овладевают игровыми действиями, их речь развивается и через какое-то время эти дети уже сами вступают и довольно продолжительное время участвуют в сюжетно-ролевых играх разной тематики.

Рассмотрим, каким образом педагог осуществляет руководство сюжетно-ролевой игрой дошкольников, которое обеспечивает развитие речи детей. Опираться при этом будет на задачи ФГОС ДО.

Первая задача – дети должны овладеть речью как средством общения и культуры. Она решается на подготовительном этапе при планировании игры и на ее заключительном этапе – при подведении итогов игры. В ходе этих этапов воспитатель использует прямые методы руководства: предлагает детям совместно обсудить тему игры, ее замысел, роли и ролевые действия, атрибуты, которые необходимо подготовить или изготовить для игры, итоги игры. Такое обсуждение переходит в общение: дети высказывают свои мнения, задают друг другу вопросы, отвечают на них, предлагают разные варианты игры и распределения ролей, выделяют то, что получилось в игре и что не получилось, что было особенно интересно, а во что можно было бы и не играть и т.д. Воспитатель включает в это обсуждение малоактивных детей, детей с проблемами речевого развития: задает им вопросы, поддерживает их высказывания, хвалит за предложения и т.д. Так развивается речь детей как средство общения.

На этих же этапах сюжетно-ролевой игры речь детей развивается и как средство речевой культуры. Для этого воспитатель следит за тем, чтобы дети общались вежливо, спокойно, доброжелательно, не перебивали друг друга, внимательно слушали мнение каждого, учитывали интересы всех участников игры, называли друг друга по именам, не конфликтовали между собой.

Вторая задача, сформулированная в ФГОС ДО, – обогатить активный словарь детей. Решая эту задачу в ходе проведения сюжетно-ролевой игры, воспитатель может использовать прямые и косвенные приемы руководства. Прямые – это указание (в приказном порядке) на то, чтобы ребенок использовал новые в его словарном запасе слова во время игры. Например, в сюжетно-ролевой игре «Салон красоты» воспитатель говорит ребенку, исполняющему роль парикмахера: «Ты будешь мыть голову клиенту чем?»  (шампунем), «Для того чтобы волосы лучше держались в прическе намажь их …  (чем?)» (гелем), «Чем будешь сушить волосы клиента после мытья?» (феном). Приемы косвенного руководства сюжетно-ролевой игрой с целью активизации словаря детей – это просьба (намек) воспитателя на то, что в этой игровой ситуации нужно использовать в речи новые слова. Например, воспитатель предлагает ребенку: «Воспользуйся вот этим составом для мытья головы клиенту. Что это?» (шампунь), или намекает: «А волосы после мытья нужно подсушить. Сами они будут сохнуть очень долго. Интересно, как парикмахер так быстро высушивает волосы?» и т.д.

Подобным образом в активный словарь детей вводятся имена существительные, обозначающие названия профессий (менеджер, консультант-продавец, курьер, товаровед, стюардесса, официант и др.); инструменты труда взрослых (например, врача: стетоскоп, рецепт, справка); глаголы, обозначающие, например, действия людей разных профессий (выписывать (рецепт), испечь (хлеб, булочки), красить (волосы), развесить (ценники на товары в магазине) и т.д. 

Третья задача, поставленная в ФГОС ДО, комплексная: развить связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь, звуковую и интонационную культуру речи дошкольников. Она решается в ходе руководства сюжетно-ролевой игрой на ее основных этапах. При обсуждении замысла и сюжета игры воспитатель организует сначала монологические высказывания детей, потом – диалог, в ходе которого дети проводят осознанный выбор замысла и сюжета ролевой игры, в которую они собираются играть.

Осуществляя в сюжетно-ролевой игре игровые действия и ролевое поведение, дошкольники сопровождают их ролевыми диалогами. Так происходит развитие диалогических умений детей в ходе сюжетно-ролевой игры.

Введение ролевых действий и ролевых диалогов – основные приемы руководства сюжетно-ролевой игрой, которые способствуют развитию связной диалогической и монологической речи, а также ее звуковой культуры и интонационной выразительности. На протяжении всей игры воспитатель следит за тем, чтобы монологи и диалоги детей были правильными с точки зрения употребления слов, их сочетаемости, звукопроизношения. Если в речи детей воспитатель замечает ошибки, то он их тактично и вежливо исправляет и просит ребенка повторить правильный речевой вариант. Также он следит за интонационной выразительностью речи детей, исполняющих ту или иную роль, разыгрывающих разные игровые ситуации.  Так, например, следит, чтобы в голосе ребенка слышалась благожелательность, когда высказывается благодарность, когда продавец или консультант помогает покупателю выбрать нужный ему товар и т.д.); сочувствие, когда врач отвечает на жалобы больного или пожарный дает советы жильцам, в доме которых только что потушили пожар и т.п.; уверенность, когда врач выписывает лечение, парикмахер дает советы клиенту по уходу за волосами, продавец рекомендует купить определенный товар и т.д.    

На заключительном этапе при подведении итогов сюжетно-ролевой игры воспитатель обязательно хвалит тех детей, речь которых в игре была правильной, точной, выразительной, наполненной новыми для ребенка словами. Это служит стимулом для других детей: в следующей игре, стараясь заслужить похвалу педагога, они стараются говорить правильно и выразительно.

Для повышения эффективности работы по развитию речи дошкольников для родителей был проведен семинар-практикум, на котором родители овладели приемами развития речи ребенка посредством элементов сюжетно-ролевой игры. Это были речевые игры, которые обогащали игровой и речевой опыт детей:

– игры на обогащение словаря детей: «Кто чем работает?», «Назови профессию» (кто больше назовет профессий), «Кто это делает?», «Узнай профессию по действию (по инструментам труда» и т.д.;

- игры на развитие диалогической речи: «Разговор с продавцом (фармацевтом, консультантом, врачом, воспитателем и т.д.)», «Как попросить о помощи?», «Я благодарю вас…», «Как высказать претензию». 

Эти игровые приемы родители применяли в семье со своим ребенком. Это обеспечило непрерывность развития речи детей дома и в детском саду. По отзывам родителей эти игры с элементами сюжетно-ролевой игры очень нравились ребенку. Преимуществом их является и то, что в них можно играть в любой ситуации и в любое время: дома, по дороге (домой, из дома), на автобусной остановке, в детской поликлинике, пока ждешь приема врача и т.д.).

Таким образом, сюжетно-ролевая игра – эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста. Задачи речевого развития детей, поставленные в ФГОС ДО, успешно решаются посредством сюжетно-ролевой игры при методически грамотном использовании воспитателем приемов руководства этой игрой.

 

Литература:

  1. Кравцова Е.Е. Психология игры. М.: Левъ, 2017. 194 с.
  2. Савенков А.И. Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста: учебник для среднего профессионального образования; под научной редакцией А. И. Савенкова / Савенков А.И. [и др.]. М.: Юрайт, 2022. 339 с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/
  4. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Книга по Требованию, 2013. 228 с.