Сорокоумова Ирина Юрьевна
Педагог дополнительного образования, МАДОУ "Детский сад №6 "Лукоморье", г. Нефтеюганск, ХМАО-Югра
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Сорокоумова И.Ю. Описание практики по ДОП "Танцы народов севера" // Совушка. 2023. N2 (32). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/32/ (дата обращения: 31.05.2025).
Заказ № 1834871
Структура текста описания практики:
1. Наименование практики. Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Танцы народов Севера».
2. Место реализации практики и целевая аудитория. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нефтеюганска «Детский сад № 6 «Лукоморье». Сорокоумова Ирина Юрьевна, педагог дополнительного образования
Возрастная категория: обучающиеся 6-7 лет.
3. Актуальность практики заключается в том, что в настоящее время существует проблема приобщения детей к народному танцу, среди новых танцевальных направлений народный танец мало популярен. Знакомство с фольклором и бытом народов Севера приобретает в работе с воспитанниками особенную актуальность, т. к. воспитывает у подрастающего поколения интерес и уважение к культуре и быту народов ханты и манси, а также способствует расширению их кругозора, развитию художественного вкуса, любви к «малой» Родине – к краю, в котором они живут. Так же программа актуальна в связи с тем, что в последнее время национально-культурные традиции, которые являются источником формирования морально-этических норм и связывают народ с историческими корнями, требуют сохранения и развития.
4. Инновационный характер практики.
Новизна программы заключается в том, что в ней интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение, которые даются детям в игровой форме и адаптированы для дошкольников. Задача педагога состоит не в максимальном ускорении развития творческих способностей ребенка, а прежде всего в том, чтобы создать каждому ребенку все условия для наиболее полного раскрытия и реализации способностей, приобщить их к танцевальному искусству, раскрыть перед ними его многообразие и красоту, способствовать эстетическому развитию дошкольников, привить им основные навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее образное содержание.
5. Цель и задачи, которые решались в рамках реализации практики.
Цель программы: создание условий для реализации творческого потенциала одаренных детей, способствующих ознакомлению и обучению воспитанников 6 – 7 лет элементам танцевальных движений народов ханты и манси.
Задачи программы:
Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
6. Содержание практики.
Чтобы познакомить, приобщить и научить искусству народного танца, показать многообразие его видов, богатство лексики и дать правильное понятие об основах народного танца была разработана программа «Танцы народов Севера», состоящая из имитационно-подражательных плясок (журавль, утка, гагара, олень, лисица, заяц и др.) и плясок-инсценировок («Охота на белку», «Охота на лисицу», «Охота на медведя»). Данная программа направлена на развитие танцевальных данных: подвижность, выносливость, гибкость, пластичность. Осваивая даже самый элементарный танцевальный материал, ребенок прикладывает немало усилий и терпения, что формирует в нем такие качества, как воля и упорство. Развивается также и познавательный интерес. Программа состоит из четырех разделов, которые направленны на изучение базовых элементов танцев народов Севера.
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема занятия |
Количество часов |
||
Теория |
Практика |
Всего |
||
1 раздел. Вводный |
||||
«Знакомство с танцевальной культурой народов ханты и манси» |
0,5 |
0,5 |
1 |
|
2 раздел. Танцевально-ритмическая гимнастика |
||||
Общеразвивающие упражнения |
|
4 |
4 |
|
3 раздел. Народный танец ханты и манси |
||||
«История танцевального искусства обско-угорских народов» |
1 |
|
1 |
|
Основные положения рук, ног в мужских и женских танцах |
|
2 |
2 |
|
Слушание национальных мелодий |
|
1 |
1 |
|
«Изучение и отработка основных движений рук и ног мужского танца» |
|
3 |
3 |
|
«Традиционные праздники народов ханты и манси» |
1 |
|
1 |
|
«Изучение и отработка основных движений рук и ног женского танца» |
|
3 |
3 |
|
«Имитационно-подражательные танцы и этюды» |
|
2 |
2 |
|
«Постановка и отработка традиционных мужских танцев» |
|
3 |
3 |
|
«Танец в праздничных действиях народов ханты и манси» |
|
1 |
1 |
|
«Постановка и отработка традиционных женских танцев» |
|
3 |
3 |
|
«Инсценировка песен, игр, сказок» |
|
1 |
1 |
|
«Знакомство с традиционным костюмом (женский, мужской)» |
|
1 |
1 |
|
«Репетиции танцев» |
|
3 |
3 |
|
«Итоговое занятие» |
|
1 |
1 |
|
4. Раздел. Традиционные праздники народов Севера |
||||
«Традиционные праздники народов ханты и манси» |
1,5 |
1,5 |
3 |
|
«Танец в праздничных действиях народов ханты и манси» |
|
2 |
2 |
|
Всего: 31час |
Занятие состоит из трех частей:
1. Подготовительная часть занимает 3-5 минут общего времени.
Задачи этой части сводятся к тому, чтобы подготовить организм ребёнка к работе, создать психологический и эмоциональный настрой. В нее входят: поклон, строевые, разминка, общеразвивающие упражнения, танцевальные шаги, элементы хореографии.
2. Основная часть занимает 15-20 минут общего времени.
В этой части решаются основные задачи, идёт работа над развитием двигательных способностей, даётся большой объём знаний, развивающих творческие способности детей. Изучение нового материала, повторение, закрепление пройденного, разучивание танцевальных движений, комбинаций, композиций.
3. Заключительная часть занимает 5 минут общего времени.
В заключительной части используются упражнения на расслабление мышц, укрепление осанки, дыхательная и пальчиковая гимнастика, поклон.
7. Средства и способы реализации практики
Организация системы работы была выстроена поэтапно.
Первый этап – диагностический.
Отбор обучающихся осуществляется на основании педагогического наблюдения и результатов диагностики. Одаренные дети отличаются высокими возможностями, способностью быстро схватывать лексический материал и применять его в практике, потребностью сосредоточиваться на занятии и принимать активное участие в деятельности.
Цель диагностики: выявление уровня одаренности ребенка.
Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий. При определении уровня развития ребенка, за основу взяты следующие задачи:
Чувство музыкального ритма
Способность воспринимать и передавать разные ритмические рисунки, основными средствами выразительности изменять движения в соответствии с музыкальными фразами. Темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений музыке.
Эмоциональная отзывчивость
Выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в позе, жестах разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и содержания композиции.
Танцевальное творчество
Способность правильно и «музыкально» исполнять танцевальные движения, комбинации, умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные оригинальные «па».
Комплексная оценка:
1 - низкий уровень (требуется корректирующая работа педагога)
2 – средний уровень
3 – высокий уровень
Чувство музыкального ритма |
|
Начало года |
Конец года |
1.Прохлопать и протопать ритмический рисунок под музыку. 3 балла – самостоятельно выполняет ритмический рисунок под музыку. 2 балла – выполняет ритмический рисунок под музыку с небольшими неточностями. 1 балл – выполняет ритмический рисунок под музыку с помощью педагога. 0 баллов – не может выполнить ритмический рисунок под музыку. |
1.Упражнение «Круг друзей» 3 балла – самостоятельно выделяет сильные и слабые доли в музыке, может безошибочно начать движение на указанную долю музыкального такта. 2 балла – выделяет сильные и слабые доли в музыке с небольшими неточностями. 1 балл – выделяет сильные и слабые доли в музыке с помощью педагога. 0 баллов – не может выделить сильные и слабые доли в музыке. |
2..Выделить хлопками сильные доли в музыке. 3 балла – самостоятельно выделяет сильные доли в музыке. 2 балла – выделяет сильные доли в музыке с небольшими неточностями. 1 балл – выделяет сильные доли в музыке с помощью педагога. 0 баллов – не может выделить сильные доли в музыке. |
2.Прохлопать ритмический рисунок под музыку. 3 балла – самостоятельно выполняет ритмический рисунок под музыку. 2 балла – выполняет ритмический рисунок под музыку с небольшими неточностями. 1 балл – выполняет ритмический рисунок под музыку с помощью педагога. 0 баллов – не может выполнить ритмический рисунок под музыку. |
3.Выделить фразы и части музыкального материала. 3 балла – самостоятельно выделяет фразы и части музыки. 2 балла - выделяет фразы и части музыки с небольшими неточностями. 1 балл – выделяет фразы и части музыки с помощью педагога. 0 баллов – не может выделить фразы и части музыки. |
3.Упражнение «Угадай». 3 балла – самостоятельно различает музыкальные размеры – 2/4, 4/4, 3/4. 2 балла – различает музыкальные размеры – 2/4, 4/4, 3/4 с небольшими неточностями. 1 балл – различает музыкальные размеры – 2/4, 4/4, 3/4 при помощи педагога. 0 баллов – не различает музыкальные размеры. |
Эмоциональная отзывчивость |
|
Начало года. |
Конец года. |
1.Упражнение «Грустно - весело» 3 балла – самостоятельно, выразительно передает заданные образы, характер музыки. 2 балла – не очень выразительно передает заданные образы, характер музыки. 1 балл - передает заданные образы, характер музыки при помощи педагога. 0 баллов – не может передать заданный образ, характер музыки. |
1.Упражнение «Подснежник». 3 балла – самостоятельно, выразительно передает заданные образы, характер музыки. 2 балла – не очень выразительно передает заданные образы, характер музыки. 1 балл - передает заданные образы, характер музыки при помощи педагога. 0 баллов – не может передать заданный образ, характер музыки. |
2.Упражнение «Северный олень». 3 балла – самостоятельно, выразительно передает заданные образы, характер музыки. 2 балла – не очень выразительно передает заданные образы, характер музыки. 1 балл - передает заданные образы, характер музыки при помощи педагога. 0 баллов – не может передать заданный образ, характер музыки. |
2.Упражнение «О чем рассказывает музыка». 3 балла – самостоятельно, выразительно передает заданные образы, передает характер музыки при помощи движений и эмоций. 2 балла – не очень выразительно передает заданные образы, передает характер музыки при помощи движений и эмоций. 1 балл - передает заданные образы, характер музыки при помощи педагога. 0 баллов – не может передать заданный образ, характер музыки. |
Танцевальное творчество |
|
Начало года. |
Конец года. |
1.Повторить за педагогом танцевальную комбинацию. 3 балла – правильно и «музыкально» исполняет танцевальную комбинацию. 2 балла – «музыкально» исполняет танцевальную комбинацию, допуская небольшие неточности. 1 балл – исполняет, танцевальную комбинацию при помощи педагога 0 баллов – не может выполнить танцевальную комбинацию. |
1.Исполнить танцевальную композицию. 3 балла – правильно и «музыкально» исполняет танцевальную композицию. 2 балла – «музыкально» исполняет танцевальную композицию, допуская небольшие неточности. 1 балл – исполняет, танцевальную композицию при помощи педагога 0 баллов – не может выполнить танцевальную композицию. |
2.В зависимости от характера и вида музыкального материала выбрать танцевальные движения. 3балла – правильно выбирает движения. 2балла – выбирает движения, допуская небольшие неточности. 1 балл – выбирает движения при помощи педагога. 0 баллов – не может выбрать движения. |
2.Импровизация под музыку. 3 балла – легко и свободно импровизирует под музыку. 2 балла – не уверенно импровизирует под музыку. 1 балл – с трудом импровизирует под музыку. 0 баллов – не может импровизировать. |
Второй этап – основной. Мною были созданы условия по ознакомлению и обучению обучающихся элементам танцевальных движений народов ханты и манси в рамках кружковой деятельности.
Использовались методы и приемы:
Словесные: беседа, объяснение, анализ структуры постановки танца.
Наглядные: показ видео материалов, показ педагогом исполнения танцевальных движений.
Практические: тренировочные упражнения, отработка танцевальных движений.
Успешное решение поставленных задач на занятиях возможно при использовании педагогических приемов:
Заключительный этап посвящен поставке танца, на основе выученных движений. В процессе освоения программы воспитанники могут передавать в движении сложные ритмические рисунки танца, исполнять технически сложные движения (вращения, припадание), выполнять перестроение из одной фигуры в другую, соблюдать интервал, умеют держать линии, колонны, диагонали, круг, полукруг, шахматный порядок, знают название зон сценической площадки, передавать характер хантыйского танца.
8. Данные о результативности.
Число вовлеченных участников – 15 обучающихся.
Осваивая программу, уже достигнуты следующие результаты:
Результаты участия обучающихся в конкурсах
Название |
Результат |
Региональный уровень |
|
Региональный конкурс «Моя Югра», Номинация: «Язык танца», название работы: Танцевальная композиция «Хантыйский танец», 2022. |
Диплом - 1 место |
9. Возможность использования предоставленного материала в опыте работы образовательных организаций системы дополнительного образования детей.
Данная практика может быть использована в массовой практике и адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений, педагогам дополнительного образования.
10. Примеры тиражирования практики в других регионах, компаниях, организациях (при наличии).
Дополнительная общеразвивающая программа «Танцы народов Севера» прошла экспертизу в Муниципальном Опорном Центре г. Нефтеюганска, загружена в систему ПФДО и имеет свободный доступ для ознакомления.
Грамота участия в городском мероприятии «Ярмарка педагогически идей – 2019».
Региональный конкурс для педагогов и детей «Моя Югра». Номинация: «Творческие работы и учебно-методические разработки педагогов». Свидетельство о публикации: Дополнительная общеобразовательная программа по хореографии «Танцы народов Севера», 2021.
Региональный конкурс «Моя Югра». Номинация: «Моё лучшее занятие», 2021. Диплом 1 место.
III Международный Фестиваль профессионального мастерства «Педагогический марафон знаний», план-конспект занятия по хореографии «Хантыйский танец», 2021. Диплом победителя.
Международный портал для педагогов и детей «Дошколята России», конкурс «Рабочая программа педагога», 2022. Диплом 1 место.
Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Педагогическая Академия». Номинация «Открытый урок», 2022. Диплом Лауреата II степени.
Межрегиональный конкурс «Методические разработки педагогов», программа по хантыйскому танцу, 2022. Диплом 1 место.
Всероссийское образовательно-просветительское издание «Альманах педагога». Свидетельство о публикации учебно-методического материала «Конспект занятия по хантыйскому танцу», 2022.
Международный образовательно-просветительский портал «ФГОС онлайн». Сертификат о публикации учебно-методического материала, программа «Хантыйский танец», 2022.