Дидактические игры своими руками

Луцив Ирина Степановна

Воспитатель, МБДОУ № 48, г. Апатиты

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Луцив И.С. Дидактические игры своими руками // Совушка. 2023. N2 (32). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/32/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1834706


 

Пояснительная записка

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит игра.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у детей живой интерес к процессу познания.

С помощью математических дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Математические дидактические игры учат детей сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определённым признакам, делать правильные выводы, обобщать.

Дидактические игры позволяют воспитателю организовывать, расширять опыт ребёнка, увеличивать запас его представлений, закрепляют знания и навыки.

Предлагаемые дидактические игры, могут быть использованы в организованной развивающей деятельности дошкольников по следующим образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие.

Данный материал способствует развитию познавательных способностей детей,

получению новых знаний, их обобщению и закреплению, обогащению чувственного опыта, развивая умственные способности. В процессе игры осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность.

Дети учатся применять имеющиеся знания в новых условиях.

Развивается речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируя правильное звукопроизношение. А также способствует социально – нравственному развитию ребёнка дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми и взрослыми.

Цель: формирование познавательных способностей детей.

Задачи:

  • обеспечить интеллектуальное развитие дошкольников в области ФЭМП;
  • формировать и поддерживать у детей устойчивый интерес к получению знаний;
  • развивать интеллектуальные, познавательные и исследовательские способности детей;
  • поддерживать инициативу, пытливость и самостоятельность у детей;

1. «Геометрические картинки»

Цель: учить выделять пространственное расположение геометрических фигур, воспроизводить такое же расположение при выкладывании геометрических картинок.

Ход игры:

Взять из набора треугольники, квадраты, прямоугольники, круги и другие необходимые фигуры и наложить на контуры, изображенные на странице. После составления картинки каждого предмета сосчитать, сколько потребовалось фигур каждого вида, и рассказать, как расположены геометрические фигуры.

 

2. «Собери фигуру»

Цель: учить собирать целое из частей; вести счет предметов, образующих какую-либо фигуру.

Ход игры:

Воспитатель располагает модели геометрических фигур на магнитной доске, вызывает ребенка, просит его показать и назвать фигуры. Объясняет задание: «У каждого из вас такие же геометрические фигуры, но они разрезаны на 2 или 4 равные части; если их правильно приложить друг к другу, то получаются целые фигуры». Выполняя задание, дети рассказывают, из какого количества они составили фигуру.

 

3.«Геометрическое лото»

Цель: учить осуществлять зрительно-мысленный анализ способа расположения фигур; закрепление представлений о геометрических фигурах.

Ход игры:

Каждый из игроков должен внимательно рассмотреть свою табличку с изображением геометрических фигур, найти закономерность в их расположении, подобрать определённую комбинацию геометрических фигур.

 

4. «Найди фигуру»

Цель: учить детей овладевать пространственными представлениями; употреблять в речи предлоги «за», «перед», «под» и др.; закреплять основные цвета.

Ход игры:

Воспитатель с ребёнком рассматривают, как расположены геометрические фигуры на карточке, затем ребёнок самостоятельно рассказывает, где, какая фигура расположена.

5. «Лёгкий – тяжёлый»

Цель: формировать представления дошкольников о понятиях «тяжелее – легче» на основе непосредственного сравнения предметов.

Ход игры:

В дидактической игре дети находят равные и неравные по весу предметы, взвешивая их на ладонях.  Воспитатель следит за тем, что результаты сравнения предметов ребёнок рассказывает самостоятельно, употребляя слова «лёгкий – тяжёлый», «легче – тяжелее».

6. «Разноцветная дорожка»

Цель: упражнять детей в нахождении местоположения впереди, сзади, слева, справа, перед, за.

Ход игры:

Воспитатель по очереди вызывает детей на разноцветную дорожку. Ребёнок по мере продвижения вперёд, рассказывает в каком направлении он идёт.