Здоровьесберегающие технологии (доклад)

Стеклянникова Елена Викторовна

Учитель-логопед, учитель-дефектолог, МБОУ СОШ № 31 г. Пенза, г. Пенза

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Стеклянникова Е.В. Здоровьесберегающие технологии (доклад) // Совушка. 2023. N2 (32). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/32/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1825457


 

Процесс мастер –класса

Здравствуйте уважаемые члены жюри и участники мастер - класса!

Мое имя Стеклянникова Е.В., я учитель-дефектолог в общеобразовательной школе № 31 г. Пензы.

На данный момент в системе образования остро стоят такие вопросы как: повышения уровня образования, охрана и укрепления здоровья учащихся как физического, так и психологического.

Но как лучше это сделать учителю в процессе своего урока!? Этот вопрос всегда актуален.

Поэтому хотелось бы узнать, как, когда вы проводите динамические паузы и с какой целью?

(Сегодня мы с вами поговорим о динамических паузах, как они используются на базе нашей школы учителями, как они могут влиять на образовательную деятельность наших учащихся, на психологическое и физическое состояние, в какое время и какие именно динамические паузы лучше использовать, чтобы получить желаемый результат)

На практике правильно подобранные упражнения, методы и формы включения их в работу помогают учителю решить следующие задачи:

  • снизить психологическую утомляемость,
  • помочь детям лучше адаптироваться к учебной и социальной среде,
  • продуктивнее усваивать учебный материал,
  • развитие всех видов внимания, а также слуховой и зрительной памяти,
  • профилактика дисграфии и дислексии,
  • коррекции и развитие общей и мелкой моторики, а также пространственных представлений.

Упражнения

Первое упражнение, с которого мы начнем, поможет детям быстрее адаптироваться к учебному процессу и социальной среде, если это дети, которые только пришли в новый класс, или это внеурочная деятельность и дети между собой не знакомы. Также данное упражнение направлено на развитие слуховой и зрительной памяти концентрации и объема внимания.

Я прошу выйти и встать в круг несколько челок, примерно 6-7. Можно попросить членов жюри поучаствовать!? (3 человека).

Педагог начинает (Здравствуйте ребята, мое имя Елена Викторовна и я сегодня вот такая (поза). Далее по кругу. (Это Елена Викторовна и она сегодня вот такая, а мое имя Ирина Александровна и я сегодня вот такая) и далее.

Комфортно ли было выполнять это упражнение?

Всем больше спасибо, а участие также хотелось бы отметить, что данное упражнение моно использовать как в начальном звене, так и в старших классах, и летних лагерях.

Если дети немного возбуждены, вернулись с активного урока (например физкультура или пение), и нам нужно их успокоить и настроить на образовательную деятельность, то целесообразно использовать дыхательные упражнения, так как дыхание успокаивает и способствует концентрации внимания, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы. Умение управлять дыханием позволяет управлять собой.

Данное упражнение мы можем использовать как в начале, так и в середине урока, как в начальном, так и более старшем звене

(Сейчас все сядем ровно, спина прямая. Сделаем спокойный вдох носом, выдох ртом.

Далее наоборот, сделаем вдох ртом, а выдох носом. И так три раза каждое упражнение. В следующий раз можно чередовать: вдох через одну ноздрю, выдох через другую. Далее упражнение делаем сидя: руки в замок за головой, вдох и выдох).

Данные упражнения занимают совсем мало времени примерно 2-4 минуты, и могут использоваться на любом уроке в любой возрастной категории.

У вас у каждого на столах лежат перышки. Прошу вас, их взять в руки. Далее кладем перышко на нос и пытаемся его сдуть. Вместо перышек можем использовать обычную вату.

Данные упражнение направлены не только как на активизацию всего организма, но и на актуализацию речевого потенциала развития речевого дыхания, так как человек говорит на длинном выдохе, грамматически и ритмически правильно построенная речь особенно необходима в учебном процессе, начиная с начальной школы, когда идет формирование чтения, письма, почерка, графических навыков: у детей сбивается дыхание, они давят на ручку, пыхтят. Заканчивая старшим звеном, когда дети сдают устные экзамены по русскому и английскому языку.

Всегда помним, что двигательные упражнения должны меняться на релаксацию.

Следующая группа упражнений направлена на коррекцию и развитие общей и мелкой моторике.

Если учитель заметил, что дети устали и процесс усвоения учебного материала происходит не в полной мере, то мы можем использовать следующее упражнение: (например, на уроке математике. Сейчас мы с вами посчитаем устно. Если в сумме получается однозначное число, то мы держимся за правое ухо, если двухзначное, то за левое ухо (2+5, 15+15, 6+5, 8+3 и т.д). Также данное упражнение можно использовать и на других урока, например, на русском (я буду называть слова, если приставка – при нужно держаться за правое ухо, - пре за левое (прекрасный, приехал, зашел, пришел, преступление, зашить, приоткрыть, премудрый, пригнать, предел), с любыми окончаниями, родами и т.д. Также на уроках литературы (вспомнить произведения Пушкина: Евгений Онегин, Русалка, сказка о рыбаке и рыбке, сказка о царе Салтане, сказка о золотом петушке).

Данное упражнение можно использовать как в начальном, так и старшем звене. Оно будет частью вашего урока и вписано в конспект. Оно помогает реализовать такие задачи как развитие концентрации внимания, слуховой памяти, мышления. Если использовать в конце урока, то это будет еще и с целью интеграции приобретенного опыта для закрепления учебного материала).

Также можно использовать более динамичные упражнения на развитие пространственных представлений, познания своего тела, переключение внимания и развитие слухового внимания и общей моторики, контроль действий (прошу всех встать, поднимите правую ногу и левую руку, а теперь правую руку и левую ногу, закройте правой рукой левый глаз), (взять одной рукой за нос, другой за ухо).

Если то первый или второй класс, то можно добавлять пальчиковую гимнастику с использованием коротких стишков, например, дети записали:

Тук, тук, тук,

Тук, тук, тук,

Раздается, чей-то стук,

Это дятел на сосне

Долбит клювом по коре.

Все эти упражнения – это база. Детям сложно осваивать какие-то алгоритмы, контролировать себя в учебных занятиях, если они не могут контролировать свое тело. Поэтому так важны эти занятия. Мы тренируем, воспитываем, обучаем и учим принимать необходимую учебную информацию.

И, конечно же, динамическая пауза – это снятие эмоционального напряжения.

Рефлексия

Уважаемые участники мастер-класса хотелось бы узнать выстроилась ли у вас логическая цепочка использования динамических пауз на своих уроках? Планируете ли вы их использовать? (похлопайте)

Остались ли вопросы по данному мастер – классу?