Обрывная аппликация как средство развития творческих способностей детей раннего и дошкольного возраста

Романова Алла Хамитовна

Воспитатель, МБДОУ ДС № 124, г. Челябинск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Романова А.Х. Обрывная аппликация как средство развития творческих способностей детей раннего и дошкольного возраста // Совушка. 2023. N2 (32). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/32/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1794274


 

Овладение детьми техники обрывной аппликации может вполне стать одной из самых любимых, значимых и приятных техник аппликаций в раннем и младшем дошкольном возрасте. Ведь именно тогда закладываются все основы дальнейшего развития ребенка, когда ребенок познает мир с помощью пальчиков, ощущений, что способствует развитию мелкой моторики детей, началу развития творческого воображения и творчества в целом.

Обрывной метод аппликации, как нельзя лучше дает возможность будущему таланту раскрыться, познать себя, свои чувства, выразить свои эмоции. Я считаю, что плюс обрывной аппликации – это минимальный набор материала и приспособлений для ее использования. А именно, клеящий карандаш и обрезки цветной бумаги, а также, старые журналы, афиши и т.д.

Первый этап самый интересный и весёлый — рвать цветную бумагу на абсолютно любые кусочки. С этим заданием с удовольствием справляются даже самые маленькие детки. Есть в этом методе творчества элемент арт терапии, когда мы можем рвать и комкать бумагу, тем самым давая выход негативным эмоциям, что безусловно полезно как для малышей, так и для взрослых. Не стоит переживать, что бумага помнется, такая шероховатость придаст аппликации только более интересный объем.

Кусочки рваной бумаги можно использовать, например, во время занятий по элементарной математике, предложить детям выложить из красного цвета маленький круг, а из зеленого – большой.

В процессе работы важно формировать у детей умение правильно держать пальцы при отрывании кусочка, чтобы руки работали одновременно, синхронно. С помощью пальчиковой гимнастики с художественным словом, мы развиваем мелкую моторику пальцев рук, создаем хорошее настроение, вызываем работоспособность и желание создать что-то красивое. Работая руками в этой технике, дети тренируют рецепторы головного мозга, отвечающие за речь, что актуально для младшего дошкольного возраста.

Когда малыш перестанет проявлять интерес к кусочкам бумаги, можно приступать к следующему этапу — сбору заготовок для аппликации. Чтоб детки сильно не заскучали, можно поиграть в игру «На что похож кусочек». Такая игра хорошо тренирует воображение и творческое мышление.

Затем мы начинаем наклеивать готовые кусочки бумаги на шаблон. Вначале приклеиваем контур, чтобы легко можно было менять некоторые элементы местами или подложить один слой под другой. Далее мы потихоньку заполняем оставшееся пространство нашей картинки. У деток поначалу получается неаккуратно, но при этом ребенок выполняет все самостоятельно.

Обычно, дети очень увлечены процессом обрывания и получают наслаждение от этого процесса. Готовая работа очень похожа на мозаику, эта техника не затратна, проста и понятна для наших ребят.

Педагог с помощью данной аппликации может решать огромное количество педагогических задач, например: в экологическом воспитании с помощью таких аппликаций можно познакомить детей с видами рыб, животных, растений, живой и неживой природой, изготовив картинки по темам своими руками.

В речевом развитии помогут сделанные картинки любимых персонажей и героев сказок и стихов (колобок на пеньке, лисица с пушистым хвостом, разноцветный мяч и т.д.)

В более старшем возрасте можно использовать разные приемы обрывной аппликации, например,

Прием «Приклеивание деталей одинаковой формы, но разного размера и цвета к одному центру». На бумаге разного цвета рисуем одну и ту же форму, но разного размера. Обрываем по контуру, наклеиваем, начиная с большего по размеру. Такой приём хорош для изображения, например, цветов.

Прием «Придание выразительности и живописности предметам». Карандашом или фломастером прорисовываем прожилки, дорисовываем дополнительные детали.

Приём «Кант»: на оттеночную бумагу приклеиваем первоначальную заготовку и обрываем ее, повторяя форму и увеличивая размер.

Приём «Обрывание по спирали»: на обратной стороне листа рисуем спираль и аккуратно мелкими движениями пальцев рвём бумагу по нарисованному контуру.

Родители тоже принимают участие в совместном творчестве с детьми. С родителями мы проводили творческий конкурс «Зимние забавы» в технике «обрывная аппликация». В течении 2-х недель родители совместно с детьми делали свою картину. В результате получились отличные работы, в каждой было видно, где работал родитель, а где ребенок. Многие родители отметили, что это первая совместная творческая работа у них с ребенком, и первая грамота! Родители радовались не меньше, чем дети.

За своей, кажущейся простотой и легкостью, обрывная аппликация требует усидчивости, внимания, но за то помогаем детям развить ряд качеств, навыков и умений, которые в последствии помогут ребенку стать гармоничной, творчески развитой личностью.