Роль загадки в умственном и речевом развитии детей старшего дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья

Титова Елена Владиславовна

Воспитатель, МБДОУ №423 г. Челябинска, г.Челябинск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Титова Е.В. Роль загадки в умственном и речевом развитии детей старшего дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья// Совушка. 2023. N2 (32). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/32/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1790677


 

Загадка – неотъемлемая часть детства. Ведь каждый из нас, вспоминая себя ребенком, наряду с любимыми сказками, вспоминает загадки. Загадки – это удивительные развивалки детского ума, которые не требуют от педагогов и родителей ни специальных знаний, ни большого количества времени. Но это только на первый взгляд может показаться, что отгадывание загадок – забава. Загадка умна, поэтична, она развивает не только ум и обогащает речь детей, но и его чувства. И делает это забавно и весело. Именно так, как это должно быть у детей. Загадка побуждает ребёнка думать, развивает наблюдательность, стремление к размышлению и познанию окружающей действительности.

Сама форма загадки привлекает внимание детей и делает учение интересным, ненавязчивым. К.Д.Ушинский писал, что загадка доставляет уму ребёнка полезное упражнение, а для воспитателя даёт возможность сделать занятие занимательным и интересным [2, с.31-33].

По содержанию и структуре загадки таковы, что позволяют развивать у детей восприятие, наблюдательность, мышление, речь. И, самое ценное, что приобретение знаний, таким образом, происходит не пассивно, а в процессе активной мыслительной деятельности.

Особое значение имеет загадка для развития речи дошкольника. Отгадывание и придумывание загадок разносторонне развивают речь детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа, различных средств выразительности способствуют формированию образности речи детей. Загадки обогащают речь детей за счёт многозначности слов, формируют представление о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй речи, заставляя, сосредоточится на языковой форме, и анализировать её.

Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков доказательной и описательной речи. Уметь доказывать – это не только уметь правильно логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая её в точную словесную форму. Чтобы вызвать у детей интерес и потребность в доказательстве, нужно при отгадывании загадки ставить перед ребёнком конкретную цель: не просто отгадать загадку, а доказать, что отгадка правильна. И здесь мы снова развиваем речь детей, ведь доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции.

В своей повседневной работе, я использую разнообразные виды загадок. Загадки – это своеобразные «палочки выручалочки», которые помогают мне в любой момент привлечь внимание детей и сделать общение интересным и занимательным. Ведь загадку можно использовать на занятиях, прогулке, в играх, быту, труде. Кроме того, загадка не требует какой-то определённой подготовки со стороны педагога, кроме слова.

Работая с детьми с тяжелыми нарушениями речи (старший дошкольный возраст), я подбираю загадки по лексической теме, с учетом того, что наши дети имеют определённый жизненный опыт, умеют наблюдать, способны рассуждать, а, следовательно, и, загадки должны быть такими, которые требуют мыслительного процесса и применения своих знаний. Конечно, сначала мы просто отгадываем и заучиваем загадки, обращая внимание на языковые особенности, учимся замечать красоту и своеобразие художественного образа, и, то, какими речевыми средствами он создан.

Очень хорошо дети воспринимают стихотворные загадки, а выучив её, могут загадать своим друзьям, родителям, гостям. Таким образом, в процессе загадывания-отгадывания идет общение, что важно для развития ребенка, становления его личности, социализации. Ведь специфика загадки такова, что кто-то её должен отгадать, а лучше если отгадывающих будет несколько.

При работе с загадкой я ввожу элемент соревновательности: кто первым назовёт правильный ответ – получает определённое вознаграждение. Это может быть чисто символический приз, но это придает процессу отгадывания особую привлекательность. Часто мы с детьми устраиваем конкурс загадок и учреждаем приз на самую трудную и интересную загадку.

В своей работе я использую различные виды загадок (прямые – в разговорной или стихотворной форме, народные, авторские, загадки обманки, математические, логические и др.) и формы работы над ней. Например, нравятся детям загадки по типу «добавь словечко», где кроме мыслительных процессов у ребенка развивается чувство ритма и рифмы, умение быстро подобрать слово, подходящее по значению.

Кислый, очень кислый он в чай к нам просится …(лимон)

Следует упомянуть и о загадках обманках. Это загадки, которые ловят ребенка на рифме, но отгадка таких загадок -– это та же игра на внимание, которая заключает в себе скрытый подвох, своеобразную «ловушку», в которую попадает ребенок, если не будет внимателен. Перед загадыванием таких загадок целесообразно обратить внимание детей на необычность загадки. Пример такой загадки по лексической теме «Животные жарких стран»:

- Помогите найти заблудившихся животных, но помните, что не всегда ответ в рифму является правильным.

Дикий хищник, царь зверей,

Он как кошка жмурится.

Посмотрите поскорей на арене…(курица) ЛЕВ

Из всего многообразия математических игр наиболее доступными и интересными для детей являются загадки математического содержания. В таких загадках анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие математические отношения. Примеры таких загадок всем хорошо известны:

Два конца, два кольца, а посредине гвоздик. (Ножницы)

В подготовительной группе я предлагаю детям логические загадки и логические концовки. Например: В одной семье у двух сестёр по одному брату у каждой. Вопрос: сколько всего детей в семье?

Достаточно популярными головоломками со словами, которые я использую в работе с детьми, являются загадки шарады. Основная задача любой шарады – узнать загаданное слово, которое может быть зашифровано или целиком, или неизвестной является только часть слова. Часто загадки шарады встречаются в стихотворной форме, что делает их разгадывание ещё более интересным. Например, загадка шарада, которая используется при закреплении букв «У» и «Ж»:  С «У» - ползучий, с «Ж» - колючий (уж – ёж)

В подготовительной группе я использую в работе с детьми несложные графические шарады и ребусы.

Следующий этап в работе над загадкой – это придумывание детьми своих загадок. Конечно, придумать загадку сложнее, чем её отгадать. На первых порах дети с трудом справляются с такими заданиями. Но чем больше эта работа проводится, тем больше желания появляется у детей придумать самую интересную красивую загадку. Придуманные загадки записываются в специальные альбомы, чтобы потом их можно было загадать детям.

Нравится детям такой вид работы, как составление описательных загадок. Основная задача этой работы – дать детям знания о том, что загадка – это описание предмета без его названия. А также формировать умение превращать описание предмета в загадку о нём посредством исключения из него самого названия предмета. В составлении таких загадок используется план описания предмета, модель (алгоритм) или специальная  таблица. Вот пример описательной загадки про яблоко:

Я хочу загадать загадку о фрукте. Оно бывает красное, жёлтое или зелёное. На вкус оно может быть сладким, кислым или кисло-сладким. Растёт в саду, на дереве. Из него можно приготовить варенье, компот, сок, пирог.

Дети с удовольствием отгадывают загадку товарища и спешат в ответ загадать свою.

Ещё один вид работы по составлению загадок – это придумывание загадок с использованием моделей разработанных А.А. Нестеренко. Детям предлагается таблица с моделью составления загадки. Например, нужно составить загадку про жирафа, используя следующую модель.

Модель №1

Далее детьми даются образные характеристика предмета по заданным признакам.

- Какой жираф по цвету? – Пятнистый

- Какой жираф по форме? – Длинношеий

- Что делает жираф? – Ест траву, значит он, травоядный

Эти слова записываются в левой части таблицы. Затем детьми заполняются (в виде зарисовок) правые части таблицы: что бывает таким же?

Пятнистый

корова

Длинношеий

подъёмный кран

Травоядный

кенгуру

После заполнения таблицы проговариваем загадку, вставляя между строчками правого и левого столбика связки «как» или «но не». Составленная детьми загадка звучит следующим образом:

Пятнистый, как корова.

Длинношеий, как подъёмный край.

Травоядный, но не кенгуру.

Модель №2

Что делает?

Что (кто) делает так же?

 

 

 

 

 

 

«как», «но не»

Работа с моделью №2 проводится аналогично работе с первой моделью. Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется сначала в левой, а затем в правой части. Далее детям предлагается составить загадку целиком, используя связки «как», «но не».

Пример, загадка, которую составили наши дети про воробья.

Летает, как быстрый самолёт.

Прыгает, как маленький мячик.

Строит гнездо, но не умелый плотник.

Модель №3

На что похоже?

Чем отличается?

 

 

 

 

 

 

«как» или «на», «но на» или «но без»

Особенностью этой модели является то, что дети, сравнивая один объект с другим, находят между ними общее и различное. Здесь при составлении загадки используются связки «как» или «на», «но на» или «но без». Примером может быть загадка про дельфина.

Похож на банан, но с плавниками.

Похож на месяц, но с хвостом.

Разговаривает, но не человек.

При составлении загадок по этим моделям, детей можно просить давать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы) и чем больше таких сравнений предложено детьми, тем интереснее будет загадка. Ведь из предложенных детьми вариантов выбирается наиболее удачный. Вот как выглядят загадки, придуманные детьми.

Исследует, как умный учёный.

Управляет, как опытный шофёр.

Летает, но не быстрая птица.

(космонавт)

Охотится, как хитрая лиса.

Плавает, как ловкая рыба.

Спит, как осторожный хищник.

(акула)

После заполнения таблицы детям предлагается повторить загадку. Проговаривать загадку могут все дети вместе или один  ребёнок.

Работа по составлению загадок по методике А.А.Нестеренко развивает не только речь детей, но и память, в том числе зрительную. Придуманные детьми загадки могут быть записаны в специальные альбомы. Составленные в виде таблиц, они хорошо запоминаются детьми, и, увидев её, ребенок легко вспоминает и повторяет загадку.

Таким образом, разгадывание загадок развивает у ребёнка не только логическое мышление, но способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Придумывание загадок развивает речь детей, умение чётко выделять наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, а умение ярко и лаконично передавать образы предметов развивает поэтический взгляд на действительность.

На данном этапе перед нами, педагогами дошкольного образования, ставится задача – воспитание всесторонне развитой творческой личности. А творчество не приходит просто так, творчеству надо учиться. В.А. Сухомлинский призывал не упустить тот счастливый период: «…добраться в каждом человеке до той жилки, с которой начинается талант» [7, с.152]. И здесь, по моему мнению, как одно из эффективных средств развития мыслительной деятельности и речи ребенка выступает загадка.

 

Литература

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. М.: Академия, 1999. 160 с.
  2. Долженкова И.В. Загадка и ее роль в воспитании дошкольника / И.В. Долженкова, О.С. Горбатых // Молодой ученый. 2019. № 47 (285). С. 31-33.
  3. Иванова Н.В. Кто угадает? Сибирское университетское издательство, 2008. 108 c.
  4. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. М.: Просвещение, 1976. 128 с.
  5. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст). Дошкольное воспитание. 1986. № 9. С. 23-26.
  6. Нестеренко А.А. Страна загадок. Ростов-на-Дону, издательство РГУ, 1995. 192 с.
  7. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / сост. О.В. Сухомлинская. М.: Педагогика 1990. 288 с.
  8. Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми // Дошкольное воспитание. 2001. № 7.