Краткосрочный проект «Святки – колядки»

Рыжикова Анастасия Валерьевна

Воспитатель, МДОБУ "ДСКВ № 6", г. Всеволожск, Ленинградская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Рыжикова А.В. Краткосрочный проект «Святки – колядки» // Совушка. 2023. N2 (32). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/32/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1781586


 

Вид проекта: познавательно – творческий

Продолжительность: краткосрочный (с 10 по 21 января)

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.

Актуальность проекта:

Важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры. Колядки на Рождество – это одна из интереснейших рождественских традиций. Ведущим замыслом проекта, является приобщение ребенка к культуре своего народа: пополнение знаний детей о Рождестве и Рождественских колядках, воспитание уважения к его традициям и обычаям, развитие потребностей в освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия.

 В настоящее время на федеральном уровне актуализируются задачи духовно – нравственного воспитания, которые раскрыты в государственных нормативных документах: «Концепции воспитания и развития личности гражданина России», «Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования», в котором выделена предметная область «Духовно – нравственная культура народов России».

Необходимо с детства обращать внимание на душевный и духовный мир детей. Душа современного ребенка выбирает себе в пользование любовь, доброту, тепло семьи, честность, порядочность друзей, надежность, прочность общего дома – Родины.

Русские народные праздники включают в единое праздничное действие и детей, и взрослых. Народный праздник создает возможность развития ребенка, формирования основ музыкальной культуры в единстве всех ее важнейших компонентов, доступных детям старшего дошкольного возраста. Все это способствует развитию стойкого интереса не только к конкретным малым фольклорным формам, но и к музыкальному и народному искусству в целом.

Проблема:

Патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Использование русского народного творчества для формирования патриотических чувств и общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, т.к. в современных условиях наблюдается сведение к минимуму интереса детей (а как выяснилось и очень занятым родителям) к истории, культуре и творчеству своего народа.

Цель проекта: продолжать знакомить детей с традициями и обычаями Рождественских колядок.

Задачи:

1. Развивать представления о происхождении праздника, его традициях, обычаях;

2. Развивать умение детей внимательно слушать, анализировать и эмоционально откликаться на музыкальные произведения;

3. Закрепить представление детей о разнообразии народных музыкальных инструментов, упражнять в игре на них;

4. Продолжать знакомить детей с народными играми и плясками;

5. Развивать у детей самостоятельность, инициативность, творческую активность, познавательный интерес детей посредством народного творчества;

6. Воспитывать у детей интерес к культуре своей страны, желание продолжать народные традиции; воспитывать дружественные взаимоотношения между детьми;

Ожидаемый результат:

  1. Дети имеют представление об истории праздника Рождество Христово, традициях и обычаях Колядок.
  2. Дети внимательно слушают музыку, эмоционально откликаются на выраженные в ней чувства и настроения.
  3. Дети умеют петь колядки самостоятельно, знают и играют в народные игры, соблюдая правила.
  4. Дети понимают свою принадлежность к родному народу, к его истории и культуре.

Итоговый продукт: проведение Коляды в детском саду.

Перспективное планирование по проектной деятельности

Дата проведения

Совместная деятельность педагогов и воспитанников в режиме дня

Организация образовательной среды для самостоятельной деятельности воспитанников в режиме дня

Взаимодействие

со специалистами

С родителями и социумом

С 10 по 21 января

Рассказ об истории праздника Рождество Христово.

Беседа о традициях и обычаях проведения Колядок.

Беседа «Рождество, Колядки, Святки».

Рассматривание иллюстраций и фотографий о празднике

Разучивание стихов и колядок.

Раскрашивание иллюстраций на рождественскую тематику.

Хороводные игры: «Каравай», «Колпачок и палочка», «Метелица, метелица», «Рукавички».

Беседы о праздновании Рождества в семьях.

Просмотр презентации «Рождество христово».

Изготовление «Вифлеемской звезды» (оригами), «Рождественские ангелочки» (конструирование)

Коллективное рисование «Рождественские колокольчики»

Лепка «Рождественская свеча»

Чтение художественной литературы:

И. Рутенин сказка «Рождественская ёлочка».

Б. Пастернак «Рождественская звезда»

П. Бажев «Серебренное копытце»

Л. Медведев. В сочельник

В. Берестов. Перед Рождеством

Загадки на зимнюю тематику, считалочки, скороговорки.

Просмотр видеофильмов:

«12 месяцев», «Снегурочка», «Сказка в Рождество».

Беседа по картинам русских художников:

Б.Кустодиев «Ярмарка»;

А .Киевшенко «Колядки» (иллюстрация к повести Гоголя «Ночь перед Рождеством»).

Создание альбома - раскраски «Рождество Христово».

Настольно – печатные игры:

«Времена года», «Когда это бывает», «Что перепутал художник»

Иллюстрации, фотографии, картины русских художников о празднике.

Раскраски по теме «Рождество Христово».

Пооперационные карты -– хемы для лепки и рисования по теме «Новый год, Рождество».

Карнавальные костюмы, маски.

Сюжетно – ролевые игры:

«Семья, дом»; «Ателье»

В центр книги: «Библия в картинках».

 

Музыкальный руководитель:

Подвижные игры

«Мороз красный нос», «Два Мороза»; Русские народные игры «Метелица»; «Золотые ворота»; «Бубенцы»; 

Игра в оркестре на различных музыкальных инструментах.

Прослушивание аудиозаписи со звучанием колокольного звона; произведения П. И. Чайковского «В церкви».

Прослушивание песни «Про Ангелов»

Исполнение песни

«Зимушка хрустальная» - муз. Олиферовой

 

 

Информирование родителей о проекте. Информация для родителей:

"Коляда, Коляда! Отворяй ворота...

Анкеты для родителей «Значение фольклора   воспитании детей».

Разучивание стихов и колядок.

Изготовление атрибутов для Коляды в детском саду.