Рыжикова Анастасия Валерьевна
Воспитатель, МДОБУ "ДСКВ № 6", г. Всеволожск, Ленинградская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Рыжикова А.В. Краткосрочный проект «Святки – колядки» // Совушка. 2023. N2 (32). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/32/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1781586
Вид проекта: познавательно – творческий
Продолжительность: краткосрочный (с 10 по 21 января)
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
Актуальность проекта:
Важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры. Колядки на Рождество – это одна из интереснейших рождественских традиций. Ведущим замыслом проекта, является приобщение ребенка к культуре своего народа: пополнение знаний детей о Рождестве и Рождественских колядках, воспитание уважения к его традициям и обычаям, развитие потребностей в освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия.
В настоящее время на федеральном уровне актуализируются задачи духовно – нравственного воспитания, которые раскрыты в государственных нормативных документах: «Концепции воспитания и развития личности гражданина России», «Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования», в котором выделена предметная область «Духовно – нравственная культура народов России».
Необходимо с детства обращать внимание на душевный и духовный мир детей. Душа современного ребенка выбирает себе в пользование любовь, доброту, тепло семьи, честность, порядочность друзей, надежность, прочность общего дома – Родины.
Русские народные праздники включают в единое праздничное действие и детей, и взрослых. Народный праздник создает возможность развития ребенка, формирования основ музыкальной культуры в единстве всех ее важнейших компонентов, доступных детям старшего дошкольного возраста. Все это способствует развитию стойкого интереса не только к конкретным малым фольклорным формам, но и к музыкальному и народному искусству в целом.
Проблема:
Патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Использование русского народного творчества для формирования патриотических чувств и общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, т.к. в современных условиях наблюдается сведение к минимуму интереса детей (а как выяснилось и очень занятым родителям) к истории, культуре и творчеству своего народа.
Цель проекта: продолжать знакомить детей с традициями и обычаями Рождественских колядок.
Задачи:
1. Развивать представления о происхождении праздника, его традициях, обычаях;
2. Развивать умение детей внимательно слушать, анализировать и эмоционально откликаться на музыкальные произведения;
3. Закрепить представление детей о разнообразии народных музыкальных инструментов, упражнять в игре на них;
4. Продолжать знакомить детей с народными играми и плясками;
5. Развивать у детей самостоятельность, инициативность, творческую активность, познавательный интерес детей посредством народного творчества;
6. Воспитывать у детей интерес к культуре своей страны, желание продолжать народные традиции; воспитывать дружественные взаимоотношения между детьми;
Ожидаемый результат:
Итоговый продукт: проведение Коляды в детском саду.
Перспективное планирование по проектной деятельности
Дата проведения |
Совместная деятельность педагогов и воспитанников в режиме дня |
Организация образовательной среды для самостоятельной деятельности воспитанников в режиме дня |
Взаимодействие |
|
со специалистами |
С родителями и социумом |
|||
С 10 по 21 января |
Рассказ об истории праздника Рождество Христово. Беседа о традициях и обычаях проведения Колядок. Беседа «Рождество, Колядки, Святки». Рассматривание иллюстраций и фотографий о празднике Разучивание стихов и колядок. Раскрашивание иллюстраций на рождественскую тематику. Хороводные игры: «Каравай», «Колпачок и палочка», «Метелица, метелица», «Рукавички». Беседы о праздновании Рождества в семьях. Просмотр презентации «Рождество христово». Изготовление «Вифлеемской звезды» (оригами), «Рождественские ангелочки» (конструирование) Коллективное рисование «Рождественские колокольчики» Лепка «Рождественская свеча» Чтение художественной литературы: И. Рутенин сказка «Рождественская ёлочка». Б. Пастернак «Рождественская звезда» П. Бажев «Серебренное копытце» Л. Медведев. В сочельник В. Берестов. Перед Рождеством Загадки на зимнюю тематику, считалочки, скороговорки. Просмотр видеофильмов: «12 месяцев», «Снегурочка», «Сказка в Рождество». Беседа по картинам русских художников: Б.Кустодиев «Ярмарка»; А .Киевшенко «Колядки» (иллюстрация к повести Гоголя «Ночь перед Рождеством»). Создание альбома - раскраски «Рождество Христово». |
Настольно – печатные игры: «Времена года», «Когда это бывает», «Что перепутал художник» Иллюстрации, фотографии, картины русских художников о празднике. Раскраски по теме «Рождество Христово». Пооперационные карты -– хемы для лепки и рисования по теме «Новый год, Рождество». Карнавальные костюмы, маски. Сюжетно – ролевые игры: «Семья, дом»; «Ателье» В центр книги: «Библия в картинках».
|
Музыкальный руководитель: Подвижные игры «Мороз красный нос», «Два Мороза»; Русские народные игры «Метелица»; «Золотые ворота»; «Бубенцы»; Игра в оркестре на различных музыкальных инструментах. Прослушивание аудиозаписи со звучанием колокольного звона; произведения П. И. Чайковского «В церкви». Прослушивание песни «Про Ангелов» Исполнение песни «Зимушка хрустальная» - муз. Олиферовой
|
Информирование родителей о проекте. Информация для родителей: "Коляда, Коляда! Отворяй ворота... Анкеты для родителей «Значение фольклора воспитании детей». Разучивание стихов и колядок. Изготовление атрибутов для Коляды в детском саду.
|