Морское путешествие: конспект проведения образовательной деятельности в режиме дня (оздоровительного часа) для детей старшего (6-8 лет) дошкольного возраста

Беседина Лариса Сергеевна

Воспитатель, МАДОУ ДС №49 "Родничок", г. Нижневартовск, ХМАО-Югра

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Беседина Л.С. Морское путешествие: конспект проведения образовательной деятельности в режиме дня (оздоровительного часа) для детей старшего (6-8 лет) дошкольного возраста // Совушка. 2023. N2 (32). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/32/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1767855


 

Цель мероприятия. Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, развитие двигательной активности.

Программное содержание.

  1. Дать представление о микробах, являющимися и распространителями инфекционных заболеваний, и полезными для людей. Закрепить представления детей о строении человеческого тела (позвоночнике), способах профилактики нарушения осанки и плоскостопия. Формировать навык правильного выполнения элементов массажа спины.
  2. Развивать воображение, двигательную находчивость.
  3. Воспитывать осознанно - правильное отношение к своему здоровью.

Оборудование. Пособие «Корабль», аудиозапись «Звуки природы», ноутбук, изображение доктора Айболита, чемоданчик с лекарствами, макет корабля, «дорожки здоровья», микроскоп, картинки, с изображением положительных и отрицательных примеров, направленных на формирование ЗОЖ.

Ход образовательной деятельности в режиме дня

Воспитатель. Ребята, к нам пришло электронное письмо. (На экране компьютера появляется изображение доктора Айболита)

Доктор Айболит. «Здравствуйте, ребята! Я приехал в Африку, лечить животных, но лекарства закончились. А у них ангина, скарлатина, живот болит, зубы. Они болеют, а я ничем не могу помочь»

Воспитатель: Что же делать? (Ответы детей)

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, отчего могут заболеть и люди, и животные? (Ответы детей и их предположения)

Воспитатель: Дети, кто из вас знает, что такое или кто такие микробы? (Ответы детей)

Воспитатель: Микробы – это очень маленькие живые существа. Чтобы их увидеть, надо смотреть в микроскоп. Микроскоп – это такой прибор, который увеличивает самые маленькие предметы до больших размеров. У микробов нет ни рук, ни ног, ни рта и носа. Нет желудка, сердца, лёгких. Это просто шарики или палочки. (Демонстрируются иллюстрации). Посмотрите на этот рисунок. Здесь изображены микробы, увеличенные в несколько раз.

Воспитатель: Как же они передвигаются? (ответы детей) У некоторых есть хвостики, которые называют жгутиками. Жгутик вращается, как пропеллер, и микроб движется. У других микробов жгутиков нет, они просто подпрыгивают – как мячик.

Опыт с водой (рассматривание капельки воды под микроскопом)

Воспитатель: Микробов на свете много и все они разные. Есть микробы, которые для людей не опасные, даже, наоборот, они бывают очень полезными. Например, с помощью молочных микробов делают кефир, простоквашу, йогурт, творог, сыр и многие другие вкусные вещи. В организме человека обитают полезные микробы, они помогают пище перевариваться.

Воспитатель: Но есть и очень вредные микробы. Когда они поселяются в организме человека, начинают выделять яд. В зависимости от того, в каком органе поселился микроб, возникает та или иная болезнь. Например, если микробы поселяются в горле, начинается ангина, если в ухе – воспаление уха, если в зубе – то кариес.

Воспитатель.  А теперь подумайте, как микробы могут попасть в организм человека? (Ответы детей).

Рассматривание иллюстраций о том, как микробы могут попасть в организм человека: немытые овощи и фрукты; девочка, гладящая бродячую собаку; малыш, играющий в песочнице и трущий кулаком глаза; ребенок, сосущий палец; мальчик, поранивший руку и т.п.

Воспитатель. Как нужно вести себя, чтобы микробы не попали в твой организм?

(Ответы детей)

Воспитатель. Конечно, лучше никогда не болеть, всегда быть здоровым. Для этого надо укреплять свой организм, закалять его. Мыть руки перед едой, следить за чистотой одежды, игрушек. Тогда никакой не страшен.

Воспитатель. Ну, что ребята, поможем доктору Айболиту, доставим чемоданчик с лекарствами? На чем можно отправиться в Африку? (предполагаемые ответы детей)

Воспитатель. На чем путешествуют по морю?

Дети.  На корабле.

(Выставить изображение кораблика, либо изображение корабля на интерактивной доске)

Воспитатель. Дорога в Африку долгая и трудная, поэтому чтобы добраться до доктора Айболита нам надо быть здоровыми и сильными. А для этого нужно тренироваться? (Ответы детей) Поднимемся на борт корабля по трапу (ходьба по «дорожкам здоровья»).

Посмотрим, что там вдали!

1. Гимнастика для глаз «Лимпопо».

А в Африке, А в Африке, / Стоя и. п. , медленно в ритме   стихо-

На черной Лимпопо, / творения двигают зрачками слева направо,

Сидит и плачет в Африке / переводят взгляд вверх-вниз.

Печальный Гиппопо!

Он в Африке, он в Африке / Складывают пальцы «трубочкой» и

Под пальмой сидит / Смотрят в «в подзорную трубу» правым,

И на море из Африки / левым глазом

Без отдыха глядит!

Воспитатель.  Мы на палубе как настоящие матросы. А у матросов есть любимый танец «Яблочко».

2. ОРУ для формирования правильной осанки, развития координации движений, равновесия, укрепление мышц спины, ног (упражнения выполняются под музыкальное сопровождение р. н. п. «Яблочко»).

И. п. – о.с., руки на поясе.

1 – правая рука в сторону, 2 – левая рука в сторону,

3 – правая рука на левое плечо, 4 – левая рука на правое плечо,

5-6 – «пружинка» на правой ноге, с продвижение вправо,

7-8 – «пружинка» на левой ноге, с продвижение влево,

5-8 – повтор.

 

И. п. – о. с., руки на поясе

1-2 – наклон туловища вперед, гребковые движения руками,

3-4 – и.п.

 

И. п. – о. с., руки на поясе.

3-4   – шаг вперед на правую пятку, руки на поясе.

3-4 – вернуть в и. п., руки на поясе

3-4 – шаг вперед на левую пятку, руки на поясе.

3-4 – вернуть в и. п., руки на поясе

 

И. п. – о. с., руки на поясе.

1-8   – подскоки на месте, руками «веревочка»

И. п. – о. с., руки на поясе.

1-2 – «пружинка» на правой ноге, правая рука «под козырек», левая рука на поясе,

3-4 – вернуться в и. п.

1-2 – «пружинка» на левой ноге, левая рука «под козырек», правая рука на поясе,

3-4 – вернуться в и. п.

 

И. п. – о. с., руки на поясе.

1-2 – приседания, колени в стороны, руки на поясе,

3-4 – встать, правая нога на пятку, руки в стороны.

1-2 – приседания, колени в стороны, руки на поясе,

3-4   – встать, левая нога на пятку, руки в стороны.

 

И. п. – о. с., руки внизу.

1-8 – полуприсед, перекрестные движения руками на коленях («рок-н-ролл»)

Воспитатель. Посмотрите, наш корабль сопровождают разные морские обитатели. А какие, вы узнаете, отгадав мои загадки.

Загадка.

* * *

У родителей и деток

Вся одежда из монеток. (Рыба)

Воспитатель. Давайте покажем, как плавают рыбки.

3. Пальчиковая гимнастика «Рыбки»

Рыбки в озере купались,

В тихой, солнечной воде.

То сомкнуться, разомкнуться,

То зароются в песке.

Воспитатель. Посмотрите, на дне моря растут водоросли. Водоросли тянутся вверх к солнцу, но вода качает их влево, вправо.

4. Упражнение «Водоросли».

И. п.- ноги врозь, руки внизу.

1 – поднять прямые руки перед собой вверх.

2 – наклон туловища вправо.

3 – выпрямиться, руки вверх.

4 – и. п.

5-8 – то же влево.

Воспитатель. Что-то наш кораблик медленно плывет, а нам надо торопиться, добавим ему скорости.

5. Упражнение «Нагоним волны» (дыхательная гимнастика)

Перед каждым ребёнком на столике стоят стаканчики с водой и соломинкой. Дети глубоко вдыхают через нос и делают глубокий длинный выдох в трубочку, чтобы получился долгий булькающий звук.

Воспитатель. Волны бьются о борт кораблика и качают его. Небольшая волна то опустит кораблик, то снова поднимет. Покажем это.

6. Упражнение в парах «Волна».

И. п.- стоя на коленях, взявшись за руки.

1-2 – сесть на правое бедро, руки влево.

3-4 - вернуться в и.п.

5-8 – то же влево.

Упражнение повторить 6-8 раз.

Воспитатель. Что случилось!? Корабль остановился – идем на веслах!

7. Упражнение в парах «Гребля»

И. п.- сидя друг против друга, крепко взявшись за руки, ступни детей упираются друг в друга.

1-2 – один напарник тянет к себе другого.

3-4 – то же в другую сторону.

Повторить 6-8 раз.

Воспитатель. А кто там плещется вдали? Отгадайте загадку.

Загадка

Как плывут они красиво –

Очень быстро и игриво!

Нам показывают спины

Из морской воды… (дельфины).

Воспитатель. Друзья, покажем, как дельфины выпрыгивают из воды!

10. Упражнение «Дельфин»

И. п. – о.с., руки на поясе.

1-4 – прыжки на месте на двух ногах с поворотом на 90 градусов

Повторить 2-3 раза.

Воспитатель. Ребята, что-то я проголодалась, а вы? Сварим суп?

11. Массаж спины «Суп»

Чики-чики-чики-ща! / Похлопывают ладонями.

Вот капустка для борща.

Покрошу картошки, / Постукивают ребрами ладоней.

Свеколки, морковки,

Полголовки лучку / Поколачивают кулачками.

Да зубок чесночку.

Чики-чок, чики-чок – / Поглаживают ладонями

И готов борщичок!

Воспитатель. Вот уже на горизонте показалась Африка. Корабль движется к берегу, бросаем якорь! А вот и доктор Айболит нас встречает.

Изображение на экране доктора Айболита. «Спасибо ребята, что так быстро доставили мне чемоданчик. Теперь я смогу вылечить животных».

Доктор Айболит. А вы знаете какие правила надо соблюдать, чтобы быть здоровым?

Ответы детей.

Воспитатель. Несколько дней лечил доктор Айболит животных и вылечил всех. А веселые мартышки пришли нас поблагодарить и поиграть.

12. Игровое упражнение «Мартышки»

Мы – веселые мартышки, / «Пружинка», сгибают руки в локтях, ладони

Мы играем громко слишком. / Развернуты вперед, пальцы раздвинуты.

Мы в ладоши хлопаем, / Выполняют движения по тексту стихотворения

 

Мы ногами топаем,

Надуваем щечки,

Скачем на носочках

И друг другу даже

Язычки покажем.

Дружно прыгнем к потолку,

Пальчик поднесем к виску,

Оттопырем ушки,

Хвостик на макушке.

Шире рот откроем,

Гримасы всем состроим.

Как скажу я цифру «три», –

Все с гримасами замри!

Раз, два, три!

Воспитатель. Пришла пора прощаться, давайте обнимемся.

13. Упражнение «Объятия»

И. п. – ноги врозь, руки внизу.

1-3 – широко распахивают руки, обнимают друг друга.

4 – и. п. Повторить 6-8 раз.

Воспитатель. Ну, что? Отправляемся обратно в детский сад. Вы устали, давайте отдохнем на палубе корабля ….

 14. Релаксация «Сон на берегу моря» (музыкальное сопровождение).

Дети ложатся на пол и слушают шум моря. «Реснички опускаются, глазки закрываются, мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем». Воспитатель спокойным голосом рассказывает о том, что всем снится один и тот же сон. В этом сне они видят море с прозрачной голубой водой, через толщу которой можно рассмотреть подводный мир: необыкновенные водоросли, красивых рыб и медуз, веселых дельфинов, большого кита и т.д.

Затем пауза.  «Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать!». На счет «1,2,3» дети «просыпаются» и встают.

Воспитатель. Вот и вернулись домой в детский сад ….

 

Литература:

  1. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. М.: ТЦ СФЕРА, 2010. 160 с.
  2. Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет \ авт-сост. Е.А. Чевычелова. Волгоград: Учитель, 2012. 123 с.
  3. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим: Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада. М.: ТЦ Сфера, 2004. 384 с.
  4. Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2009, 208 с.
  5. Клепинина З.А., Клепинина Е.В. Как развивать в ребенке умение заботиться о своем здоровье: Материалы для занятий с детьми дошкольного возраста. М.: АРКТИ, 2010. 56 с.
  6. Кудрявцев Т.В., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно-методическое пособие. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000. 296 с.
  7. Лечебная физкультура и массаж. Методики оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие / Г.В. Каштанова, Е.Г. Мамаева, О.В. Сливина, Т.А. Чуманова; под общ. ред. Г.В. Каштановой. М.: АРКТИ, 2006. 104 с. (Развитие и воспитание).
  8. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. М.: Мозаика-Синтез, 2004. 165 с.