Шаклеина Елена Владимировна
Учитель начальных классов, МБОУ многопрофильный лицей города Кирово-Чепецка, г. Кирово-Чепецк
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Шаклеина Е.В. Формирование инженерного мышления: развитие мышления и творчества детей в процессе создания собственного медиапродукта // Совушка. 2023. N2 (32). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/32/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1760781
В статье рассматривается актуальность формирования инженерного мышления у обучающихся начальных классов средствами мультстудии.
Особое значение придается развитию творческих способностей детей в анимационной деятельности как наиболее интересному виду творческой деятельности, связанную с новыми технологиями, конструированием и экранным искусством, и дающую, с наибольшей полнотой, возможность развития способностей и самореализации.
Ключевые слова: инженерное мышление, дети, мультстудия, творческая деятельность.
Инновационное развитие экономики, неизбежная трансформация системы образования, высокие технологии, глобализация актуализировали в современной жизни проблему инженерного мышления. Инженерная мысль должна опираться на хорошо развитое воображение и включать различные виды мышления: логическое, творческое, наглядно – образное, практическое, теоретическое, техническое.
«Инженерное мышление – это системное техническое мышление с элементами творческой деятельности, включающее в себя разные смежные типы мышлений» [1].
Возможность создания студии для детей начальных классов по программе обучения созданию мультипликационных фильмов в многопрофильном лицее, позволила создать благоприятные условия для приобщения детей к техническому творчеству и развитию инженерно-технических способностей детей.
Работа в мультстудии позволяет детям младшего школьного возраста в форме познавательной деятельности раскрыть возможности мультипликации, развивать и совершенствовать практические умения и навыки по созданию анимационного фильма, дает возможность учащимся попробовать себя в роли различных участников съемочного процесса, познакомиться с профессиями: режиссера, сценариста, аниматора, оператора, монтажера, звукорежиссёра, художника, скульптора, декоратора.
Интегрирование различных видов изобразительной и технической деятельности дает возможности овладения новыми навыками и расширения круга интересов детей.
Создавая героев мультипликационного фильма и декорации: из пластилина, делая аппликации, вырезая силуэты, рисуя красками, фломастерами, мягкими материалами, ребята изучают свойства и технические возможности художественных материалов. Искусство анимации развивает творческую мысль, формирует умение оригинальной подачи видения окружающего мира.
Мультипликация – это групповой творческий процесс.
Занятия мультстудии проходят в обыкновенном классе, с естественным освещением. Оборудование, которым оснащена студия: цифровой фотоаппарат на штативе, документ-камера, стол, ноутбук для монтажа, микрофон для записи голоса.
Мультстанок СПАФ-32М предназначен для создания мультфильмов методом перекладной анимации. Устройство состоит из нескольких ярусов. На плоскость нижнего яруса устанавливают фон, на прозрачную листовую поверхность размещают различные мультипликационные заготовки: рисунки, панорамы. Мультстанок имеет систему освещения в виде светодиодных лент, позволяющей равномерно освещать попадающую в кадр поверхность. С помощью цифровой фотовидеокамеры установленной под крышкой модуля, осуществляется покадровая съёмка. Жёсткая конструкция станка, значительно облегчает съёмку в технике покадровой анимации.
Группа численностью 8-10 человек - допустимый вариант при работе над анимацией. На практике мы поняли, что такой состав детей позволяет достигать наилучших результатов.
Мультфильмы снимаем в различных техниках. Но детям младшего школьного возраста больше нравится работать в технике «ПЕРЕКЛАДКА».
В отличие от рисованной мультипликации, требующей от автора владения техникой рисунка, и от объемной мультипликации, предполагающей сложный технологический процесс создания персонажей и работы с ними при съёмках, перекладка проста и доступна.
Чтобы снять мультфильм, нужно пройти через несколько технологических этапов.
На первом этапе разрабатывается общая концепция и идея мультфильма. Необходимо определить, о чем будет мультфильм. Придумывание и обсуждение сюжета, а также образ и характер каждого из героев. Сюжет можно взять по готовому произведению или написать собственный вариант сценария.
После того, как сюжет обрисован, необходимо сделать раскадровку. В раскадровке действие разбирается на отдельные сцены, из которых складывается мультфильм. Любая сцена, которую нужно снимать, обычно включает в себя фон (изображение места происходящего действия), героев и объекты, с которыми они взаимодействуют.
На следующем этапе дети создают всё необходимое для дальнейшей работы по созданию мультфильма, используя различные техники прикладного творчества. Учащиеся пробуют себя в роли художника, скульптора, декоратора, что позволяет развивать креативность, пространственное и образное мышление, восприятие, инженерное мышление, мелкую моторику рук, помогает ребенку выразить себя.
Следующий этап «Съёмка мультфильма». Юные аниматоры фотографируют каждое положение (движение) героев, поэтапно. В мультипликации используется 6, 12, 24 кадра в секунду (при 6-и кадрах, движение будет более резкое, в среднем до 200 кадров (фотографий)).
Этап «Озвучание». Это очень важный процесс, который способствует развитию не только речи, но и памяти, мышления и артистических способностей ребенка. Озвучивая мультфильм, школьники проявляют свои актёрские способности: выразительно читают авторский текст, голосом передают характер и настроение персонажа, создают шумовые эффекты (шум толпы, завывание ветра и т.д.). Но новичкам для начала лучше просто наложить мелодию, соответствующую замыслу.
На шестом этапе, создание мультфильма происходит в программе «Киностудия Windows Live». Необходимо собрать фотографии друг за другом и задать им единую временную шкалу, например: 0,22 секунды (средняя скорость движения). Время может меняться в зависимости от вашей идеи. К четвёртому классу, монтаж осуществляют сами ребята-монтажёры. Для развития субъективной позиции детей, ощущения себя автором, важно указать имя ребенка в титрах к мультфильму.
И, наконец, фильм готов! Самым долгожданным для маленьких мультипликаторов является момент, когда на большом экране появляются первые кадры фильма. Это его первый и ответственный «отчет» перед настоящими кинозрителями! (рис. 1)
Рис.1. Ссылка на мультфильм: https://youtu.be/nSeEAdevGyM
Формой подведения итогов работы студии предполагаются совместные мультипросмотры с обсуждением главных идей, участие в фестивалях и конкурсах мультфильмов.
Организация студии и совместные просмотры мультипликационных фильмов могут оказать положительное влияние на детей и внести неоценимый вклад в воспитательную систему подрастающего поколения. Это действенный метод, так как такая деятельность запомнится детям надолго.
Мультфильм вызывает восхищение, восторг. Дети получают новые жизненные ориентиры, настраиваются на положительные эмоции и радостные впечатления.
Наши мультфильмы можно использовать на уроках и во внеурочной деятельности. (рис. 2)
Рис.2. Ссылка на видеоролик: https://www.youtube.com/watch?v=juQEiHP114o&t=89s
Таким образом, создание мультфильма – это многогранный процесс, предоставляющий возможность всестороннего развития ребенка как создателя нового вида творческой деятельности. Продолжая жить в мире детства, но приобретая взрослые профессиональные навыки, дети реализуют все свои творческие замыслы.
Занятия в мультстудии помогают в формировании адекватной самооценки, в моделировании игровых ситуаций с положительными эмоциями, а также на занятиях студии в доступной для детей форме мы формируем инженерное мышление.
Литература: