Использование скрайбинг технологии на уроках математики и информатики, как средство мотивации и повышения уровня коммуникативной компетенции учащихся

Плясова Людмила Викторовна

Учитель информатики и математики, заместитель директора, МБОУ «СОШ с. Малотроицкое Чернянского района Белгородской области»

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Плясова Л.В. Использование скрайбинг технологии на уроках математики и информатики, как средство мотивации и повышения уровня коммуникативной компетенции учащихся // Совушка. 2023. N2 (32). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/32/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1760125


 

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

В.А. Сухомлинский

Дети по природе своей исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательности, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Скорость и динамичность современного мира, его ежесекундная переменчивость, подталкивает каждого человека быть активным, быть мобильным и компетентным в огромном потоке информации. Но без владения коммуникативными навыками, адекватными для различных социальных структур и ситуаций, невозможно разобраться с информационной перенасыщенностью и выстроить эффективную коммуникацию.

Продвинутость современных подростков, сталкивает каждого учителя лицом к лицу с проблемой как мотивировать учеников на получение знаний. Находясь в постоянном поиске, как разнообразить урок и сделать его интересным, как подтолкнуть детей к желанию изучать информатику и математику, я узнала технологию, которая меня увлекла. Скрайбинг!

Актуальность этой технологии связана с информационной перенасыщенностью, которая всех нас побуждает искать более простые форматы представления и восприятия информации. В этом отношении скрайбинг – родной брат смайликов и стикеров. Запоминающиеся картинки помогают удержать внимание, позволяют донести информацию быстро, упрощают запоминание, мотивируют, а главное помогают воспроизвести полученную информацию по памяти.

Итак, что же такое скрайбинг? Это новейшая техника презентации (от английского «scribe» - набросать эскизы или рисунки) речь человека, выступающего, иллюстрируется «на лету» рисунками, схемами и ключевыми словами фломастером на белой доске (или листе бумаги). Выходит, как-бы «эффект параллельного следования», когда мы и слышим, и видим приблизительно одно и то же, при этом графический ряд фиксируется на ключевых моментах аудиоряда. Главное в понятии «скрайбинга» – это визуализации информации. Задача скрайб-презентации – донести информацию, сделать ее привлекательной для слушателя и зрителя, помочь лучше ее запомнить и усвоить.

Цель, которую я преследую, работая с этой технологией, это повышения уровня коммуникативной компетенции, которая особенно важна в контексте современности и новых стандартов ФГОС.

Существует несколько видов скрайбинга (рисованный, аппликационный, магнитный, компьютерный). Но все эти виды выполняются по определенной технологии.

Основные этапы технологии скрайбинг:

  1. «Прицеливание» (определение цели в изучении темы).
  2. «Текстовая опора» (изучение готового текста или создание нового).
  3. «Концептуализация» (выделение ключевого понятия, которое станет центром скрайбинга).
  4. «Анализ информации» (анализ информации, содержащейся в тексте для преобразования в визуальный ряд).
  5. «Планирование» (составление плана скрайба на основе текстовой опоры (индивидуально или группой обучающихся), распределение ролей).
  6. «Выбор средств» (подбор схем и изображений к тексту для создания скрайбинга).
  7. «Беру и делаю» (практическая работа).
  8. «Озвучка» (использование скрайба для пересказа текста).
  9. «Фото на память» (фотографирование готового скрайба для пополнения коллекции программного материала).

Каждый этап технологии скрайбинг может быть совмещен с эффективными приемами обучения.

При домашней заготовке скрайбинга для показа на уроке, я также придерживаюсь данных этапов. Некоторые из них могут комбинироваться в зависимости от цели урока и реализовываться с помощью эффективных приемов обучения.

На первом этапе технологии, он обозначен как «Прицеливание», возможно использование таких известных приёмов как «Мозговой штурм», «Гроздь». А возможно применение авторского приёма «Снайпер», во время которого дети высказывают предположения к заготовленной и спрятанной под мишенью цели учителя. Кто назвал верно – получает звание «снайпер».

На этапе «Текстовая опора» при создании текста отрабатывается самостоятельная работа учащихся, а использование готового текста развивает читательские умения.

Третий этап «Концептуализация» проходит при поддержке приема «Луч света». Дети после работы с текстом выделяют главное так же, как прожектор освещает актера на сцене. Причём у каждого ребёнка может быть своё мнение, свой луч, который падает на важный для него объект. Ответ они начинают со слов «Мой луч света…».

Приём «Имею право» на этапе «Анализ информации» позволяет ученику выбрать форму ответа и выстроить его не только для анализа, но и оценки ситуации. На карточках трёх цветов находятся вопросы, цвет символизирует выбор формы ответа «Я сам» - оранжевый цвет, «Мы вместе» -зелёный, «Передаю право ответа» – синий.

Следующий этап «Планирование». Считаю возможным на данном этапе создание квилта по принципу стёганого полотна. На стикерах формулируются идеи создания скрайба.

На этапе «Выбор средств» детям нравится приём «Кому добавки?». При самостоятельном выборе детьми тех или иных схем, изображений для создания тематического скрайба, предлагаю собственный вариант (например, изображение) как неожиданную добавку.

На этапе «Озвучка» развивается коммуникативные навыки.

И завершающий этап «Фото на память». Поскольку сегодня гаджеты и дети – это неразрывная связь, я стараюсь эту связь использовать во благо. Готовые скрайбинги дети фотографируют на мобильные устройства, тем самым создаётся электронная база скрайбов с визуализированным программным материалом.

Скрайбинг помогает сделать урок живым, интересным и познавательным, а главное учащиеся, создавая свои собственные скрайбы, таким образом не только повышают уровень коммуникативной компетенци, но и создают авторские проекты, а также развивают свой творческий потенциал.

Часто мы слышим выражение, что все новое – это хорошо забытое старое. Изучив технологию скрайбинг, сразу становится понятно, что это тот самый опорный конспект, который в 50-х годах ХХ века изобрел математик, педагог – новатор Виктор Федорович Шаталов.

Али Апшерони сказал: «Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это время не учатся сами». Главный ресурс мотивации учащихся – это учитель. Постигая новые технологии и используя их в своей деятельности, учителя показывают свой энтузиазм, тем самым заинтересовывают учащихся и мотивируют их на преодоление новых вершин.

 

Литература:

  1. Роуди М. Визуальные заметки на практике. Продвинутые техники визуальных заметок. М.: МИФ, 2017. 224 с.
  2. Петровский П., Любецкий Н., Кутузова М. Скрайбинг. Объяснить просто. М:, ЭКСМО, 2016. 208 с.
  3. Сиббет Д. Визуализируй это! М.: Альпина Паблишер, 2017. 280 с.