Ордина Ирина Олеговна
Учитель-логопед, МАДОУ № 21, Челябинская область, г. Снежинск
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Ордина И.О. Формирование слухового внимания и фонематического слуха у детей с ОНР: консультация для родителей // Совушка. 2023. N2 (32). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/32/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1759932
Цель: познакомить родителей с особенностями формирования слухового внимания и фонематического слуха у детей с нарушениями речи, знакомство со специальными играми и приемами.
Речевой слух – понятие широкое. Оно включает в себя способность к слуховому вниманию и пониманию слов, умение воспринимать и различать разные качества речи: тембр (Узнай по голосу, кто тебя позвал?), выразительность (Послушай и угадай, испугался или обрадовался мишка?).
Развитый речевой слух включает в себя и хороший фонематический слух, т. е. умение дифференцировать все звуки (фонемы) родного языка – различать смысл слов, близких по звучанию (уточка – удочка, дом – дым).
Л.С. Выготским был введен термин «фонематический слух», который включает в себя 3 речевые операции:
Работа по формированию речевого слуха проводится во всех возрастных группах. Большое место занимают дидактические игры на развитие слухового внимания, т. е. умения услышать звук, соотнести его с источником и местом подачи.
В средней и старшей группах слуховые восприятия у детей развивают не только в процессе игр, аналогичных описанным выше, но и путем прослушивания радиопередач, магнитофонных записей и т. д. Следует чаще практиковать кратковременные «минуты тишины», превращая их в упражнения «Кто больше услышит?», «О чем говорит комната?». По ходу этих упражнений можно предлагать отдельным детям с помощью звукоподражаний воспроизвести то, что они услышали (капает вода из крана, жужжит беличье колесо и т. д.).
Другую категорию составляют игры на развитие собственно речевого слуха (для восприятия и осознания звуков речи, слов). Которые желательно проводить с детьми 1–2 раза в неделю на занятиях и вне их. «Какой звук в начале слова?», «Где звук?», «Придумай слово, которое начинается со звука…», «Поймай звук» и т.д.
Уже в средней группе детям с ОНР предлагается вслушиваться в звучащую речь, различать на слух ее разнообразные качества, «отгадывать» их (слово говорят шепотом или громко, медленно или быстро). Так, например, игра «Угадай, что я сказала?» побуждает ребенка вслушиваться в речь педагога и сверстников. Этому способствует игровое правило, которое сообщает воспитатель: «Я буду говорить тихо, вы внимательно прислушивайтесь и угадывайте, что я сказала. Тот, кого я вызову, громко и четко скажет, что он услышал», «Доскажи словечко». Содержание игры можно сделать более насыщенным, если включать в нее для отгадывания трудный для детей материал, например в средней группе – слова с шипящими, в старших – многосложные слова или слова, трудные в орфоэпическом отношении, близкие друг другу по звучанию (сок-сук), а также звуки.
Средний возраст – пора совершенствования слухового восприятия, фонематического слуха. Это своеобразная подготовка ребенка к предстоящему затем овладению звуковым анализом слов. В ряде игр, которые проводят в этой возрастной группе, ставится задача повышенной сложности – из слов, называемых педагогом, на слух выделять те, в которых есть заданный звук (например, з – песенка комара), отмечая их хлопком в ладоши, фишкой. Слуховое восприятие облегчает замедленное произнесение слова или протяжное произнесение звука в слове.
Одним из видов работы по развитию фонематического слуха является воспитание у ребенка умения улавливать разницу между правильным и искаженным звуками. Нужно давать ему возможность слушать образец взрослого, и сравнивать с его собственным искаженным произношением. Таким способом мы направляем его слуховое внимание на эти звуки, показываем разницу в их звучании и вырабатываем стимул для преодоления нарушения.