Формирование слухового внимания и фонематического слуха у детей с ОНР: консультация для родителей

Ордина Ирина Олеговна

Учитель-логопед, МАДОУ № 21, Челябинская область, г. Снежинск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Ордина И.О. Формирование слухового внимания и фонематического слуха у детей с ОНР: консультация для родителей // Совушка. 2023. N2 (32). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/32/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1759932


 

Цель: познакомить родителей с особенностями формирования слухового внимания и фонематического слуха у детей с нарушениями речи, знакомство со специальными играми и приемами.

Речевой слух – понятие широкое. Оно включает в себя способность к слуховому вниманию и пониманию слов, умение воспринимать и различать разные качества речи: тембр (Узнай по голосу, кто тебя позвал?), выразительность (Послушай и угадай, испугался или обрадовался мишка?).

Развитый речевой слух включает в себя и хороший фонематический слух, т. е. умение дифференцировать все звуки (фонемы) родного языка – различать смысл слов, близких по звучанию (уточка – удочка, дом – дым).

Л.С. Выготским был введен термин «фонематический слух», который включает в себя 3 речевые операции:

  • способность слышать есть данный звук в слове или нет;
  • способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
  • способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

Работа по формированию речевого слуха проводится во всех возрастных группах. Большое место занимают дидактические игры на развитие слухового внимания, т. е. умения услышать звук, соотнести его с источником и местом подачи.

В средней и старшей группах слуховые восприятия у детей развивают не только в процессе игр, аналогичных описанным выше, но и путем прослушивания радиопередач, магнитофонных записей и т. д. Следует чаще практиковать кратковременные «минуты тишины», превращая их в упражнения «Кто больше услышит?», «О чем говорит комната?». По ходу этих упражнений можно предлагать отдельным детям с помощью звукоподражаний воспроизвести то, что они услышали (капает вода из крана, жужжит беличье колесо и т. д.).

Другую категорию составляют игры на развитие собственно речевого слуха (для восприятия и осознания звуков речи, слов). Которые желательно проводить с детьми 1–2 раза в неделю на занятиях и вне их. «Какой звук в начале слова?», «Где звук?», «Придумай слово, которое начинается со звука…», «Поймай звук» и т.д.

Уже в средней группе детям с ОНР предлагается вслушиваться в звучащую речь, различать на слух ее разнообразные качества, «отгадывать» их (слово говорят шепотом или громко, медленно или быстро). Так, например, игра «Угадай, что я сказала?» побуждает ребенка вслушиваться в речь педагога и сверстников. Этому способствует игровое правило, которое сообщает воспитатель: «Я буду говорить тихо, вы внимательно прислушивайтесь и угадывайте, что я сказала. Тот, кого я вызову, громко и четко скажет, что он услышал», «Доскажи словечко». Содержание игры можно сделать более насыщенным, если включать в нее для отгадывания трудный для детей материал, например в средней группе – слова с шипящими, в старших – многосложные слова или слова, трудные в орфоэпическом отношении, близкие друг другу по звучанию (сок-сук), а также звуки.

Средний возраст – пора совершенствования слухового восприятия, фонематического слуха. Это своеобразная подготовка ребенка к предстоящему затем овладению звуковым анализом слов. В ряде игр, которые проводят в этой возрастной группе, ставится задача повышенной сложности – из слов, называемых педагогом, на слух выделять те, в которых есть заданный звук (например, з – песенка комара), отмечая их хлопком в ладоши, фишкой. Слуховое восприятие облегчает замедленное произнесение слова или протяжное произнесение звука в слове.

Одним из видов работы по развитию фонематического слуха является воспитание у ребенка умения улавливать разницу между правильным и искаженным звуками. Нужно давать ему возможность слушать образец взрослого, и сравнивать с его собственным искаженным произношением. Таким способом мы направляем его слуховое внимание на эти звуки, показываем разницу в их звучании и вырабатываем стимул для преодоления нарушения.