Мальцева Татьяна Владимировна
Фокина Янина Дмитриевна
Учитель-логопед, МАДОУ "Детский сад № 73", г. Березники, Пермский край
Воспитатель, МАДОУ "Детский сад № 73", г. Березники, Пермский край
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Мальцева Т.В., Фокина Я.Д. Игровой бокс "Играем вместе" // Совушка. 2023. N2 (32). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/32/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1726253
Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития…
Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта
Д.В. Менджерицкая
Главным в работе любого дошкольного учреждения являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь (закон об образовании, ФГОС ДО).
Эффективно организованное взаимодействие с родителями в ДОУ, как один из методов развития игровой деятельности даёт возможность значительно повысить самостоятельную игровую деятельность детей, развить игровые умения и навыки, воображение, речь, сенсорные эталоны. А также делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
Совместная игра дошкольников с взрослыми – это не только основное средство развития ребёнка, но и инструмент, способствующий взаимопониманию разных поколений.
С каждым новым поколением детей меняется игровое пространство детства.
Социализация нынешних бабушек и дедушек проходила во дворах, где они целыми днями гоняли мяч, играли в «казаков - разбойников», прыгали на скакалках. Их дети были вовлечены в дворовые игры гораздо меньше. Современное поколение и вовсе предпочитает коллективным играм индивидуальные компьютерные. Нынешние молодые родители в силу отсутствия игрового опыта с трудом осознают роль игры в развитии их детей. Уделяя внимание ребёнку, родители стараются «заниматься» с ним, а вот играть с сыном или с дочерью, как правило, не хотят или, не умеют.
А ведь игра – это ведущий вид деятельности дошкольников. В детской игре воображение дошкольников не только ярко проявляется, но и развивается более эффективно, чем в других видах деятельности. Играя, ребёнок создаёт новые образы, а самое главное, причудливо комбинирует старые. Совместная игра родителей и ребёнка помогает лучше понять друг друга, в результате чего взаимоотношения с детьми становятся более тёплыми и содержательными.
В основу по работе по привлечению родителей к развитию детей посредством игры мы взяли современную образовательную технологию Мэджик-бокс.
Мэджик - бокс, или как его еще называют волшебная коробочка, - это самодельная коробка или еще можно сказать подобие кейса, с различным набором материалов на определенную тему. Все материалы из Мэджик – бокса расположены в различных окошках, домиках и кармашках, в них находятся различные детали, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. Мэджик - бокс помогает изучить и закрепить пройденный материал.
Цель: сформировать активную позицию родителей в развитии игровой деятельности детей.
Задачи:
- Совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с родителями.
- Расширять знания родителей о видах игр и их роли в развитии ребёнка.
- Развивать речь, сенсорные эталоны, психические процессы, творческие способности детей в процессе совместной деятельности «взрослого и ребенка».
- Заинтересовать проблемой приобщения ребёнка к игре в условиях семьи и детского сада.
- Обогатить детско-родительские отношения опытом диалогического эмоционально – насыщенного общения.
Прежде чем вводить данную технологию в образовательный процесс, мы провели с родителями предварительную работу согласно разработанному плану «Создание условий игровой деятельности в семье»
№ п/п |
Формы организации |
Цель и задачи |
Результаты |
Ответственный |
1 |
Консультации: - Играйте вместе с ребенком; -Значение подвижных игр; - Играем везде. |
- Раскрыть значение игр в развитии ребёнка. -Научить играть в условиях семьи. -Как использовать игры в домашних условиях. - Расширять знания родителей о видах игр. |
Заинтересовать родителей в игре |
Воспитатель, учитель-логопед |
2 |
Мастер-класс «Играем – ребенка развиваем» |
Повысить уровень педагогической культуры родителей в вопросах сенсомоторного развития детей 1-3 лет. |
Родители узнали о значении сенсорных игр в развитии ребёнка. |
Воспитатель, учитель-логопед |
3 |
Организация семейных выставок: - Игрушки наших мам, пап, бабушек и дедушек; - Наша любимая игра |
- Дать родителям знания о значении игры в развитии и воспитании ребёнка. - Заинтересовать проблемой приобщения ребёнка к игре в условиях семьи и детского сада. |
Выставки по игровой тематике. |
Воспитатель и родители |
4 |
Фото-челендж «Вечер дружной семьи» |
- Привлечь внимание к семье, её ценность для каждого человека. - Совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с родителями. - Развивать творческие способности взрослых и детей в процессе совместной деятельности. - Обогатить родительски детские отношения опытом диалогического эмоционально – насыщенного общения. |
Вовлекли родителей в совместную с детьми деятельность |
Воспитатель и родитель. |
5 |
Физкультурный досуг с участием родителей «Мой весёлый звонкий мяч» |
- Создание условий эмоционально близкого общения детей и родителей в различных ситуациях. -Формирование навыков взаимодействия друг с другом; -Воспитание интереса к спорту и здоровому образу жизни. |
Спортивная игра . |
Воспитатель |
6 |
Мастер – класс «Пальчиковые игры в домашних условиях» |
- Раскрыть значение игр в развитии ребёнка. - Расширить знания родителей о видах игр |
Пальчиковые игры. |
Учитель-логопед |
7 |
Изготовление памяток и буклетов для родителей: «Памятка для родителей по проведению игр»; «Как приучить малыша к новой игрушке»; «Как привлечь ребёнка к уборке игрушек» «Играем – речь ребенка развиваем» |
- Раскрыть значение игр в развитии ребёнка. - Учить играть в условиях семьи. - Расширять знания родителей о видах игр. |
Закрепить материал об игре. |
Воспитатель, учитель-логопед |
Игровой бокс «Играем вместе» по лексическое теме «Зима. Зимние праздники и забавы» для детей раннего дошкольного возраста
Игровой бокс представлен в виде пластмассового контейнера (мы не стали брать бумажный вариант, т.к., во-первых, пластмассовый бокс удобнее родителям брать домой (на крышке имеется ручка для переноса бокса), а во-вторых, игровым боксом будут играть дети до 3 лет. На крышке с внутренней стороны имеется карман-папка для вложения игр или шпаргалки (буклета) для родителей. Внутри на стенках бокса также имеются кармашки для игр. Сам игровой бокс украшен картинками на зимнюю тему, что вызывает живой интерес у ребенка.
В игровой бокс по лексической теме «Зима. Зимние праздники и забавы» мы вкладывали один раз в две неделе 4-6 игр на развитие сенсомоторных навыков, мышления, воображения; речевого развития и книжку-малышку. Постепенно и родители стали нашими активными партнерами - вкладывали свои игры, чтобы другие семьи тоже в них могли поиграть. Это несомненно нас порадовало! Игровой бокс «Играем вместе» родителям можно было забирать домой на 2 дня, затем бокс возвращался в детский сад. Для удобства родителей игровой бокс «Играем вместе» размещается в раздевалке группы.
Анализ использования образовательной технологии Мэджик – бокса с дидактическими играми говорит об эффективности организации работы с родителями в рамках обогащения детско-родительских отношений. У детей повысился уровень познавательной активности; также можно говорить о повышении уровня развития речи, сенсорных эталонов, наблюдательности, внимания, памяти, воображения, расширился словарный запас, дети приобрели навыки игровой деятельности как со взрослыми, так и со сверстниками.
Литература: