Рубан Ольга Юрьевна
Хабибулина Юлия Наильевна
Смоленская Татьяна Эдуардовна
Учитель начальных классов, родного русского языка и литературы, ЧОУ "СОШ "Искорка", г. Белгород
Учитель русского языка и литературы, ЧОУ "СОШ "Искорка", г. Белгород
Учитель истории и обществознания, ЧОУ "СОШ "Искорка", г. Белгород
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Рубан О.Ю., Хабибулина Ю.Н., Смоленская Т.Э. Литературные Гостиные как форма организации внеклассной деятельности и погружения в художественный мир произведения: сценарий литературной гостиной «Великий и таинственный мир гоголевских героев» // Совушка. 2023. N1 (31). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/31/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1719509
Пояснительная записка. Уже не первый год в нашей школе пользуются популярностью заседания Литературной гостиной. Идея их возникла в среде преподавателей –литераторов. Стоял остро вопрос: как привлечь учащихся к чтению? Конечно, в творческо-нетрадиционной форме с глубоким погружением в эпоху, художественный мир автора. Работа закипела: поиски интересного материала не только педагогами, но и детьми, создание интерьера эпохи, сценарии театрализации, выбор героев! И результат был потрясающий: прибавлялось не только количество участников, но и расширялось сообщество читателей! Сколько талантов раскрылось на сцене! Сколько познавательного узнали зрители Литературных гостиных. Ежемесячный литературный праздник-одно из любимых видов внеурочной деятельности в нашей школе. Предлагаем наш сценарий, посвященный творчеству русского классика Н. В. Гоголя.
Сценарий литературной гостиной, посвященной жизни и творчеству Николая Васильевича Гоголя
Цели и задачи литературно-музыкальной гостиной:
Подготовка: готовятся ведущие, актеры для инсценировки, презентации, реквизит. Проводятся репетиции инсценировок.
Оборудование, технические средства: портрет Н.В. Гоголя, оборудованная сцена, музыка, ноутбук, звукоусилительная аппаратура, экран, проектор, микрофоны, костюмы, ширма.
Ход мероприятия
Ведущий сообщает о юбилее Гоголя, о его знаменитых героях, мистических фактах:
Итак, магия ждет Вас и сегодня! Гоголь посетит и наше заседание, первое в этом учебном году! Надеюсь, он придет не один, а со своими героями… Давайте начнем сеанс магии (звучит магическая музыка): Закройте все глаза, спину держим ровно, руки опускаем на колени, дышим глубоко. И громко повторяем: «Гоголь, явись! Гоголь, явись! Гоголь, явись»
Солоха (отряхивая фартук, ругаясь):
Опять это Рождество! Ох, и люблю я этот праздник! Хоть и ведьмой меня прозвали, но я, ух, какая хорошая! Вот и дом убрала, стол накрыла!
(стук в дверь) ОО, а вот и первый гость!
Черт вбегает:
Ой, Солоха! Ждешь гостей! Я никак первый? (Пристает)
Солоха. Проходи, коли пришел, друг сердешный! Отведай угощенья!
Черт усаживается, начинает есть.
Солоха. Как у тебя дела, маленький пакостник?
Черт. Да что там пакостить: ну, месяц украл, Метель на село наслал, хоть глаза выколи! А чего? Пусть дома сидят! Нечего по гостям ходить! (тут стук в дверь). Ждешь кого?
Солоха: конечно! Праздник же! А ты прячься быстрее, кто увидит-не поздоровится тебе! (прячется)
Входит Вакула. Здравствуй, мама! Попрощаться пришел!
Солоха. Это как, сынок? Чего грустный такой? Как невеста наша, Оксана?
Вакула. Люблю я Оксанку, сердце аж болит. А она черевички королевские просит! Пойду я за ними!
Солоха. Ой, прощай, сынок!
Вакула. Вот и мусор прихвачу! (Берет мешок). А оттуда черт выпрыгивает.
Черт. Ой, не трожь меня! Сгожусь я тебе!
Вакула чешет голову и обращается к залу: А зачем, ребята, он мне нужен?
Зал отвечает
Вакула: и то ладно. Полетим за черевичками!
Ведущий. Молодцы, ребята! Вспомнили героев! Ну а где же Гоголь? Мистика какая-то! Давайте еще раз попробуем! Закрыли глаза…
Выходит Пацюк (в руках ложка): Ой и поем я сейчас.
Гоголь. Добрый день, дамы и господа! Я рад посетить столь благородное заведение. Давно не приглашали в гости: Ковид-ужасная штука!
Ведущий. И мы рады приветствовать на заседании Литературной Гостиной Великого классика! Очень хотелось бы нашим ребятам побольше узнать о Вас, познакомиться с Вашими героями!
Гоголь. Конечно, я не один и готов предаться воспоминаниям. Приятным и не очень. Вам, конечно, знакомо мое творчество! Поэтому моих героев вы узнаете сразу!
Итак, в декабре 1828 года из села Васильевка выехала просторная кибитка и покатилась в сторону Петербурга. В ней сидели два молодых человека. Юноши горели желанием увидеть столицу Русского государства. По мере приближения к Петербургу их нетерпение возрастало. Особенно волновался один из них – белокурый юноша с проницательными глазами. Этим молодым человеком был я. Было мне19 лет.
Сын небогатого украинского помещика, выросший в глуши, я только что кончил в Нежине гимназию и ехал в Петербург, полный восторженных и гордых надежд, мечтал быть полезным родной стране и служить человечеству.
Ведущий. Отец, Василий Афанасьевич, когда ему было 13 лет, увидел вещий сон, как ему казалось. Ему приснилась будущая жена. Приснилась ему дочка помещика, который жила по соседству. Этой девочке был тогда один годик. И до её 13 лет Василий Афанасьевич оберегал, играл с ней. А когда девочке исполнилось 14 лет, они поженились.
Ведущий 1. Среди предков были люди духовного звания: прадед его был священником, дед закончил духовную академию, а отец – семинарию. Николай Васильевич от родителей унаследовал два качества. Отец его заведовал тогда театром, писал пьесы, ставил постановки. Мать отличалась глубокой набожностью. В семье Гоголь получил первые начатки веры.
Ведущий 2. Милосердие, привитое Гоголю в семье, навсегда осталось в его душе. Ещё в школьные годы он никогда не мог пройти мимо нищего, чтобы не подать ему, и если нечего было дать, то всегда говорил: «Извините».
Гоголь. Но вернемся на мою родину. Детство мое прошло в живописных местах, овеянных казацким прошлым, древней историей, народными легендами. Например, о ведьмах, о русалках-водяницах, о цветке папоротника, который цветет только одну ночь - на Ивана Купала. Позже в сборнике рассказов "Вечера на хуторе близ Диканьки» я пересказал эти легенды. Вот и мои первые герои. Надеюсь, вы их вспомните.
Отрывок «Вечера»
Гоголь. 1835 год. Вышли в свет «Арабески» и «Миргород», который явился продолжением «Вечеров…». Через год на сцене был поставлен «Ревизор», который принёс мне славу драматического писателя. А все Пушкин. Я ведь с ним приятельствовал. Ох, и Хлестаков у меня получился!
(отрывок из «Ревизора»)
Гоголь. В 1842 году вышли в свет поэма «Мёртвые души», в которых я показал духовную историю Руси и собрание сочинений в 4 томах. Здесь впервые были напечатаны: «Тарас Бульба», «Шинель» - последние из написанных мною повестей. Вот и мой гарный казак (отрывок из Бульбы)
Ведущий 1. В1852 году начались встречи Гоголя с протоиереем Матвеем Константиновским.
Писателя стало терзать предчувствие смерти, 7 февраля я исповедуюсь и причащаюсь, а в ночь с 11 на 12 февраля, находясь в тяжелом душевном состоянии, сжег беловую рукопись второго тома поэмы «Мертвые души».
Ведущий 2. В 1855 году он задумал напечатать в пяти томах свои сочинения, но печатание было прервано смертью автора. Похороны писателя состоялись при огромном стечении народа на кладбище Свято-Данилова монастыря, а в 1931 останки Гоголя были перезахоронены на Новодевичьем кладбище.
На могиле Гоголя написаны слова из пророка Иеремии: «Горьким словом моим посмеются». По воспоминаниям близких ему людей, Гоголь каждый день читал главу из Библии и всегда держал при себе Евангелие, даже в дороге.
Ведущий 1. До сих пор идут споры, Украине или России принадлежит этот писатель. Сам же Гоголь по этому поводу говорил: «Скажу вам одно слово насчёт того, какая у меня душа: хохлатская или русская? Сам не знаю, какая у меня душа, знаю только, что никак бы не дал преимущество ни малороссиянину, ни русскому. Они должны пополнить друг друга». Гоголь хотел объять обе души. «Обе половины русского народа: северную и южную».
Отрывок 1 «Ночь перед Рождеством»
(из цикла повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки)
«Хата богатого козака Чуба. Перед зеркалом вертится его дочь Оксана.
В хату тихо заходит кузнец Вакула, мнётся у двери.
Оксана: (всматривается в зеркало). Что людям вздумалось расславлять, будто я хороша? Лгут люди. Я совсем не хороша. Разве что чёрные брови и очи мои так хороши, что уже равных им нет и на свете? Что тут хорошего в этом вздёрнутом кверху носе? И в щеках? И в губах? Будто хороши мои чёрные косы? Ух! Их можно испугаться вечером: они как длинные змеи, перевелись и обвелись вокруг моей головы! Я вижу теперь, что я совсем не хороша! Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою! Как будет любоваться мною мой муж! Он не вспомнит себя! Он зацелует меня насмерть!»
Вакула: (в зал) «Чудная девка! И хвастовства у нее мало! С час стоит, глядясь в зеркало и не наглядится, и ещё хвалит себя вслух!»
Оксана: (Не замечая Вакулы, кружится перед зеркалом) «Да, парубки! Вам ли чета я? Вы поглядите на меня, как я плавно выступаю! У меня сорочка шита красным шёлком. А какие ленты на голове! Вам век не увидать богаче галуна! Всё это накупил мне отец мой для того, чтобы на мне женился самый лучший молодец на свете! Ах (увидела кузнеца, сурово остановилась перед ним).»
Кузнец растерянно опускает руки.
«Оксана: Зачем ты пришёл сюда? Разве хочется, чтобы выгнала за дверь лопатою? Все вы мастера подъезжать к нам. Вмиг пронюхаете, когда отцов нет дома. О, я знаю вас! Что, сундук мой готов?»
Вакула: Будет готов, моё серденько, после праздника будет готов. Если бы ты знала, сколько возился возле него: две ночи не выходил из кузницы; зато ни у одной поповны не будет подобного сундука. А как будет расписан! По всему полю будут раскиданы красные и синие цветы! Гореть будет, как жар! Не сердись же на меня! Позволь же поговорить, хоть поглядеть на тебя!
Оксана: Кто ж тебе запрещает, говори, гляди! – (садится на лавку и любуется собой перед зеркалом).
Вакула: Позволь и мне сесть возле тебя.
Оксана: Садись.
Вакула: Чудная, ненаглядная Оксана, позволь поцеловать тебя (потянулся к Оксане, пытаясь обнять Оксану, но та отталкивает кузнеца)
Оксана: Чего тебе ещё хочется? Ему, когда мёд, так и ложка нужна! Поди прочь, у тебя руки жёстче железа! Да и сам ты пахнешь дымом. Я думаю, меня всю обмарал сажею.
Сталкивает Вакулу со скамейки, дальше разглядывает себя в зеркале. Вакула хочет уйти, но передумал.
Вакула: (Говорит в зал). Не любит она меня. Ей всё игрушки: а я стою перед ней, как дурак и очей не свожу с неё. Чудная девка!
В двери стучат, слышен крик: «Отвори!»
Вакула: Постой, я сам открою.
На сцену с хохотом вбегают подруги Оксаны с мешками для колядок.
Оксана бежит им навстречу.
Оксана: Девчата, ох и долго же вы! (останавливается и с удивлением) Одарка, у тебя новые черевики? Ах, какие хорошие, с золотом! Хорошо тебе, Одарка, у тебя есть такой человек, который тебе всё покупает; а мне некому достать такие славные черевики (с вызовом смотрит на Вакулу).
Вакула: Не тужи, моя ненаглядная Оксана! Я тебе достану такие черевики, какие редкая панночка носит.
Оксана: (надменно) Ты? Посмотрю я, где ты достанешь черевики, которые я могла бы надеть на свою ногу. Разве принесёшь те самые, которые носит царица.
Девушки: (с хохотом) Вишь, чего захотела!
Оксана: Да!(гордо) Будьте все вы свидетельницы, если кузнец Вакула принесёт те самые черевики, которые носит царица, то вот моё слово, что выйду тот час же за него замуж!
Все девушки хохочут, затем начинают рассматривать обновки Оксаны, забыв про кузнеца.
Вакула: Смейся, смейся, а вот и добуду!»
Отрывок 2 «Тарас Бульба»
(повесть из цикла «Миргород»)
ТАРАС: «А поворотись-ка, сын! Экой ты смешной какой! Что это на вас за поповские подрясники? И этак все ходят в академии? — Стойте, стойте! дайте мне разглядеть вас хорошенько,
Остап — Не смейся, не смейся, батько! — сказал наконец старший из них.
ТАРАС: Смотри ты, какой пышный! а отчего ж бы не смеяться?
Остап — Да так; хоть ты мне и батька, а как будешь смеяться, то, ей-Богу, поколочу!
ТАРАС— Ах ты, сякой-такой сын! как, батьку? —.
— Как же хочешь ты со мною биться, разве на кулаки? —.
— Ну, давай на кулаки! —
МАТЬ — Смотрите, добрые люди: одурел старый! совсем спятил с ума! — Дети приехали домой, больше года их не видали, а он задумал невесть что: на кулаки биться! —
ТАРАС: Да он славно бьется! —ей-Богу, хорошо!
— Добре, сынку! Вот так колоти всякого, как меня тузил: никому не спускай!
Мать— Вот еще что выдумал!
ТАРАС! — Э, да ты мазунчик, как я вижу! Не слушай, сынку, матери: она баба, она ничего не знает. Какая вам нежба? Ваша нежба — чистое поле да добрый конь: вот ваша нежба! А видите вот эту саблю — вот ваша матерь! Это все дрянь, чем набивают головы ваши: и академии, и все те книжки, буквари, и философия, и все это казна що, — я плевать на все это! — А вот, лучше, я вас на той же неделе отправлю на Запорожье. Вот где наука! Там вам школа; там только наберетесь разуму.
МАТЬ — И всего только одну неделю быть им дома? И погулять им, бедным, не удастся, не удастся и дому родного узнать, и мне не удастся наглядеться на них!
ТАРАС — Полно, полно выть, старуха! Казак не на то, чтобы возиться с бабами. Ты бы спрятала их обоих себе под юбку, да и сидела бы на них, как на куриных яйцах. Ступай, ступай, да ставь нам скорее на стол все, что есть. Не нужно пампушек, медовиков, маковников и других пундиков; тащи нам всего барана, козу давай, меды сорокалетние!»
Отрывок 3 «Ревизор»
(комедия, 1835)
«Городничий. Осмелюсь представить семейство мое: жена и дочь.
Хлестаков (раскланиваясь). Как я счастлив, сударыня, что имею в своем роде удовольствие вас видеть.
Анна Андреевна. Нам еще более приятно видеть такую особу.
Хлестаков (рисуясь). Помилуйте, сударыня, совершенно напротив: мне еще приятнее.
Хлестаков. Без чинов, прошу садиться.
Городничий и все садятся.
Я не люблю церемонии. Напротив, я даже стараюсь всегда проскользнуть незаметно. Но никак нельзя скрыться, никак нельзя! Только выйду куда-нибудь, уж и говорят: «Вон, говорят, Иван Александрович идет!» А один раз меня приняли даже за главнокомандующего: солдаты выскочили из гауптвахты и сделали ружьем. После уже офицер, который мне очень знаком, говорит мне: «Ну, братец, мы тебя совершенно приняли за главнокомандующего».
Анна Андреевна. Скажите как!
Хлестаков. С хорошенькими актрисами знаком. Я ведь тоже разные водевильчики... Литераторов часто вижу. С Пушкиным на дружеской ноге. Бывало, часто говорю ему: «Ну что, брат Пушкин?» — «Да так, брат, — отвечает, бывало, — так как-то всё...» Большой оригинал
Я ведь тоже балы даю.
Анна Андреевна. Я думаю, с каким там вкусом и великолепием даются балы!
Хлестаков. Просто не говорите. На столе, например, арбуз — в семьсот рублей арбуз. Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа; откроют крышку — пар, которому подобного нельзя отыскать в природе. Я всякий день на балах.
Городничий и прочие с робостью встают с своих стульев.
Мне даже на пакетах пишут: «ваше превосходительство». Один раз я даже управлял департаментом. И странно: директор уехал, — куда уехал, неизвестно. Ну, натурально, пошли толки: как, что, кому занять место? Многие из генералов находились охотники и брались, но подойдут, бывало, — нет, мудрено. Кажется и легко на вид, а рассмотришь — просто черт возьми! После видят, нечего делать, — ко мне. И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры... можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров!
Городничий (подходя и трясясь всем телом, силится выговорить).
А ва-ва-ва... ва...
Хлестаков (быстрым, отрывистым голосом). Что такое?
Городничий. А ва-ва-ва... ва
...Хлестаков (таким же голосом). Не разберу ничего, всё вздор.
Городничий. Ва-ва-ва... шество, превосходительство, не прикажете ли отдохнуть?.. вот и комната, и все, что нужно.
Хлестаков. Вздор — отдохнуть. Извольте, я готов отдохнуть. Завтрак у вас, господа, хорош... Я доволен, я доволен. (С декламацией.) Лабардан! лабардан! (Входит в боковую комнату, за ним городничий.)»
Литература: