Зимнее путешествие: план-конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в средней группе

Пикулина Юлия Викторовна

Воспитатель, МАДОУ "Детский сад № 377", г. о. Самара

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Пикулина Ю.В. Зимнее путешествие: план-конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в средней группе // Совушка. 2023. N1 (31). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/31/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1691302


 

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».

Задачи:

  1. Обобщить и закрепить знания детей о жизни диких животных зимой: где живут, чем питаются («Познавательное развитие»);
  2. Закреплять знания детей о диких животных (о зайце, белке, лисе), об их внешнем виде и питании («Познавательное развитие»);
  3. Развивать умение детей самостоятельно выделять существенные  признаки животных, фиксировать и обобщать их по элементам модели для использования в игре) («Познавательное развитие»);
  4. Обогащать словарный запас детей словами «гайно», «мышкует». («Речевое развитие»);
  5. Активизировать словарь по теме «Зима», совершенствовать грамматический строй речи («Речевое развитие»);
  6. Развивать навык детей в поиске и формулировании ответов на вопросы («Речевое развитие»);
  7. Создавать условия для проявления коммуникативной активности детей во время диалогов и совместной деятельности («Социально-коммуникативное развитие»).

Методы и приемы:

  • Практические: подвижная игра, дидактическая игра, физкультминутка;
  • Наглядные: показ слайдовой презентации;
  • Словесные: беседа, загадывание загадок.

Материал и оборудование:

  • игрушки: лиса, белка, заяц, мышка;
  • слайдовая презентация «Зимнее путешествие»;
  • карточки-модели (оранжевый треугольник, серый круг, белый квадрат);
  • еловая шишка, веточка; фонограмма «звуки вьюги», подвижная музыка для игры.

 

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Подвижные игры: «Оденься», «Кто где живет?»

Игровая

Дидактическая игра «Кто чем питается в лесу?»

Коммуникативная

Беседы о жизни диких животных.

Загадки о лисе, о белке, зайце

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Ожидаемый результат

1

Воспитатель предлагает детям посмотреть в окно и сказать, какое сейчас время года.

Дети слушают вопрос воспитателя, думают, отвечают на вопрос

Появление интереса у детей к ситуации, погружение в тему образовательной деятельности

2

Предлагает детям отправиться в путешествие «в зимний лес». Проводится подвижная игра-имитация «Оденься».

Дети играют, имитируя процесс одевания, синхронизируя текст с движениями

Созданы условия для двигательной деятельности

 

3

Воспитатель загадывает загадки

Дети слушают, отгадывают загадки по описанию

Закреплены навыки детей отгадывания загадок

4

Показ слайдовой презентации «Зимнее путешествие».

Беседа по просмотренному материалу

Дети просматривают презентацию, беседуют по материалу

Закрепление знаний детей о животных

5

Рассказ воспитателя о том, как белка строит свое дупло.

Дети слушают рассказ, знакомятся с новыми словами, запоминают новые слова

Получены новые знания о жизни белки

6

 Воспитатель читает следующую загадку, проводит беседу о жизни зайцев зимой

Дети слушают, думают и отгадывают загадки по описанию

Получены новые знания о жизни зайца

7

Подвижная игра «Лиса и зайцы» (физкультминутка )( с использованием музыки)

Дети хором вместе с воспитателем проговаривают стихотворение и выполняют движения по тексту

Снятие психо-эмоционального напряжения.

Созданы условия для двигательной деятельности

8

Продолжение беседы о животных.

Воспитатель читает загадку и задает примерные вопросы:

-Как меняется лисий наряд к зиме?

-Как называется жилище лисы?

-Чей дом может занять лиса?

-Чем питается лиса зимой?

Дети слушают, отгадывают загадку по описанию, участвуют в беседе.

Получены новые знания о жизни лисы

 

9

Проводится подвижная игра с моделями «Кто, где живет» (с использованием музыки). Воспитатель раздает детям по карточке-модели.

Дети берут карточки, под музыку имитируют движения животных

Созданы условия для двигательной деятельности.

Закреплены знания детей о местах проживания животных.

10

Воспитатель проводит дидактическую игру «Кто чем питается в лесу»

Дети принимают игровую ситуацию,

распределяя продукты питания животных соответственно.

 Получены новые знания о том, чем питаются дикие животные в лесу

11

Воспитатель предлагает попрощаться с «лесными друзьями», подводит итог занятия, спрашивает детей понравилось ли им путешествие?

Дети прощаются, обсуждают результаты игр, делятся впечатлениями