Организация трудового воспитания детей дошкольного возраста как педагогическая проблема

Пендерева Ольга Валерьевна

Воспитатель, МАДОУ ДС № 5, г. Нижневартовска "Мечта", г. Нижневартовск, ХМАО - Югра

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Пендерева О.В. Организация трудового воспитания детей дошкольного возраста как педагогическая проблема // Совушка. 2023. N1 (31). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/31/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1699392


 

Одной из важнейших задач в ДОУ – является трудовое воспитание и обучение дошкольников, привития уважения к нему. Чтобы воспитать трудолюбивого человека, необходимо включать его в трудовые действия с самого раннего детства.

Труд детей не имеет материального вознаграждения и носит ситуативный не обязательный характер. Все структурные компоненты трудовой деятельности у ребенка находятся только в развитии и обязательно предполагают помощь взрослого.

Особенность хозяйственно-бытового труда состоит в умении детей самостоятельно организовывать его.

Дети помогают взрослому в уходе за ними.

В старшем дошкольном возрасте обязанности детей шире.

Особенности труда в природе:

  • Результат в форме материального продукта (овощи, фрукты);
  • Часто имеет отсроченный результат (посеяли семена, затем ждем, пока взойдут и т.д.), поэтому воспитывает у детей терпение.

Роль труда в воспитании дошкольников неоценима, так как он позволяет не только формировать у детей трудовые навыки, но и позволяет решать множество воспитательных задач, а также позволяет дошкольникам почувствовать свою значимость и ценность во взаимоотношениях со взрослыми. Поэтому со стороны воспитателей и родителей важно простроить свою работу с детьми таким образом, чтобы интерес к труду у дошкольников только усиливался, а не ослабевал.

Дети младшего дошкольного возраста выполняя трудовую задачу, чаще обращают ее в игру, а более старшие дети тоже нередко используют игру. В детском саду важно организовать трудовую деятельность детей так, чтобы можно было вовлекать дошкольников в труд, а не просто вести беседы и разглядывать иллюстрации.

Существуют несколько основных требований к организации детского труда: систематичность, постепенность рабочей загрузки, комфортность.

Средства, методы и приемы трудового воспитания:

  • Организация образовательной деятельности;
  • Совместная деятельность в процессе режимных моментов в течении всего дня;
  • Наблюдения за трудом взрослых;
  • Организация трудовой деятельности и посильной помощи взрослым;
  • Экскурсии;
  • Художественные средства (изо, музыка, художественная литература);
  • Дидактические, настольные игры;
  • Рассматривание картин, иллюстраций, картинок;
  • Использование ИКТ;
  • Интеграция образовательных областей

Трудовое воспитание обусловлено основными компонентами, которое имеет свои особенности. Важнейшим педагогическим требованием является организация разнообразных видов деятельности по содержанию труда.

Условия к организации детского труда:

  1. Систематичность детского труда;
  2. Постепенность рабочей нагрузки;
  3. Подбор оборудования для труда;
  4. Создание рабочей атмосферы в группе.

Следовательно, главной особенностью трудового воспитания в ДОУ служит то, что труд ребенка неразрывно связан с игрой. Другая особенность заключается в том, что трудовая деятельность постоянно развивается.

На ранних стадиях обучения необходимо рассказывать ребенку в доступной форме о планировании труда, о цели, которая достигается. Таким образом, это помогает детям в будущем стать целеустремленными и организованными. С раннего возраста важно приучать детей к самообслуживанию. Обучая детей самообслуживанию, следует дать им очень важные знания и помогает выработать полезные привычки, которые будут фигурировать всю последующую их жизнь.

Сначала учат ребенка правильно завязывать шнурки, застегивать пуговицы, а впоследствии непременно обучают ребенка тому, как следует выглядеть, чтобы производить впечатление аккуратного и опрятного человека.

Приучение его к порядку должно проходить регулярно при уборку своей комнаты, складывании книг и игрушек на свои места. В будущем это поможет ребенку выработать такие качества, как организованность и пунктуальность.

В каждой возрастной группе в начале года воспитатель распределяет детей на подгруппы, учитывая при этом их склонности, способности, психологические особенности, симпатии, уровень навыков и умений.

Во второй младшей группе детей распределяют на 4 подгруппы; в средней, старшей и подготовительной к школе группах – на 5 подгрупп. Все виды работы планируются поочередно с каждой подгруппой.

Ребятам старшей и подготовительной к школе групп предлагает объединиться в подгруппы самостоятельно по интересам и желанию. Дети сами придумывают названия своих подгрупп, которые закрепляются за ними на весь год (при желании ребята могут изменить эти названия).

Детей постарше привлекают к хозяйственно-бытовому труду. Это очень разнообразная и интересная работа, которая имеет некоторые нюансы. Стараются при этом не разделять хозяйственный труд на мужской и женский. Иногда труд может быть веселым занятием. Необходимо установить в семье четкое расписание уборки и распределить, кто какую работу выполняет.

В качестве мотивации можно в конце работы отвести ребенка на прогулку, в театр, или купить мороженое. Обязательно следует проверять результат, если процесс уборки происходит в отсутствие взрослого – соблазн закончить работу поскорее и получить ожидаемую награду бывает очень велик и может привести к тому, что дети могут делать работу быстро и как, попало.

Труд по уходу за домашними питомцами и комнатными растениями стоит на особом месте.

Ребенок должен понять, что своим невыполнением трудовых обязанностей по уходу за домашним питомцем, он может нанести ему вред. Если не поливать растения – они завянут, если не кормить и не выгуливать щенка – он заболеет. Донесите это до ребенка в наиболее доступной форме и объяснить, что это не только забава, но и действительно полноценный труд.

Ручной труд – это занятие, которое требует индивидуального подхода. В детском саду существуют занятия аппликацией, в школе ребенок посещает уроки труда. Эти занятия заложены в школьной программе именно для того, чтобы дети с юности приобретали необходимые навыки, которые могут пригодиться им во взрослой жизни. Если у родителей есть желание обучать детей некоторым видам ручного труда, главное, что здесь нужно помнить – возбудите у ребенка интерес. Тогда занятия ручным трудом, будут для него не просто работой, а интересной и полезной деятельностью.

Организация трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста будет эффективной, если:

  • разработана педагогическая технология, включающая подготовительный, обобщающий и закрепляющий этапы;
  • специально подобранные методы (рассказ, беседа, наблюдение, дидактические игры), приемы (показ иллюстраций, фотографий, рисунков, разучивание стихотворений, экскурсии, викторины, организация игровой деятельности) и средства (обучение в ходе тематических занятий, экскурсии, совместная деятельность воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность детей).

Таким образом, одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, в соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования, является трудовое воспитание, главной целью которого становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции трудовых действий, формирование положительного отношения к миру, к разным видам труда, развитие творческой активности.