Кострова Татьяна Александровна
Воспитатель, ГБОУ Школа №51, г. Москва
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Кострова Т.А. Особенности развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с народным искусством // Совушка. 2023. N1 (31). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/31/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1653291
Познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих развитие дошкольника. Познавательной активностью, по мнению Д.Б. Годовиковой, принято считать активность, направленную на весь внешний мир, имеющую основой ориентировочный рефлекс, развивающуюся на его базе познавательную потребность, и выражающуюся в построении образа мира посредством ориентировочно-исследовательской, или поисковой, деятельности [1, с. 34].
Познавательная активность определяет поисковый характер любого вида познавательной деятельности дошкольника и обладает следующими функциональными возможностями: вооружает личность знаниями, умениями и навыками; содействует воспитанию мировоззренческих, нравственных и эстетических качеств; развивает мыслительные способности и личностные образования; выявляет и реализует потенциальные возможности личности; приобщает к поисковой и творческой деятельности.
Развитие познавательных интересов у дошкольников, как отмечала А.А. Люблинская, отчетливо выступает в том, что растет желание детей заниматься умственной деятельностью. После 4 – 5 лет дети любят рассуждать, спорить, сравнивать разные вещи и явления между собой. Интерес у дошкольников выражен в глубоко эмоциональном отношении к окружающему, в ненасытном желании узнавать неизвестное, в радости от сделанных открытий, в формирующейся любознательности. Именно любознательность, по мнению Д.Б. Годовиковой является основой усвоения им культурного опыта человечества, важнейшим условием обучения в школе, а также будущего творчества.
Целью нашего исследования является выявление педагогических условий, способствующих эффективному развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с народным искусством. Анализ психолого-педагогических исследований позволяет рассматривать изобразительную деятельность, изобразительное (народное) искусство как естественное, логически связанное с задачами деятельности изображение, содержание, обеспечивающее удовлетворение потребности ребенка в познании. А так как познавательная потребность не насыщаема, то постоянное расширение и обогащение представлений ребенка об окружающем его мире и их последующее отражение в изобразительной деятельности будут вызывать у детей положительные эмоции, положительное эмоциональное отношение к деятельности. Л.М. Семенюк считает, что человек, чем-либо интересующийся, удовлетворяется познанием объекта, и чем больше он его познает, тем сильнее растет его интерес.
Создавая изображения в разных материалах, дети познают их свойства, выразительные возможности. Ребенок в своем изобразительном творчестве отражает предметы и явления окружающей жизни, а это связано с познанием их внешних и, возможно, и внутренних свойств. Но и тогда, когда ребенок создает изображения по замыслу, придумывает не существующее в реальной жизни, этот процесс также связан с познанием, с развитием интеллекта ребенка, что в свою очередь стимулирует его познавательную активность [2, с.25-26].
Известно, что для детей дошкольного возраста потребность в познании весьма значима. И она удовлетворяется в любой художественной деятельности, так как дети познают свойства различных материалов, виды искусств, в том числе и народное, обладающее большими потенциальными возможностями для развития интеллекта ребенка. Ибо познание искусства строится на его восприятии, анализе, выделении основных характерных особенностей, сравнении, сопоставлении, выделении сходства и различий, уподоблении, обобщении. Дети знакомятся с различными видами народного декоративно-прикладного искусства, спецификой его образного строя, особенностями цветового решения каждого вида [3, с. 8].
Мы поддерживаем мнение В.Н. Косаревой о том, что при знакомстве с народным искусством следует отдавать предпочтение тем формам, которые имеют многофункциональный характер, способствуют развитию детей, их познавательной активности и ее самореализации, интересны самим детям, органически вписываются в современный учебный процесс [4, c. 8].
Таким образом, анализ психолого-педагогических исследований позволил выявить наиболее эффективные педагогические условия, способствующие развитию познавательной продуктивной активности дошкольников в процессе ознакомления с народным искусством: стимулирование и поощрение самих актов познавательной активности со стороны другого человека (учителя, воспитателя, сверстника), ситуация общения, различных типов межличностного взаимодействия, игры, учения.
Как показала наша экспериментальная работа с дошкольниками, наиболее значимыми в возникновении актов познавательной активности являются ситуации, когда в педагогическую деятельность включаются: интерактивные занятия, оформление в детском саду мини-музея и выставок, создание библиотеки народных ремёсел (промыслов), познавательные беседы о народном искусстве, творческая продуктивная и игровая деятельность детей, праздники, просветительская работа с родителями.
Мы убеждены в том, что познавательная и практическая деятельность детей, организованная с помощью наглядных методов (рассматривание иллюстраций и предметов народного искусства, применение технических средств), дает возможность ребенку всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать причины, делать выводы.
Организация бесед с детьми и родителями об особенностях народного декоративно-прикладного искусства, разучивание с дошкольниками к праздникам и досугам народных песен, участие в народных праздниках (Осенины, Масленица, Пасха), – все эти словесные методы и приемы позволяют в кратчайший срок передать детям информацию о культурно-историческом наследии, традициях нашего народа. Кроме того, поставить перед ними учебную задачу, указать пути ее решения. Словесные методы и приемы, как показала практика, сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние более результативными.
Практические методы придают занятиям познавательный характер. Они направлены на реальное преобразование вещей, в ходе которых ребенок познает свойства, качества, признаки, связи, недоступные непосредственному восприятию [4, c. 14]. Ведь, как известно, для осуществления любого акта художественного творчества всегда необходимы личные познавательные усилия.
Реализация выявленных педагогических условий позволила определить предварительные результаты: дети стали различать и называть виды народного искусства, задавать много вопросов о народных промыслах и традициях (происхождении, особенностях, материалах, колорите), интересоваться предметами народного искусства и их характерными узорами. Дошкольники демонстрируют активность в освоении изображений не только простых элементов декоративных орнаментов и узоров, но и стремятся создавать сложные композиции. Дети самостоятельно без принуждения читают и рассматривают иллюстрации в книгах о народном искусстве.
Всё это свидетельствует об эффективности педагогических условий и разработанной методики развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с народным искусством.
Литература: