Романенко Светлана Николаевна
Учитель начальных классов, МБОУ "СОШ с. Малотроицкое Чернянского района", Белгородская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Романенко С.Н. Тундра: конспект урока по окружающему миру в 4 классе // Совушка. 2023. N1 (31). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/31/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1652682
Цель: сформировать у детей представление о природной зоне тундры.
Предметные результаты:
Метапредметные результаты:
Личностные результаты: осознавать уникальность природы тундры, ответственность человека за её состояние
Оборудование:
Ход урока
I.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Ребята, в мире много неизученных мест, стран, с которыми нам предстоит познакомиться. Мы с вами продолжим изучать самую дорогую для нас страну - нашу необъятную Россию, её разнообразную природу. Наш урок будет не только познавательным, но и интересным.
II. Актуализация опорных знаний
На прошлом уроке мы познакомились с самой холодной природной зоной России - Арктикой. Проверим, как вы усвоили материал.
1.Покажите на карте расположение зоны арктических пустынь,
2. Тест
1. Природная зона арктических пустынь расположена:
а) на островах Тихого океана
б) на островах Индийского океана
в) на островах Северного Ледовитого океана
2. Территория Арктики:
а) плотно заселена людьми
б) не имеет коренного населения
в) не пригодна для жизни людей
3. В Арктике для растений и животных:
а) суровые условия
б) комфортные условия
в) заповедные условия
4. В зоне арктических пустынь растут:
а) кедры, березы, черемуха
б) лишайники, мхи, полярные маки
в) бузина, орешник, айва
5. Верная схема цепи питания:
а) водоросли —>рачки —> рыбы —> гагарки —> белый медведь
б) водоросли —>рачки —> рыбы—>тюлень
в) мхи —>кайры —> морж —>овцебык
6. Большое скопление птиц на скалах называют:
а) птичьи базары
б) птичьи рынки
в) птичьи гнездовья
7. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры:
а) для птиц и животных завозятся корм и рыба, запрещено движение судов по Северному морскому пути
б) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники
в) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану птичьи базары
8. Как изменится температура воздуха в зоне арктических пустынь за полярную ночь?
а) температура повысится
б) температура не изменится
в) температура понизится
9. Арктический заповедник расположен на:
а) Земле Франца Иосифа
б) Северной Земле
в) острове Врангеля
3. Конкурс рисунков
— Как вы представляете себе Арктику?
(Рассказ с опорой на выполненный дома рисунок.)
4. Индивидуальное задание на карточке
— Исправьте географические ошибки в тексте.
Арктика — это огромное пространство, расположенное на площади Северного Ледовитого океана с морями и полуостровами (правильно — островами). Солнце направляет на зону арктических пустынь свои прямые (правильно — косые, наклонные) лучи. Зимой в Арктике бывает полярный день (правильно — полярная ночь), а летом — полярная ночь (правильно — полярный день). Температура воздуха зимой опускается до —60 °С, а летом не поднимается выше нуля (правильно — поднимается на несколько градусов выше нуля).
5. Работа в парах
— Давайте проверим друг у друга выполнение задания 2 на с. 39 рабочей тетради.
(Взаимопроверка.)
III. Самоопределение к деятельности Кроссворд
Новая природная зона приглашает нас —
Снова в экспедицию отправляется класс.
А чтобы тему урока узнать,
Кроссворд нам надо разгадать (1 (7 б.), 2 (5 б.), 3 (8 б.), 4 (3 б.), 5 (9 б.), 6 (5 б.))
1. Короткое название ледяной зоны. (Арктика.) 2. Птица с необычным красным клювом. (Тупик.) 3. Название острова, на котором расположен заповедник. (Врангеля,) 4. Арктика — это снег и .... (Лед.) 5. Растения, живущие в толще воды. (Водоросли.) 6. Вид рыбы, обитающий в северных морях. (Сайка.)
(Ключевое слово в выделенных клетках: тундра.)
— Молодцы! Мы узнали название природной зоны, по которой сегодня будем путешествовать. Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?
— Что мы будем делать для достижения этой цели? (Работать по учебнику, выполнять задания в тетради, работать в парах, группах, рассуждать, отвечать на вопросы, отстаивать свою точку зрения, делать выводы и т. д.)
— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.
План
1.Географическое положение
2.Климат
3.Растительный мир.
4.Животный мир.
5.Занятия населения
6.Экологические проблемы
IV. Открытие нового знания
1. Работа с картой
— Цель нашей экспедиции — тундра. Найдите эту природную зону на карте. Что вы можете о ней рассказать, глядя на карту? (Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь. Тундра расположена на материке Евразия.)
- Тундра в переводе с финского языка означает «бесплодная» или «враждебная». Расскажите, какой вы представляете эту природную зону. (Тундра находится на побережье северных морей, за Северным полярным кругом, значит, там холодно. Туда попадают косые солнечные лучи, а это значит, что зима должна быть суровой, много снега. Это должна быть равнина, потому что часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, а часть — на Западно-Сибирской.)
Географическое положение
На побережье северных морей
равнина
часть на Восточно-Европейской равнине,
часть — на Западно-Сибирской равнине
2. Просмотр фильма «Тундра»
— А как же выглядит тундра на самом деле? С помощью современной техники отправимся исследовать тундру.
Просмотр видеосюжетов из фильма «Тундра»
Еще говорят, что год тундры делится на две части: снежную и мокрую.
— Что такое снежная часть года — это, я думаю, понятно всем. А почему же вторая часть года мокрая? Ваши предположения? (Снег и лед, оттаяв, превращаются в воду, а земля оттаивает совсем немного, дальше вечная мерзлота, и воде некуда уходить, ведь она обычно впитывается в землю. Если лето прохладное, то вода не может испаряться, вот она и остается.) По этим двум причинам в тундре много болот и озер. И почва влажная или просто мокрая. Мы с вами выяснили, какие здесь природные условия. Тундра: равнина, вечная мерзлота, суровая зима (температура до —50 °С), прохладное короткое лето.
3.Работа в парах
-Вы сейчас прослушали песню «Увезу тебя я в тундру».
У вас на столе текст со словами этой песни. Прочитайте его и подчеркните основные особенности тундры, по мнению автора этой песни Михаила Пляцковского.
-Чем, по мнению автора, примечательна эта природная зона?
-Чтение цитат и их анализ.
Суров климат тундры: зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень короткое и прохладное. Круглый год дуют сильные ветры, а зимой свирепствует пурга. Ветер разбивает снежинки на мелкие иголочки и так уплотняет снежный покров, что по нему можно ходить не проваливаясь. А под снегом – замёрзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10-50 см, а ниже сохраняется вечная мерзлота. Ещё говорят, что год тундры делится на две части: снежную и мокрую. Снег и лёд, оттаяв, превращаются в воду, а земля оттаивает совсем немного, дальше вечная мерзлота, и воде некуда уходить. Если лето прохладное, то вода не может испарятся, вот она и остаётся по этим двум причинам в тундре много болот и озёр. И почва влажная или просто мокрая. Дождей мало, гроз и сильных ливней, как правило, не бывает, но всё равно очень сыро из-за частой мороси, низких облаков и тумана с промозглым ветром.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ. Кто думаете, что самым сухим местом на земле является Сахара, будет разочарован узнав, что этот статус принадлежит тундре. Несмотря на весь снег и лед, дожди здесь выпадают менее 25 см в год, что и делает тундру самым сухим местом на земле.
Мы с вами выяснили, какие здесь природные условия, составим небольшую схему:
Климат
3. Работа в группах
— А сейчас включаются в работу наши ботаники, зоологи и экологи. Им предстоит выяснить, что растет, кто живет, как живут.
(Ученики рассаживаются по группам.)
— Ботаники, используя атлас «От земли до неба», учебник (с. 85—87), ответьте на вопросы.
1. Какие растения растут в тундре?
2. Как растения приспособились к жизни?
— Зоологи, используя атлас «От земли до неба», учебник (с. 88—90), ответьте на вопросы.
1. Какие животные обитают в тундре?
2. Как они приспособились к жизни?
— Экологи, пользуясь учебником (с. 90—92), ответьте на вопросы.
1. Основные занятия населения тундры.
2. Экологические проблемы тундры.
3. Охрана природы тундры.
(Учащиеся самостоятельно изучают материал и обсуждают в группах. Если возникают вопросы, учитель консультирует.)
V. Первичное закрепление Сообщения учащихся
(Выступления представителей каждой группы.)
Рассказ ботаников
В тундре растут мох ягель, морошка, голубика, брусника, карликовая береза, карликовая ива (показ гербарного материала или слайдов). Все растения низкорослые. Мох ягель — пища северных оленей. Растет на поверхности почвы, похож на маленькие деревца или кустики. Клюква — стелющийся кустарничек, имеет короткие корни, небольшие листочки, красные ягоды. Ягоды и листья остаются на зиму. Карликовая береза имеет невысокий изогнутый ствол, листья небольших размеров, небольшие корни. Растения стараются прижаться к земле, там теплее, а зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов.
Растения
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ. Кусты брусники живут долго, до 300 лет. Ягель за год вырастает на 3-5 мм- это ширина спичка.
Лишайники не имеют корней, поэтому они получают питательные вещества из песчинок в воздухе и с водой. Основной причиной миграции северных оленей является то, что после их выпаса на ягелевом пастбище его восстановление занимает от 10 до 15 лет. Потому что ягель растет крайне медленно.
Растение не имеет выраженного запаха, но северные олени могут находить его под снегом толщиной до 1 метра. Ученые пока не выяснили, как это происходит.
Так как ягель отлично впитывает влагу, на севере его одевают новорожденным вместо подгузников.
А благодаря тому, что он подавляет рост гнилостных бактерий, им обкладывают на севере продукты, чтобы они не портились при комнатной температуре.
Рассказ зоологов
Постоянно живут в тундре белая куропатка, белая сова, лемминги, песцы, кречет, дикий северный олень, волки. Летом прилетают журавли, гуси, лебеди, кулики, много комаров, мошек (показ карточек или слайдов). Белая куропатка — травоядная птица, меняет оперение в зависимости от времени года, зимой покрывается перьями до самых когтей, защищаясь от холода. Белая сова — хищная птица, оперение всегда белое, хорошо защищает от холода, потому что плотное. Питается леммингами, куропатками. Песец — хищник, имеет густой серый мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками. Зимой у него появляется еще подшерсток. Дикий северный олень — низкорослое животное, травоядное — питается мхом ягелем. Из всех-животных тундры это самое крупное, имеет густой мех, зимний подшерсток и, конечно, подкожный слой жира. Копыта раздвоенные, чтобы не проваливаться в снег и выкапывать мох из-под снега.
— Итак, как приспособились к жизни представители животного мира тундры? (У птиц густое оперение и защитная белая окраска, у зверей — густой мех.)
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Лемминг никогда не впадает в спячку. Он роет себе нору и наполняет её съестными припасами. Резцы у грызунов продолжают расти в течение всей жизни
- Как приспособились к жизни представители животного мира?
Животные
Основное занятие коренного населения тундры — оленеводство. Ведется добыча полезных ископаемых — нефти и газа.
Плотность населения в тундре невелика: меньше 1 человека на 1кв.км. Здесь живут ханты, манси, эскимосы, эвенки, саами, ненцы, якуты, чукчи и др. )
Коренные жители занимаются оленеводством, рыболовством (навага, нельма и др.), охотой (песцы, морской зверь, песец, волк, куропатки, гуси, утки и др.). Зимой из замороженной рыбы готовят строганину – состругивают стружкой мясо, добавляя в него приправы, ягоды; в такой еде много витаминов. Крупнейшие города тундры – Мурманск и Норильск. В недрах тундры найдены огромные богатства – нефть, уголь, железная руда, каменная соль, золото и др.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ.
В заполярье широко распространено ездовое собаководство. Собачьи упряжки по всем статьям надёжней “Бурана”. Они не подведут в пургу, когда техника бессильна. Собаки перевозят грузы, пассажиров, почту. Упряжка в 10-12 собак ненецких лаек везёт нарты с грузом 400-500 кг со скоростью 7-10 км в час. За сутки собачья упряжка с грузом проходит 70-80 км, а налегке – 150-200 км. Из собачьих шкур делают очень тёплую одежду и обувь.
Население
Рассказ экологов
Основное занятие коренного населения тундры — оленеводство. Ведется добыча полезных ископаемых — нефти и газа. В тундре возникли экологические проблемы: 1) разрушается поверхность почвы гусеницами тракторов и вездеходов, гибнут растения; 2) местность загрязняется нефтью во время ее добычи; 3) незаконная охота — браконьерство; 4) оленьи пастбища вытаптываются, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют на другие места.
Природные богатства тундры взяты под охрану, созданы заповедники. Под особую охрану взяты редкие животные — белый журавль, тундровый лебедь, краснозобая казарка, кречет.
— Что нужно сделать, чтобы не допустить нарушения экологических связей в тундре? (Запретить браконьерство, взять под охрану оленьи пастбища, не использовать тяжелую технику, бережно относиться к природным богатствам.)
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
На восстановление пастбища нужно 15 лет!
- Что нужно сделать, чтобы не допустить нарушения экологических связей в тундре?
Экология
Молодцы! Было очень приятно работать в экспедиции с умными, заботливыми и наблюдательными исследователями.
А теперь давайте откроем в тетради Красную книгу России и отметим животных тундры, которые туда занесены.
VI Физкультминутка
«Оловянные солдатики и тряпичные куколки».
Я называю утверждение. Если оно относится к тундре, то учащиеся напрягают своё тело, как оловянные солдатики, если не относится, то у расслабляют своё тело, как тряпичные куколки.
Утверждения:
VII. Работа по новой теме
1. Выполнение заданий в рабочей тетради
— Выполним задание 4 на с. 38. Составим схему цепи питания, характерную для тундры. (Лемминг —> песец —> волк.)
(Взаимопроверка.)
А вот какие цепи питания получились у меня
— Сейчас поработаем в парах и выполним задание 5 на с. 38. Рассмотрите знаки. Подумайте, какие экологические проблемы они отражают? (1. Разрушение почвы от вездеходов и тракторов. 2. Сильное загрязнение окружающей местности во время добычи нефти. 3. Ягель исчезает, так как оленей не всегда вовремя перегоняют на другое пастбище. 4. Незаконная охота — браконьерство.)
VII. Подведение итогов урока
— Почему растительный и животный мир тундры богаче, чем в зоне арктических пустынь?
— Какова была цель урока?
— Какие знания мы открыли?
(Высказывания детей. Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» нас. 82.)
— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?
(Учитель обращается к записанным вопросам на доске.)
— Где можно применить новые знания?
VIII. Рефлексия
«Плюс-минус-интересно».
ПЛЮС |
МИНУС |
ИНТЕРЕСНО |
что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. |
что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций |
все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю |
IX.Домашнее задание
1. Прочитать текст на с. 84—93 учебника.
2. Выполнить задания 1, 2, 3, 7, 8 на с. 36-40 в рабочей тетради.
Источники информации: