Примерова Татьяна Анатольевна
Психолог, МБДОУ "Детский сад № 242" г. Новокузнецк
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Примерова Т.А. Особенности восприятия сказки дошкольниками // Совушка. 2023. N1 (31). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/31/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1652890
Восприятие сказки рассматривается исследователями как единый целостный процесс, основанный на связи познавательных и эмоциональных моментов, и представляет собой психический процесс, характеризуемый сложным слиянием логических и эмоционально-образных начал и одного из основных механизмов, обеспечивающих развитие у ребенка эмпатийного процесса. Восприятие художественного произведения очень сложная, развивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, восприятие, мышление, память, эмоции, воля. Сказка как литературное произведение обращается одновременно и к чувству, и к мысли детей, помогая ему освоить богатый духовный опыт человечества. Восприятие сказки рассматривается также как один из способов поиска путей разрешения конфликтов.
Никифорова О.И. выделяет в развитии восприятия сказки следующие стадии:
От двух до пяти лет, когда малыш недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства и после пяти лет, когда искусство, в том числе и искусство слова, становится для ребенка самоценным. Для детей младшего дошкольного возраста характерны такие особенности восприятия сказки: зависимость понимания текста от личного опыта ребенка, установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом. В центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков, эмоциональное отношение к героям ярко окрашено, наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи. В этом возрасте детей необходимо учить слушать сказки. А также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. В среднем дошкольном возрасте дети устанавливают простые причинные связи в сюжете (это связано с изменением в понимании и осмыслении текста, с расширением жизненного и литературного опыта ребенка.), в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать. При восприятии сказки дети воспринимают главным образом действия и поступки героев, начинают учитывать и некоторые их переживания, пока еще наиболее простые, ярко выраженные – страх, слезы, радость. В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героев, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Слушая сказку ребенок старшего дошкольного возраста проявляет особенную внутреннюю активность, способен мысленно сочувствовать героям произведения. Усложняется понимание литературного героя. Осознаются некоторые особенности формы произведения: устойчивые обороты в сказке ритм, рифма. В подготовительной группе у детей формируется способность элементарного анализа произведения, на основе анализа поступков героев высказывать свое эмоциональное отношение к ним, определять жанр. В деятельности восприятия ребенка возникает новое приобретение - способность не только активно содействовать герою, но и сопереживать с ним, сочувствовать ему. Сопереживание помогает ребенку осознавать более сложные мотивы поступков героев, связанные не только с действиями, но и переживаниями, чувствами.
Художественное восприятие развивается и совершенствуется на протяжении всего дошкольного детства. Психологи (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Л.С. Славина и др.) отмечают, что дошкольный возраст – период активного становления художественного восприятия ребенка. В это время совершенствуется переход от первоначального восприятия, когда специфическое эстетическое отношение к действительности еще с слитно жизненным, к ступеням собственно эстетической деятельностью.
Умение воспринимать сказку как художественное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности само собой не приходит, его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста.