Психолого-педагогические основы развития изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста

Пархоменко Татьяна Викторовна

Старший воспитатель, ГБДОУ № 53 комбинированного вида, г. Санкт-Петербург, Кировский район

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Пархоменко Т.В. Психолого-педагогические основы развития изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста // Совушка. 2023. N1 (31). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/31/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1650887


 

В дошкольном детстве большое место занимает изобразительная деятельность, имеющая неоценимое значение для всестороннего развития детей. Являясь для них самой интересной, она позволяет передать то, что дети видят в окружающей жизни, то, что их взволновало, вызвало положительное отношение.

Изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку и аппликацию, является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного трудового, умственного развития детей.

Выделяют следующие периоды развития изобразительной деятельности, охватывающие весь период детства:

  • доизобразительный период (или стадия «каракулей»);
  • изобразительный период:
  • стадия бесформенных изображений;
  • стадия изобразительных схем;
  • стадия правдоподобных изображений;
  • стадия правильных (или реалистических) изображений.

Доизобразительная стадия начинается на втором году жизни ребенка и заканчивается к трем годам или несколько позже. Общим для неё является то, что рисунки детей не передают ничего конкретного, узнаваемого по аналогии с реальностью, содержит лишь линии разной конфигурации, длины и толщены - каракули. Так как речь идет о маленьких детях, то играют большую роль физиологические основы изобразительной деятельности.

Стадия бесформенных изображений редко продолжается больше года: от трех- до четырехлетнего возраста. Вначале она очень близка к предыдущей: на рисунках те же каракули, и среди них с трудом обнаруживаются попытки нарисовать, что-то реальное. Раздельно нарисованные короткими прямыми или округлыми штрихами, совершенно самостоятельными, не примыкающими друг к другу и не связанными в единое целое части чего-либо (человека, животного, машину и т.д.), они не столько изображают, сколько что-то обозначают. Если ребенок замечает разорванность частей изображения (чаще после вопросов взрослых), например, машины, то быстро обводит их общей круговой линией, показав, таким образом, сопряженность частей друг другу, отделив нарисованное от соседствующих рядом каракулей.

У детей младшего дошкольного возраста, есть ряд особенностей в создании рисунка, аппликации. Во-первых, дети все больше начинают интересоваться тем, что получилось, все чаще словами обозначают смысл нарисованных штрихов, линий, форм; во-вторых, происходит формирование художественно-образной основы деятельности, их замысел уже более устойчивый, преднамеренный. В целом детей дошкольного возраста можно разделить на две группы: тех, кто предпочитает рисовать отдельные предметы - «визуалисты» и тех, кто склонен к развертыванию сюжета, повествования - «коммуникаторы», у которых изображение сюжета в рисунке дополняется речью и приобретает игровой характер.

У младшего дошкольника ведущим типом его отношения к окружающему миру остается отношение к предметам, ориентация на предметы и способы их использования. Предметно-орудийная деятельность становится более развитой: расширяется круг интересующих и освоенных предметов, к которым относятся и предметы природы, и предметы духовной и материальной культуры. Логика руки подчиняется логике предмета. Очень важно, что действия становятся все более специфическими и обобщенными. Ребенок переходит от совместного со взрослым действия к самостоятельному и, обособляясь, впервые сознает себя как личность. Возникает противоречие между стремлением ребенка действовать как взрослый и невозможностью реализовать это стремление - кризис трех лет. Это противоречие разрешается в игре, которая постепенно (с 3-х лет) становится ведущей формой реализации потребностей ребенка.

В период с 2 до 3 лет изобразительная деятельность дошкольника ориентирована на предметный мир.

Можно сделать вывод, что к трем годам ребенок: проявляет интерес к изобразительной деятельности, стремится заниматься ею по собственной инициативе, рассказывать взрослым о своих интересах в рисунке; видит образ в своих рисунках и лепке; рассказывает, что рисует и лепит, обыгрывает рисунки; радуется тому, что у него получается; делится своей радостью; знает, где лежит материал; умеет пользоваться изобразительным материалом: держать карандаш и действовать с ним, с кистью и красками (набирать, промывать, осушивать); выполняет изобразительные действия: рисует линии (прямые, замкнутые), штрихи, пятна; охотно и смело лепит; отрывает кусочки, скатывает; начинает выполнять изображение, узнаваемое другими людьми.

Стадия схем обычно протекает от четырех до шести лет. Но может быть и очень длительной: начиная после четырех лет, она полностью или частично продолжается до семи-восьми лет. Внутри этой стадии рисование детей проходит ряд ступеней: от упрощенных схем, где не определенно по форме изображаются лишь некоторые части объектов, до постепенного их наполнения более существенными и узнаваемыми частями и деталями.

Стадия правдоподобных изображений у большинства детей начинается с восьми лет и продолжается до конца детства. Она характеризуется последовательными отходами от схем, обозначающие объекты окружающего мира к собственно изображениям: попыткам передать наблюдение и впечатления в образах, где зрительный фактор преобладает над сенсорным фактором.

Таким образом, изобразительная деятельность понимается как художественно-творческая деятельность, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому предмету.

Являясь одной из самых интересных, изобразительная деятельность позволяет детям передать то, что они видят в окружающей жизни, то, что их взволновало, вызвало положительное отношение (а иногда и отрицательное, и страх, и тогда, прорисовывая эти явления, ребенок как бы изживает вызванный ими страх).

Проблемой формирования изобразительной деятельности в младшем дошкольном возрасте занимались такие педагоги, как В.С. Мухина, Г.Г. Григорьева, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова. Т.Г. Казакова занималась проблемой сотворчества как основы формирования и развития изобразительной деятельности дошкольников. В своих работах Г.Г. Григорьева и Т.С. Комарова особое значение уделяли применению игровых приёмов, которые являются специфическими для обучения детей дошкольного возраста, так как соответствуют их возрастным особенностям. Они полагали, что применительно к руководству изобразительной деятельностью необходимость использования игровых приемов имеет особое основание, заключающееся в своеобразных связях игры и художественного творчества. В.С. Мухина – считала, что детское изобразительное творчество как способ изображения окружающей действительности сложно обусловлено всем ходом психического развития ребенка, его возрастными и индивидуальными особенностями, условиями его жизни, воспитанием, обучением. Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка, темперамент, некоторые половые различия. В.Б. Косминская рассматривает понятия «линейный контур», «двигательный ритм», «цветовой ритм» как основополагающие при обучении дошкольников рисованию. В.Б. Косминская пишет, что «средства выразительности, используемые детьми, довольно многообразны: цвет, форма, композиция. Они помогают передать характерные черты образа, отношение к нему. Степень выразительности зависит в первую очередь от развития образного видения ребенка, запаса впечатлений и от уровня развития изобразительных способностей… Детское творчество характеризуется также использованием композиционных средств, в первую очередь ритма и симметрии. Они не только придают стройность, гармоничность самому образу и всей картине, но и облегчают изображение, что особенно важно для детей, еще не овладевших изобразительными навыками. Поскольку ритм свойствен движениям человека вообще, ребенок быстро начинает его использовать сознательно с целью выполнить работу красиво. Вся композиция рисунка младшего дошкольника создается ритмом, который придает ему выразительность: ритм линий, ритм в расположении цветовых пятен».

На сегодняшний день существует ряд программ дошкольного воспитания, в которых выделены общие цели и задачи развития изобразительной деятельности у дошкольников младшего возраста.

Для реализации задач используются следующие методы и приемы:

применение нетрадиционных техник и материалов: рисование ладошками, пальцами, штампами, аппликация обрывками цветной бумаги и дорисовка, наклеивание ватных шариков, ниток, толченой скорлупы, лепка из разноцветного теста с нанесением рисунка штаммами или последующим раскрашиванием.

Использование приемов сотворчества (Т.Г. Казакова): «Рисунков» для ребенка, «Рисунок совместно с ребенком» (дети выполняют рисунок на подготовленном воспитателем силуэте, дорисовывают элементы) и создания коллективных композиций (индивидуально выполненную работу – рыбку, яблоко, цветок – дети располагают на общий фон, объединяя в сюжет или общую тему, например, «Чудо-дерево с чудо-яблоками», «В магазине цветов», «Морские истории»).

Использование пальчиковой гимнастики как способа развития формообразующих движений: о значении для развития изодеятельности формообразующих движений говорит Е.А. Флерина. Е.А. Флерина выдвигает уже в ранних работах задачу развития движений руки ребенка. Она отмечает, что форма изображений на ранних ступенях детского рисования (имеются в виду дети 3–4 лет) обусловлена движением руки и усилением зрительного внимания к полученным результатам.

Е. А. Флерина указывает два пути развития руки:

1) включение нужных движений в игры;

2) использование перед рисованием один раз в неделю системы игровых упражнений типа: «намотаем клубочек ниток», «ровненькие дорожки», «дождь кап-кап» и т. д.

В изодеятельности дети осваивают такие средства выразительности, как цвет, линия, композиция, цветовой и двигательный ритмы.

Характерным изобразительно-выразительным средством живописи считают цвет, благодаря которому художник имеет возможность передавать все многообразие окружающего мира (богатство цветовых оттенков, эмоциональное воздействие цвета на зрителя). В то же время в картине имеет значение композиция, ритм цветовых пятен, рисунок. Художник может пользоваться всеми этими средствами, усиливая или ослабляя их воздействие на зрителя.

Цвет в рисунке - наиболее яркое средство, привлекающее внимание детей, эмоционально воздействующее на их чувства (Е.А. Флёрина, Н.П. Сакулина, В.С. Мухина). Тяготение детей к ярким чистым цветам придает их рисункам выразительность, праздничность, яркость, свежесть. «Поэтому при формировании художественно-образного начала главное внимание, уже начиная с раннего возраста, направлено на цвет как выразительное средство, с помощью которого можно передать настроение, свое отношение к изображаемому».

Другое выразительное средство - характер линии, контура, передача движения в рисунке дошкольника - является наиболее специфическим. Характер линий у взрослого художника определяется уровнем его мастерства, способностью обобщения. Рисунок бывает чаще всего лаконичным, имеет вид наброска. Рисунки могут быть штриховые, цветные.

Сейчас существует большое количество мультимедиа ресурсов, доступных родителям и педагогам, множество тетрадей для совместного творчества родителей и детей.

Например, детский портал «Солнышко» и виртуальный журнал «Солнышко» предлагают родителям и детям интересные материалы для совместного и индивидуального рисования, особенно интересны рубрики «Карандашик. Школа рисования», «Раскраски». Сайт «Детский сад. ру» помимо занимательных материалов для родителей и педагогов по рисованию и другим видам детского творчества предлагает стать, книги по тем или иным проблемам воспитания и обучения дошкольников.

Среди тетрадей и пособий для совместного творчества детей со взрослыми обратим внимание на пособия А.В. Белошистой, О.Г. Жуковой, И.И. Дьяченко; пособия И.А. Лыковой.