Играми славится Россия: сценарий квест-игры для воспитанников старшей группы

Богомазова Елена Владимировна
Костромина Вера Ивановна

Воспитатель, МДОБУ "ДСКВ №6" г. Всеволожска, г. Всеволожск
Воспитатель, МДОБУ "ДСКВ №6" г. Всеволожска, г. Всеволожск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Богомазова Е.В., Костромина В.И. Играми славится Россия: сценарий квест-игры для воспитанников старшей группы // Совушка. 2023. N1 (31). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/31/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1646373


 

Цель: формирование у детей целостного отношения к национальной культуре, к традиционным играм народов России.

Задачи:

  • расширять представления детей о разнообразии народных подвижных игр людей разных национальностей;
  • развивать активный словарь, память, внимание, фантазию, воображение детей;
  • развивать двигательную активность, физические качества, развивать пространственно – слуховую ориентацию, умение действовать по сигналу;
  • формировать взаимопомощь, дружеские отношения в коллективе сверстников;
  • воспитывать организованность, умение соблюдать правила в ходе игры;
  • воспитывать патриотические чувства, уважение к людям других национальностей, к их традициям;
  • побуждать детей активно использовать в самостоятельной деятельности подвижные игры народов России;
  • развивать продуктивное взаимодействие между родителями, воспитателями и детьми.

Предварительная работа:

  • чтение сказок народов России;
  • внесение кукол в национальных костюмах в центр патриотического воспитания;
  • рассматривание набора картинок «Национальная одежда народов России»;
  • развивающие игры «Здравствуй, Россия», «Мы разные, но мы вместе»;
  • разучивание подвижных игр народов России на занятиях по физической культуре, музыке, на прогулке;
  • рисование «Народные мотивы в одежде»;
  • просмотр презентации «Во что здесь играли».

Оборудование и атрибуты: карта, три бумажных самолётика, три карточки –схемы, ориентиры с флажками (2 шт.), записка, платок, по две палочки на каждого играющего ребенка, три шапочки для пастухов, три маленьких мяча, сюрприз (игра-бродилка «Путешествие по России»).

Место проведения: группа, участок группы.

 

Ход

(Начало квест-игры – в группе).

Воспитатель обращает внимание детей на интерактивную доску.

1 слайд: карта России, в углу слайда – летящий самолет с письмом.

Воспитатель: Ребята, вы узнали, какая страна на карте? (Россия).

Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься?

Ответы детей: (Беседовать о стране, путешествовать, читать письмо, и др.)

2 слайд: письмо и мальчик Петя.

Воспитатель зачитывает письмо:

«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Петя. Живу я в городе Санкт-Петербург. Я хочу поделиться с вами своей радостью. В этом году исполнилась моя мечта – я с папой и мамой путешествовал на самолёте. Мы пролетели почти всю Россию, останавливались в разных местах: и на севере, и в степях, и на юге… Ребята, какая наша страна необъятная, красивая! И как много разных народов живёт в нашей стране! У каждого народа есть свои традиции, своя национальная одежда, свои песни, танцы. А больше всего мне понравились народные игры. Я думаю, что вы тоже любите играть в подвижные игры? Чтобы не забыть эти игры, я сделал к ним карточки-подсказки. На участке вы увидите большую карту, по которой будете искать 3 самолётика. Я их запустил, когда пролетал над вашим детским садом. В них вы найдете мои подсказки о народных играх. Если вы узнаете эти игры и дружно поиграете в них, вас ждёт приз от меня.

Желаю вам весело провести время. До свидания. Петя».

Воспитатель: Ребята, вы хотите поиграть в подвижные игры народов России?

А что нам нужно тогда сделать? Вы помните, что написал в письме Петя?

Ответы детей: (Найти карту и самолётики с подсказками, узнать игры, дружно поиграть).

Воспитатель: Тогда давайте скорее оденемся и отправимся на участок.

(Пока дети одеваются, родители прикрепляют карту к доске на участке, самолётики раскладывают в условленные места (на ветке дерева, на веранде, на лесенке).

Дети со взрослыми выходят на участок, находят карту. Все вместе рассматривают карту и определяют ход действий:

 

1 задание. Стать спиной к карте, сделать 5 шагов вперёд, повернуть налево, пройти ещё 8 шагов, повернуть направо, идти прямо – найти 1-й самолётик (задание выполняет один ребёнок, он находит самолётик на веранде).

В самолетике карточка- подсказка (картинка: иголка, нитка).

Воспитатель: Как вы думаете, какая игра здесь зашифрована?

Дети: «Иголка и нитка».

Воспитатель: Вам знакома эта игра? (ответ детей).

- Да, в эту игру играют в Башкирии, это башкирская игра.

- Какие правила в ней нужно соблюдать, вы помните? (Ответы детей).

Проводится башкирская игра «Иголка и нитка»

Играющие становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают иголку, нитку и узелок. Все они друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок оторвались (отстали или неправильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга.

Правила игры. Иголка, нитка, узелок держатся за руки. Их надо не задерживая впускать и выпускать из круга и сразу же закрывать круг.

Играющие становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают иголку, нитку и узелок. Все они друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок оторвались (отстали или неправильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга.

Правила игры. Иголка, нитка, узелок держатся за руки. Их надо не задерживая впускать и выпускать из круга и сразу же закрывать круг.

Ход игры: дети делятся на две команды, выстраиваются в колонны друг за другом на одной стороне площадки. Перед каждой командой на расстоянии 5 метров ставится ориентир (флажок). По сигналу первые игроки («иголки») обегают ориентиры, возвращаются к команде. К ним зацепляется следующий игрок («нитка»), они обегают ориентир вдвоем. Таким образом, все игроки команды («нитки»), по очереди цепляясь друг за дружкой обегают ориентиры. Побеждает та команда («иголка с ниткой»), все игроки которой зацепились и обежали ориентиры первыми.

Правила: играющим во время бега не разрешается расцеплять руки. Если это случилось, то нарушившая правило команда начинает игру заново.

Все возвращаются к карте.

2 задание: Стать спиной к карте, сделать 3 шага вперёд, повернуть налево, сделать 5 шагов, обогнуть песочницу справа, повернуть направо - найти 2-й самолётик (задание выполняет один ребёнок, он находит самолётик в поезде).

В самолетике карточка- подсказка (медведь, палочки, платочек).

Воспитатель: А эту игру вы узнали? (Ответы детей).

- Да, это народная осетинская игра, в неё играют дети в Осетии.

Проводится осетинская игра «Слепой медведь»

Ход игры: считалкой выбирают водящего - «слепого медведя». Этому ребенку завязывают глаза платком. Остальные дети берут по две палочки, приближаются к медведю и начинают трещать деревянными палочками. «Слепой медведь» идет на звук и пытается поймать или «осалить» любого игрока. Спасаясь от медведя, игроки убегают врассыпную. Но при этом они не должны покидать пределов игрового поля (площадка ограничена). Пойманный игрок сам становится «слепым медведем».

Правила:

  1. Если игрок покинет пределы игровой площадки, то он считается проигравшим.
  2. Игрок, приблизившийся к медведю, должен обязательно трещать палочками.
  3. Нельзя шуметь, кричать, иначе не будет слышно водящему.

Оборудование и атрибуты: шапочка для «медведя», по две палочки на каждого играющего ребенка, платок.

Считалка:

За высокими горами ходит Мишка с пирогами.

- Миша, Мишенька, дружок, сколько стоит пирожок?

- Пирожок-то стоит три,

А водить – то будешь ты!

 

Все снова возвращаются к карте.

3 задание. Стать спиной к карте, пройти вперёд 3 шага, повернуть направо, дойти до дерева, провернуть направо, сделать 4 шага вперёд – найти самолётик (ребёнок находит самолётик на соседнем участке).

В самолетике карточка- подсказка (олень, мячик).

Воспитатель:

- Как вы думаете, в какую игру мы теперь поиграем? (Ответ детей).

- Да, это якутская игра «Отбивка оленей».

- Посмотрите, ребята, в этом самолётике не только карточка-подсказка, но и записка от Пети. На записке написано «Прочитать после игры».

 

Проводится якутская игра «Отбивка оленей»

Ход игры: группа играющих внутри очерченного круга – это олени. Считалкой выбираются три пастуха, они за кругом. По сигналу «Раз, два, три -  отбивку начни!» пастухи по очереди бросают мяч в оленей.

Олень, в которого попал мяч, считается пойманным, отбитым от стада. Каждый пастух отбивает 5-6 раз. После чего он подсчитывает отбитых оленей.

Побеждает тот, кто отобьёт оленей больше.

Правила игры: Бросать мяч можно только в ноги и по сигналу. Стрелять надо с места в подвижную цель.

 

Все возвращаются к карте.

Воспитатель читает записку: «Ребята, я думаю, что вы хорошо повеселились и вспомнили игры разных народов России. Я приготовил для вас сюрприз. Чтобы его найти, все постройтесь в колонну у карты, пройдите вперёд до «змейки», осторожно идите по ней, начиная с хвоста, спуститесь, пройдите друг за другом под лесенкой, зайдите в рощу и там ищите мой сюрприз. Пусть мой подарок вам напоминает о сегодняшнем дне. Петя».

Дети выполняют задание и находят коробку с подарком на дереве (игра-бродилка «Путешествие по России».

 

Рефлексия:

- Ребята, вы запомнили названия игр, в которые мы сегодня играли?

- А каких народов эти игры, вы помните?

- Кого вы можете сами научить играть в эти народные игры? (Дети свободно высказываются).

- Если вам понравилось наше маленькое путешествие по играм, поднимите руки вверх и громко похлопайте.

- Давайте все вместе сфотографируемся и отправим нашу фотографию Пете.