"Интернет-ресурсы" в профориентационных мероприятиях для подростков с ОВЗ

Круглова Ольга Валерьевна

Педагог-психолог, ГБОУ школа-интернат для обучающихся с ОВЗ, г. Отрадный

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Круглова О.В. "Интернет-ресурсы" в профориентационных мероприятиях для подростков с ОВЗ // Совушка. 2023. N1 (31). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/31/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1646022


 

Трудно представить современного подростка, не владеющего хотя бы простейшими навыками использования интернет-ресурсов. Сегодняшняя молодежь и думает, и действует и общается с внешним миром и друг с другом – совершенного по-новому. Именно поэтому в современной школе актуально стоит вопрос об использовании в работе с обучающимися электронных образовательных технологий.

Выбор профессии — это одно из важнейших решений в жизни человека, поскольку и ребенок, и родители хотят, чтобы «работа была в радость», а также приносила доход и что не менее важно соответствовала интересам и возможностям ребенка. Одно из самых серьезных препятствий к выбору профессии- это недостаток информации о различных специальностях и тех учебных заведениях, где можно получить образование. Также для обучающихся с ОВЗ важно не только выбрать будущую профессию, но и получить необходимый объем знаний и навыков для дальнейшей социализации и адаптации в обществе.

Исходя из практики можно сделать вывод что далеко не все обучающиеся выпускных могут сделать самостоятельный выбор, т.к. обучающиеся с ОВЗ недостаточно мотивированы на выбор профессии. Невозможно оспорить тот факт, что цифровые ресурсы имеют большое значение в профориентационной деятельности, т.к. задача педагогов, работающих по профориентации повысить мотивацию обучающихся к самостоятельному профессиональному самоопределению. Активно развивающаяся компьютерная, электронная техника и Интернет являются реальным ресурсом для обновления форм и принципов профориентационной работы.

Важнейшим аспектом в работе по профориентации является владение информацией о предпочтениях у обучающихся выпускных классов. С этой целью психолог проводит профессиональною диагностику и анкетирование обучающихся.   Чтобы облегчить получение результатов диагностики и заинтересовать будущих выпускников можно использовать онлайн опросники, которые позволят автоматизировать проведение расчетов и расскажут обучающимся о личных профессиональных предпочтениях.

Также   важное значение имеют сайты, на которых обучающиеся могут получить информацию об учебных заведения, особенностях поступления и режиме обучения. В сети Интернет можно изучить отзывы об образовательных организациях, изучить рейтинги образовательных учреждений, а также получить информацию о востребованности их выпускников на рынке труда.

Кроме этого, Интернет сегодня становится не только информационным ресурсом, а еще и образовательным. В последние годы стало возможно овладеть какими-либо умениями или навыками дистанционно. Для этого достаточно просмотреть один или несколько, или курс видеоуроков или аудио лекций.

С обучающимися сеть Интернет позволяет совершать виртуальные экскурсии на производство, пройти собеседование онлайн. Благодаря таким экскурсиям обучение выходит на качественно новый уровень, за счёт совмещения познавательного процесса с полным погружением. Результат виртуальной экскурсии — это полное ощущение реальности происходящего, наглядность изучаемого материала, возможность контроля знаний в виде тестов.

Для того чтобы повысить вовлеченность обучающихся в процесс профориентации можно использовать современный тренд — геймификацию. Геймификация, в широком понимании этого слова — это перенос отдельных элементов и характеристик игры в неигровую сферу.

В формате геймификации может происходить знакомство кандидата с рабочими условиями компании, обучение необходимым профессиональным навыкам, развитие умение работы в команде. В профориентационной работе могут быть применены различные элементы геймификации: платформы с игровыми заданиями и элементами психологических тестов; игровые приложения, имитирующие работу в компании на определенной должности; групповые и индивидуальные соревнования и чемпионаты с заданиями в формате квестов или кейсов; рейтинговые системы оценки успешности участников. Геймификация в профориентационной работе должна отвечать двум ключевым характеристикам: быть увлекательной и быть научно обоснованной. В случае соблюдения этих критерием, ученик вне зависимости от его итога получает положительный эмоциональный заряд. Игры, как правило, ассоциируются у людей с весельем, эмоциональным подъёмом и раскрепощением.

В профориентационной работе со школьниками использование элементов геймификации позволит добиться двух ключевых целей: повысить увлекательность, и, как следствие, вовлеченность участников в процесс, а также обеспечить достаточную мотивацию на обучение и развитие профессиональных навыков, сохранив при этом низкий уровень стрессовой нагрузки.

 

Интернет-ресурсы, которые позволят сделать процесс профориентации интереснее и результативнее:

https://proforientator.ru/ - онлайн тестирование;

http://profvibor.ru/catalog/video/ - электронный музей профессий;

https://samara.ucheba.ru/prof - выбор профессии;

https://allbest.ru/ - поисковая система;

https://prof.asurso.ru/index.php - виртуальные экскурсиям по образовательным организациям Самарской области;

https://xn--e1aafur0g.xn--80asehdb/ - составление резюме онлайн.

 

Литература:

  1. Амиров А.Ж. Возможности применения информационных технологий в профориентационной работе с молодежью.
  2. Байрамов В.Д., Ореховская Н.А. Профессиональная ориентация инвалидов и лиц с ОВЗ в системе многоуровневого образования: организационные и методические аспекты.
  3. Интернет-источник https://cyberleninka.ru/
  4. Карпенков С.Х. Современные средства информационных технологий.
  5. Романова Е.С. Профориентационная работа в школе.