Кутлуева Светлана Александровна
Воспитатель, МАДОУ Детский сад №36 "Васильки", г. Октябрьский, Республика Башкортостан
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Кутлуева С.А. Мастер- класс "Башкирское народное декоративно-прикладное искусство" // Совушка. 2023. N1 (31). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/31/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1643608
Цель. Создание условий для творческого саморазвития педагогов средствами башкирского народного декоративно-прикладного искусства.
Задачи.
Материалы и оборудование: презентация на экране, мольберт и мел, магниты, карточки с изображением элементов башкирского узора, столы с: кисточками, красками, баночками с водой, подставками, салфетками, бумажные силуэты посуды.
План проведения.
Организационная часть. Приветствие. Объявление темы мастер – класса.
Основная часть (презентация):
Практическая часть (творческая работа): роспись изделий.
Подведение итогов. Рефлексия.
Организационная часть. Приветствие. Объявление темы мастер – класса.
Здравствуйте!
«Башкирия, родимый край.
Здесь слышно, как поёт курай.
Леса и степи и поля
Богата недрами земля.
Гордимся родиной своей —
Она для нас всего родней!»
Бедыс Ульяна
Программа ДОО включает в себя региональный компонент.
Подскажите, какой процент составляет региональный компонент? (40%)
Целых 40%!
Для того, чтобы использовать региональный компонент в работе, необходимо знать историю родного края, обычаи, традиции, культуру.
Мы живем в Башкортостане. И прежде, чем учить детей, мы должны сами изучить эту тему.
Сегодня, я предлагаю вам вспомнить и закрепить знания о башкирском народном декоративно- прикладном искусстве. Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством является одним из показателей нравственного и эстетического богатства традиционной культуры- это уникальное средство для воспитания духовно-нравственного человека.
Основная часть.
Истоки башкирского декоративно-прикладного искусства теряются в глубине веков. Потребности кочевников в предметах вооружения и снаряжения, а земледельцев – в орудиях труда способствовали широкому развитию ремесел. Это, в свою очередь, открыло широкий путь к появлению декоративно-прикладного искусства, которое воплотилось в изделиях ткачества, вышивки, художественно-декоративной обработки дерева и металла, в оформлении национального костюма и украшений жилища. Через всё это башкиры выражали своё отношение к природе и к жизни общества.
В древности все украшения декоративно-прикладного искусства играли роль талисманов и оберегов, предохраняли человека от сглаза, от воздействия злых сил и духов. С течением времени представления человека о мире менялись, менялось и назначение украшений. Они постепенно утратили свою первоначальную магическую функцию и стали просто предметами украшения.
Одним из самых популярных видов декоративно-прикладного искусства башкир является народный орнамент.
- Что такое орнамент?
В переводе с латинского «орнамент» означает «украшение, узор».
«В башкирском узоре – цвет меда, пшеницы,
Бескрайних лугов и степей красота,
Цвет синего неба, земли плодородной,
Цвет красных цветов, родников чистота.
Мы слышим протяжную песню курая
В сплетении цвета природы холста.
В башкирском узоре – сэсэна сказанье
И щедрость народа, его доброта».
Р. Б. Даутова
Башкиры издавна украшали ярким и красочным орнаментом одежду, обувь, жилище. Невесты вышивали орнаментами наволочки для подушек, скатерти и другие предметы, используемые в быту. Если в семье жениха были пожилые члены семьи для них на тёмно-синем или тёмно-зеленом полотне вышивался коврик для намаза. При этом рисунки орнаментов создавались, хранились и передавались из поколения в поколение в семье.
Давайте рассмотрим башкирский орнамент. В нём существует следующие ярко выраженные группы мотивов: сочетание геометрических фигур (треугольники, крестики, полоски, линии, точки, круги), зооморфных (рога баранов, голова льва, силуэты птиц, лошадей) и растительных фигур и элементов (ветви, листья, цветы, различные плоды).
Башкирский орнамент симметричен, узоры располагаются: бордюром, отдельными розетками, сплошной сеткой или используются все эти приемы одновременно. Например, юрту украшали геометрическим и растительным орнаментом, преимущественно, в нижней части, ближе к земле; келямы (ковры) разделены на поле и канву; в костюме башкиры олицетворяли три мира, верхний (где живет Бог), средний (где живем мы), и нижний (потусторонний). Олицетворением верхнего мира был головной убор – кашмау, который внешне похож на птичью голову. На уровне среднего мира могли изобразить растительность, животных. А вот нижний мир в костюме был показан на сапогах. Обычно на месте пятки изображали арку, в которую входил человек после смерти; канва полотенца украшается тремя рядами, центральное поле ярко и красочно орнаментировано более крупными элементами, а верхние и нижние полосы более мелкими и зеркально повторяют друг друга.
В цветовом отношении башкирский орнамент полихромный (многоцветный), яркий, колористический образ (цветовое решение) строится на контрастах сильных и чистых цветов. Чаще используются:
Основной цвет орнамента- это фон. Например, в паласе он обычно бывает черным, красным или желтым.
Орнамент составляет обязательный компонент художественного оформления вещей. Украшая изделия, башкирский народ рассказывал элементами орнамента о своей жизни, природе, семье, быте, традициях, о красоте своей души.
Композиционная зона определяется размерами, назначением, формой изделия.
Элементы располагаются в 2-4 ряда, канва составлена из ритмически повторяющихся элементов.
Центральное поле украшено более крупными элементами, а верхние зоны - более мелкими, рисунок на них зеркально отражается.
Некоторые символы и элементы орнамента имеют свое смысловое значение (показ карточек):
Импровизация этих символов привела к образованию различных узоров орнамента и многие другие варианты.
Я хочу поделиться с вами некоторыми навыками изображения элементов.
Показ рисования элементов узора на мольберте.
Чтобы нарисовать бордюр, состоящий из бегущей волны, надо провести линию, разделить ее на одинаковые отрезки. Начинаем рисовать от 1 отрезка: прямая линия назад, закругляем на верх.
В следующей полосе нарисую травку. Провести линию, разделить на отрезки. На 1 отрезке рисую линию вверх и закругляю налево. Здесь же рисую линию вверх и вправо.
Дети чаще всего рисуют треугольники и ромбы. Редко получается симметричная работа. Для этого провожу прямую линию, рисую вертикальный крестик, рядом еще такой же и так до конца полосы. Получаются сверху одинаковые, симметричные треугольники, внизу- в зеркальном отражении такие же. В середине- одинаковые ромбы.
В центре фигуры рисуем один большой элемент.
Например, ромб. Рисую крестик, под ним еще один. Получился ромб в середине. Это поле- земля. Ее можно огородить заборчиком. Из линий вверху и внизу рисую рога баранов- параллельно стороне ромба, короткую линию.
Очень трудный элемент- восьмиконечная звезда. Для детей упрощаю рисование: делаю набросок квадрата и провожу диагонали, делю все стороны на 3 равных отрезка. Провожу через 1 отрезок прямую линию, параллельную диагонали. Так же рисую остальные. Осталось только соединить маленькими треугольниками. Цветок готов. Некоторые религии запрещают изображение человека. Поэтому рисуют в середине цветка крест- это человек.
Вихревая розетка. Набросок- крест. Из середины веду дугу к вершине и закругляю.
Сердечко. Ставлю в центре точку. Рисуем из точки дугу влево и закругляем, вправо и закругляем. Рисунок должен быть симметричный. Поэтому также рисуем вниз и сбоку.
Лесенка- знак спокойного поведения. Набираю крупной кисть краску и провожу линию, сверху линию покороче и совсем маленькую. Если этот элемент используем в бордюре, то такой вариант хорош. Но если в центре, то дорисовываем нижнюю часть в зеркальном отражении.
Я предлагаю Вам сегодня нанести башкирский орнамент на посуду. Подумайте, с каким узором она будет, что он будет «говорить», какой фон возьмете.
Можно пользоваться подсказками (карточками с элементами орнаментов). Вспомним правила при работе с карандашом- им рисуем только набросок, не нажимая.
Педагоги выполняют практическую работу.
Звучит башкирская мелодия.
Подведение итогов.
Выставка работ. Анализ выполненных работ.
Что дал вам мастер- класс?
«Откуда родом ты? - меня спросили,
И я ответил гордо: из России,
А если говорить точней- с Урала я,
Там Родина- Башкирия моя.
У наших гор вершины до небес,
И соловьиных песен полон лес,
Богаты недра нефтью, серебром,
Поляны- ягодами, а сердца- добром.»
(Ф. Рахимгулова)
Любите Родину- изучайте ее историю.
Раздача рекомендаций.
Список литературы:
Словари и энциклопедии на академике:
«Откуда родом ты? - меня спросили,
И я ответил гордо: из России,
А если говорить точней- с Урала я,
Там Родина- Башкирия моя.
У наших гор вершины до небес,
И соловьиных песен полон лес,
Богаты недра нефтью, серебром,
Поляны- ягодами, а сердца- добром.»
(Ф. Рахимгулова)