Мастер- класс "Башкирское народное декоративно-прикладное искусство"

Кутлуева Светлана Александровна

Воспитатель, МАДОУ Детский сад №36 "Васильки", г. Октябрьский, Республика Башкортостан

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Кутлуева С.А. Мастер- класс "Башкирское народное декоративно-прикладное искусство" // Совушка. 2023. N1 (31). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/31/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1643608


 

Цель. Создание условий для творческого саморазвития педагогов средствами башкирского народного декоративно-прикладного искусства.

Задачи.

  • Углубить знания педагогов о народном декоративно- прикладном искусстве башкир.
  • Развивать умение педагогов различать элементы башкирского орнамента, учить понимать их значение.
  • Познакомить с контрастной цветовой гаммой башкирского орнамента.
  • Совершенствовать навыки изображения элементов башкирского орнамента и расположение их в композиции.
  • Повысить общекультурный уровень знаний педагогов.
  • Воспитывать интерес к творчеству башкирского народа, чувство гордости и любви к Родине.
  • Побуждать желание изучать более подробно различные виды народного декоративно- прикладного искусства.

Материалы и оборудование: презентация на экране, мольберт и мел, магниты, карточки с изображением элементов башкирского узора, столы с: кисточками, красками, баночками с водой, подставками, салфетками, бумажные силуэты посуды.

План проведения.

Организационная часть. Приветствие. Объявление темы мастер – класса.

Основная часть (презентация):

  • история башкирского декоративно-прикладного искусства;
  • башкирский орнамент: группы, расположение, цвет, фон, смысловое значение элементов;
  • показ рисования элементов узора на мольберте.

Практическая часть (творческая работа): роспись изделий.

Подведение итогов. Рефлексия.

Организационная часть. Приветствие. Объявление темы мастер – класса.

Здравствуйте!

«Башкирия, родимый край.

Здесь слышно, как поёт курай.

Леса и степи и поля

Богата недрами земля.

Гордимся родиной своей —

Она для нас всего родней!»

Бедыс Ульяна

 

Программа ДОО включает в себя региональный компонент.

Подскажите, какой процент составляет региональный компонент? (40%)

Целых 40%!

Для того, чтобы использовать региональный компонент в работе, необходимо знать историю родного края, обычаи, традиции, культуру.

Мы живем в Башкортостане. И прежде, чем учить детей, мы должны сами изучить эту тему.

Сегодня, я предлагаю вам вспомнить и закрепить знания о башкирском народном декоративно- прикладном искусстве. Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством является одним из показателей нравственного и эстетического богатства традиционной культуры- это уникальное средство для воспитания духовно-нравственного человека.

Основная часть.

Истоки башкирского декоративно-прикладного искусства теряются в глубине веков. Потребности кочевников в предметах вооружения и снаряжения, а земледельцев – в орудиях труда способствовали широкому развитию ремесел. Это, в свою очередь, открыло широкий путь к появлению декоративно-прикладного искусства, которое воплотилось в изделиях ткачества, вышивки, художественно-декоративной обработки дерева и металла, в оформлении национального костюма и украшений жилища. Через всё это башкиры выражали своё отношение к природе и к жизни общества.

В древности все украшения декоративно-прикладного искусства играли роль талисманов и оберегов, предохраняли человека от сглаза, от воздействия злых сил и духов. С течением времени представления человека о мире менялись, менялось и назначение украшений. Они постепенно утратили свою первоначальную магическую функцию и стали просто предметами украшения.

Одним из самых популярных видов декоративно-прикладного искусства башкир является народный орнамент.

- Что такое орнамент?

В переводе с латинского «орнамент» означает «украшение, узор».

«В башкирском узоре – цвет меда, пшеницы,

Бескрайних лугов и степей красота,

Цвет синего неба, земли плодородной,

Цвет красных цветов, родников чистота.

Мы слышим протяжную песню курая

В сплетении цвета природы холста.

В башкирском узоре – сэсэна сказанье

И щедрость народа, его доброта».

Р. Б. Даутова

Башкиры издавна украшали ярким и красочным орнаментом одежду, обувь, жилище. Невесты вышивали орнаментами наволочки для подушек, скатерти и другие предметы, используемые в быту. Если в семье жениха были пожилые члены семьи для них на тёмно-синем или тёмно-зеленом полотне вышивался коврик для намаза. При этом рисунки орнаментов создавались, хранились и передавались из поколения в поколение в семье.

Давайте рассмотрим башкирский орнамент. В нём существует следующие ярко выраженные группы мотивов: сочетание геометрических фигур (треугольники, крестики, полоски, линии, точки, круги), зооморфных (рога баранов, голова льва, силуэты птиц, лошадей) и растительных фигур и элементов (ветви, листья, цветы, различные плоды).

Башкирский орнамент симметричен, узоры располагаются: бордюром, отдельными розетками, сплошной сеткой или используются все эти приемы одновременно. Например, юрту украшали геометрическим и растительным орнаментом, преимущественно, в нижней части, ближе к земле; келямы (ковры) разделены на поле и канву; в костюме башкиры олицетворяли три мира, верхний (где живет Бог), средний (где живем мы), и нижний (потусторонний). Олицетворением верхнего мира был головной убор – кашмау, который внешне похож на птичью голову. На уровне среднего мира могли изобразить растительность, животных. А вот нижний мир в костюме был показан на сапогах. Обычно на месте пятки изображали арку, в которую входил человек после смерти; канва полотенца украшается тремя рядами, центральное поле ярко и красочно орнаментировано более крупными элементами, а верхние и нижние полосы более мелкими и зеркально повторяют друг друга.

В цветовом отношении башкирский орнамент полихромный (многоцветный), яркий, колористический образ (цветовое решение) строится на контрастах сильных и чистых цветов. Чаще используются:

  • красный – цвет зари, тепла и огня;
  • жёлтый – цвет солнца, изобилия и богатства;
  • чёрный – цвет земли и плодородия;
  • зелёный – цвет травы, вечной зелени;
  • белый – цвет воздуха, чистоты, мира;
  • синий – цвет неба, воды, свободы;
  • коричневый – цвет старости, увядания.

Основной цвет орнамента- это фон. Например, в паласе он обычно бывает черным, красным или желтым.

Орнамент составляет обязательный компонент художественного оформления вещей. Украшая изделия, башкирский народ рассказывал элементами орнамента о своей жизни, природе, семье, быте, традициях, о красоте своей души.

Композиционная зона определяется размерами, назначением, формой изделия.

Элементы располагаются в 2-4 ряда, канва составлена из ритмически повторяющихся элементов.

Центральное поле украшено более крупными элементами, а верхние зоны - более мелкими, рисунок на них зеркально отражается.

Некоторые символы и элементы орнамента имеют свое смысловое значение (показ карточек):

  • кускар – символ завитых бараньих рогов, завитков трав;
  • ромб- поле, пашня, земля;
  • круг в виде окружности с лучами- солнце и еще один элемент- вихревая розетка (солярный знак)- тоже обозначает солнце; последние десятилетия мало использовался, несправедливо очернен тем, что являлся свастикой. Это очень хороший знак, олицетворяющий свет и тепло. Также эти символы олицетворяли всю Вселенную, галактику. Они обозначали и вечные процессы, животворящие, природные. И не напрасно, солярные символы часто использовались в качестве оберегов.
  • сердечко- в жизни мы связываем его с любовью, в башкирском оррнаменте- обозначает гостеприимство;
  • бегущая волна, S образный элемент- символ течения времени, жизни;
  • восьмиконечная звезда- добро, мир, свет;
  • лесенка- символ спокойного, пассивного поведения.

Импровизация этих символов привела к образованию различных узоров орнамента и многие другие варианты.

Я хочу поделиться с вами некоторыми навыками изображения элементов.

Показ рисования элементов узора на мольберте.

Чтобы нарисовать бордюр, состоящий из бегущей волны, надо провести линию, разделить ее на одинаковые отрезки. Начинаем рисовать от 1 отрезка: прямая линия назад, закругляем на верх.

В следующей полосе нарисую травку. Провести линию, разделить на отрезки. На 1 отрезке рисую линию вверх и закругляю налево. Здесь же рисую линию вверх и вправо.

Дети чаще всего рисуют треугольники и ромбы. Редко получается симметричная работа. Для этого провожу прямую линию, рисую вертикальный крестик, рядом еще такой же и так до конца полосы. Получаются сверху одинаковые, симметричные треугольники, внизу- в зеркальном отражении такие же. В середине- одинаковые ромбы.

В центре фигуры рисуем один большой элемент.

Например, ромб. Рисую крестик, под ним еще один. Получился ромб в середине. Это поле- земля. Ее можно огородить заборчиком. Из линий вверху и внизу рисую рога баранов- параллельно стороне ромба, короткую линию.

Очень трудный элемент- восьмиконечная звезда. Для детей упрощаю рисование: делаю набросок квадрата и провожу диагонали, делю все стороны на 3 равных отрезка. Провожу через 1 отрезок прямую линию, параллельную диагонали. Так же рисую остальные. Осталось только соединить маленькими треугольниками. Цветок готов. Некоторые религии запрещают изображение человека. Поэтому рисуют в середине цветка крест- это человек.

Вихревая розетка. Набросок- крест. Из середины веду дугу к вершине и закругляю.

Сердечко. Ставлю в центре точку. Рисуем из точки дугу влево и закругляем, вправо и закругляем. Рисунок должен быть симметричный. Поэтому также рисуем вниз и сбоку.

Лесенка- знак спокойного поведения. Набираю крупной кисть краску и провожу линию, сверху линию покороче и совсем маленькую. Если этот элемент используем в бордюре, то такой вариант хорош. Но если в центре, то дорисовываем нижнюю часть в зеркальном отражении.

Я предлагаю Вам сегодня нанести башкирский орнамент на посуду. Подумайте, с каким узором она будет, что он будет «говорить», какой фон возьмете.

Можно пользоваться подсказками (карточками с элементами орнаментов). Вспомним правила при работе с карандашом- им рисуем только набросок, не нажимая.

Педагоги выполняют практическую работу.

Звучит башкирская мелодия.

Подведение итогов.

Выставка работ. Анализ выполненных работ.

Что дал вам мастер- класс?

«Откуда родом ты? - меня спросили,

И я ответил гордо: из России,

А если говорить точней- с Урала я,

Там Родина- Башкирия моя.

У наших гор вершины до небес,

И соловьиных песен полон лес,

Богаты недра нефтью, серебром,

Поляны- ягодами, а сердца- добром.»

(Ф. Рахимгулова)

 

Любите Родину- изучайте ее историю.

Раздача рекомендаций.

Список литературы:

  1. Колбина А.В. Башкирский орнамент в развитии ребёнка.
  2. Ахмеров Р.Б. Об истоках декоративно‑прикладного искусства башкирского народа. Уфа, 1996.
  3. Мавлютова З.А. Башкирское декоративно-прикладное искусство: историко-культурная специфика.
  4. Молчева А.В. Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана. Уфа: Китап, 1995.
  5. Очерки по культуре народов Башкортостана / сост. Бенин В.Л. Уфа: Китап, 1994. С. 4-8.
  6. Родной Башкортостан: учебник для 6 класса/ Азнагулов Р.Г., Аминева Ф.Х., Галлямов А.А. Уфа: Китап, 2008. С. 86-102.
  7. Хисматуллина Н.Х. Орнаментально‑колористическая основа башкирского народного искусства. Уфа, 2000.
  8. Шитова С.Н. Башкирская народная одежда. Уфа:Китап,199. С. 5-16.
  9. Янбухтина А.Г. Декоративное искусство Башкортостана. XX век: от Тамги до Авангарда. Уфа, 2006.

 

Словари и энциклопедии на академике:

  • кускар – символ завитых бараньих рогов, завитков трав;
  • ромб- поле, пашня, земля;
  • круг в виде окружности с лучами- солнце и еще один элемент- вихревая розетка (солярный знак)- тоже обозначает солнце; последние десятилетия мало использовался, несправедливо очернен тем, что являлся свастикой. Это очень хороший знак, олицетворяющий свет и тепло. Также эти символы олицетворяли всю Вселенную, галактику. Они обозначали и вечные процессы, животворящие, природные. И не напрасно, солярные символы часто использовались в качестве оберегов.
  • сердечко- в жизни мы связываем его с любовью, в башкирском орнаменте- обозначает гостеприимство;
  • бегущая волна, S образный элемент- символ течения времени, жизни;
  • восьмиконечная звезда- добро, мир, свет;
  • лесенка- символ спокойного, пассивного поведения.

 

«Откуда родом ты? - меня спросили,

И я ответил гордо: из России,

А если говорить точней- с Урала я,

Там Родина- Башкирия моя.     

У наших гор вершины до небес,

И соловьиных песен полон лес,

Богаты недра нефтью, серебром,

Поляны- ягодами, а сердца- добром.»

(Ф. Рахимгулова)