Методы и приемы работы по формированию познавательных представлений и речевого развития у детей с ОВЗ

Жолобова Ирина Анатольевна
Зубрилова Ирина Николаевна

Учитель-логопед, ГБДОУ д/с №2 компенсирующего вида Кировского р-на СПБ, г. Санкт-Петербург
Учитель-логопед, ГБДОУ д/с №2 компенсирующего вида Кировского р-на СПБ, г. Санкт-Петербург

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Жолобова И.А., Зубрилова И.Н. Методы и приемы работы по формированию познавательных представлений и речевого развития у детей с ОВЗ // Совушка. 2023. N1 (31). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/31/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1644940


 

В коррекционные группы детских садов попадают дети с разными проблемами в развитии. Это дети с интеллектуальными нарушениями разной степени выраженности (от легкой до тяжелой формы умственной отсталости), дети с ранним детским аутизмом или с аутистическими чертами, осложненными нарушением познавательного развития, дети с различными сенсорными нарушениями.

К моменту поступления в детский сад познавательный интерес к окружающему миру у данной категории детей крайне низок (или ограничен стереотипными знаниями в одной из областей), социально-коммуникативные навыки практически не сформированы, речь не развита. Дети испытывают трудности в эмоциональном общении.

После первичного психолого-педагогического диагностического обследования можно выделить несколько подгрупп детей:

I подгруппа: неговорящие дети, плохо воспринимающие обращенную речь; у детей отсутствует фиксация взгляда на объекте;

II подгруппа: дети воспринимающие обращенную речь на узко-бытовом уровне в конкретной ситуации, им требуется подкрепление жестом, собственная речь представлена звуками, звукокомплексами;

III подгруппа: обращенную речь дети воспринимают ограниченно, преимущественно на бытовом уровне, собственная речь – звукоподражания, аморфные слова;

IV подгруппа: обращенную речь дети воспринимают на уровне простой фразы, одно или двухступенчатой инструкции, собственная речь – отдельные слова, простая фраза.

Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов и приемов обучения, направленных на достижение образовательных целей. Дети-дошкольники обретают знания в непосредственном восприятии предметов, а также из разговоров со взрослыми и в практической деятельности. В связи с этим в дошкольном возрасте педагоги применяют следующие методы обучения – наглядные, словесные, практические и игровые.

Выбор методов и приемов работы с дошкольниками зависит от особенностей и возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья. В своей работе мы используем разнообразные наглядно-дидактических игры, иллюстративный материал, художественную литературу, пальчиковые игры, наглядно-дидактические пособия, муляжи и прочий материал, подобранный в соответствии с лексическими темами, запланированными в годовом плане работы компенсирующей группы для детей с умственной отсталостью. Благодаря насыщенной среде дети могут ощупать предметы, рассмотреть со всех сторон, услышать стихи и потешки о предмете, поиграть с ним совместно со взрослым и с другими детьми, что, в свою очередь способствует наилучшему усвоению материала заданной темы.

Учитывая особенности психофизического и речевого развития детей с нарушенным интеллектом, опираясь на возрастные этапы развития нормотипичных детей и обобщая полученный нами опыт, мы решили объединить ранее разработанные в совместной деятельности специалистов группы дидактические игры и упражнения, дополнить их новым разнообразным материалом.

В Рабочих Программах педагогов группы построение нового материала опирается на лексические темы. Для каждой лексической темы мы создавали разнообразные наглядно-дидактические игры, действуя по принципу «от простого к сложному». В одной игре, на одном игровом поле предлагаются задания для детей с разным уровнем развития.

Цели и задачи этих игр:

  • сформировать доступные коммуникативные и учебные навыки что, в дальнейшем поможет ребенку с ограниченными возможностями здоровья легче адаптироваться и социализироваться;
  • развить познавательный интерес и сформировать доступные познавательные навыки;
  • сформировать элементарные речевые функции, доступные каждой группе детей с ОВЗ (накопление понимания обращенной речи, формирование пассивного и активного словарного запаса).

При создании игровых пособий мы руководствовались принципами специальной педагогики и психологии, основные из которых:

  • принцип комплексного воздействия, который предполагает взаимодействие различных специалистов;
  • принцип эмоциональной насыщенности;
  • принцип социально-адаптирующей направленности образования;
  • принцип интеграции образовательных областей.

Используя многофункциональные игровые поля, педагоги и родители, которых мы привлекаем к активному участию в работе группы, могут самостоятельно дополнять их своим наглядно-дидактическим материалом, опираясь на возможности и возрастные особенности своего ребенка, усложняя материал.

Каждая игра должна проводиться, исходя из возможностей и способностей конкретно ребенка. Можно заниматься на ковре, на диване, лежа, стоя или сидя, так как ребенку комфортно в данный момент. Но, постепенно, стараясь приучить ребенка выполнять задания за столом или за специально оборудованным учебным местом.

Время проведения игр и занятий варьируется от способности ребенка удерживать внимание на материале и интереса к игре. Можно начинать игру с 1-2 минут, привлекая внимание ребенка и формируя интерес к игровому полю и, постепенно, увеличивать продолжительность занятий до 10-20 минут. В процессе игры можно делать дополнительные перерывы, учитывая двигательную активность ребенка, тем самым снижая его утомление, используя разные пальчиковые и игры малой подвижности.

Мы постарались сделать игры привлекательными для детей, как с помощью красочного яркого оформления, так и с помощью наполнения интересным материалом.

Кроме того, содержание задания в играх должны быть доступны пониманию для всех категорий детей.

Весь материал систематизирован и дается в определенной последовательности. Во всех играх можно использовать фотографии детей, таким образом, каждый ребенок погружается в игру, становится ее активным участником.

В конце недели каждый ребенок получал индивидуальное домашнее задание, которое выполнялось в тесном взаимодействии с родителями.

Специалисты подбирают игровой материал и отрабатывают его на занятиях, участвуют в изготовлении пособий. Воспитатели закрепляют материал в играх, и тоже участвуют в изготовлении пособий. Родители совместно с детьми выполняют задания специалистов дома.

Следует отметить, что, в зависимости от знаний, умений и навыков, которыми владеет ребенок, ему будут предложены те игры и задания, которые в данный момент будут способствовать дальнейшему развитию ребенка. То есть, если он узнает предметы (овощи и фрукты) в натуральном виде и на картинке, то этот этап игр можно пропустить. В том же случае, если у ребенка отмечаются тяжелые нарушения в развитии, то его работа по данной теме может ограничиться со знакомством с натуральными овощами и фруктами. Это же касается и неговорящих детей. Перед педагогами будут стоять задачи пополнения пассивного словарного запаса и формирование доступных коммуникативных навыков.

Одним из примеров лексической темы является «Знакомство детей с овощами и фруктами. К этой теме мы изготовили игровые поля и сделали необходимый для каждой дидактической игры раздаточный материал.

Варианты игр:

Познавательные задачи

Речевые задачи

 1

Знакомство с натуральными овощами (фруктами).

Учим узнавать и показывать реальные овощи (фрукты), формируем указательный жест.

Учим понимать вопрос «где?», используем речевое сопровождение словами «вот, это».

Усложнение:

1. Учим выполнять просьбу «дай»;

2. Учим понимать вопрос «что это?» и отвечать словом;

3. Учим конструировать простую фразу из 2 слов: Это – груша. Вот   свекла.

 2

Подбери к овощу (фрукту) картинку, назови.

Учим узнавать овощи (фрукты) на картинке, соотносить реальные овощи и фрукты с их изображением.

Затем аналогичные задачи выполняем на картинках.

 3

Парные картинки.

Развиваем зрительное внимание и мышление: учим сравнивать предметы, устанавливать их сходство или различие.

Учим понимать слова: «такой же», одинаковые, пара, найди.

Усложнение: учим отвечать на вопрос словом «ДА», «НЕТ» или жестом.

 4

Цветные корзинки

Развиваем мышление и зрительное восприятие: учим сличать предметы по цветам, выделять заданный цвет (по образцу).

Усложнение: дифференцируем по цветам.

Учим понимать вопрос «Какой?», расширяем словарный запас с помощью качественных прилагательных.

Усложнение: учим конструировать фразу из 2-3 слов: Красное яблоко. Дай грушу. Это зеленый огурец (с помощью фр. конструктора).

 5

Большие и маленькие

Развиваем зрительное внимание и мышление: Учим выделять предметы по величине.

Усложнение:

1. добавляем средний по величине предмет; 2. сравниваем предметы по величине, выделяя по заданию больший или меньший.

Речевые задачи соответствуют предыдущей игре.

Усложнение:

1. Активизируем в речи слова – названия величины;

2. Конструируем фразу: Это большое яблоко. Это маленький красный помидор.

 6

Разрезные картинки (от 2-х частей разными способами).

Формируем представление о целостном образе предмета.

Учим понимать пространственные отношения: верх, низ, право, лево.

 7

Что растет в огороде на грядке? (во фруктовом саду).

Даем понятия «Огород», «Сад», «Грядка», «Дерево», «Земля» и т.п. Учим обобщающие понятия «Овощи», «Фрукты».

Расширяем словарный запас по теме. Закрепляем предыдущие задачи.

 8

Подбери по контуру.

Развиваем мышление и зрительное внимание.

 

 9

Овощи и фрукты (дифференциация).

Учим дифференцировать овощи и фрукты.

Расширяем словарный запас по теме. Закрепляем предыдущие задачи.

 10

Чем угостим гномика?

 

Расширяем глагольный словарь. Наращиваем фразу.

Формируем грамматический строй речи.

 11

Большой урожай (счет).

Учим порядковому и количественному счету, учим сравнивать множества.

Расширяем словарный запас по теме.

 

Создавая наглядно-дидактические игры, учитывающие особенности развития каждого ребенка, активизирующее участие родителей в жизни ребенка в детском саду и дома, педагоги группы отмечают положительные изменения в познавательном и речевом развитии детей.