Жолобова Ирина Анатольевна
Зубрилова Ирина Николаевна
Учитель-логопед, ГБДОУ д/с №2 компенсирующего вида Кировского р-на СПБ, г. Санкт-Петербург
Учитель-логопед, ГБДОУ д/с №2 компенсирующего вида Кировского р-на СПБ, г. Санкт-Петербург
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Жолобова И.А., Зубрилова И.Н. Методы и приемы работы по формированию познавательных представлений и речевого развития у детей с ОВЗ // Совушка. 2023. N1 (31). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/31/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1644940
В коррекционные группы детских садов попадают дети с разными проблемами в развитии. Это дети с интеллектуальными нарушениями разной степени выраженности (от легкой до тяжелой формы умственной отсталости), дети с ранним детским аутизмом или с аутистическими чертами, осложненными нарушением познавательного развития, дети с различными сенсорными нарушениями.
К моменту поступления в детский сад познавательный интерес к окружающему миру у данной категории детей крайне низок (или ограничен стереотипными знаниями в одной из областей), социально-коммуникативные навыки практически не сформированы, речь не развита. Дети испытывают трудности в эмоциональном общении.
После первичного психолого-педагогического диагностического обследования можно выделить несколько подгрупп детей:
I подгруппа: неговорящие дети, плохо воспринимающие обращенную речь; у детей отсутствует фиксация взгляда на объекте;
II подгруппа: дети воспринимающие обращенную речь на узко-бытовом уровне в конкретной ситуации, им требуется подкрепление жестом, собственная речь представлена звуками, звукокомплексами;
III подгруппа: обращенную речь дети воспринимают ограниченно, преимущественно на бытовом уровне, собственная речь – звукоподражания, аморфные слова;
IV подгруппа: обращенную речь дети воспринимают на уровне простой фразы, одно или двухступенчатой инструкции, собственная речь – отдельные слова, простая фраза.
Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов и приемов обучения, направленных на достижение образовательных целей. Дети-дошкольники обретают знания в непосредственном восприятии предметов, а также из разговоров со взрослыми и в практической деятельности. В связи с этим в дошкольном возрасте педагоги применяют следующие методы обучения – наглядные, словесные, практические и игровые.
Выбор методов и приемов работы с дошкольниками зависит от особенностей и возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья. В своей работе мы используем разнообразные наглядно-дидактических игры, иллюстративный материал, художественную литературу, пальчиковые игры, наглядно-дидактические пособия, муляжи и прочий материал, подобранный в соответствии с лексическими темами, запланированными в годовом плане работы компенсирующей группы для детей с умственной отсталостью. Благодаря насыщенной среде дети могут ощупать предметы, рассмотреть со всех сторон, услышать стихи и потешки о предмете, поиграть с ним совместно со взрослым и с другими детьми, что, в свою очередь способствует наилучшему усвоению материала заданной темы.
Учитывая особенности психофизического и речевого развития детей с нарушенным интеллектом, опираясь на возрастные этапы развития нормотипичных детей и обобщая полученный нами опыт, мы решили объединить ранее разработанные в совместной деятельности специалистов группы дидактические игры и упражнения, дополнить их новым разнообразным материалом.
В Рабочих Программах педагогов группы построение нового материала опирается на лексические темы. Для каждой лексической темы мы создавали разнообразные наглядно-дидактические игры, действуя по принципу «от простого к сложному». В одной игре, на одном игровом поле предлагаются задания для детей с разным уровнем развития.
Цели и задачи этих игр:
При создании игровых пособий мы руководствовались принципами специальной педагогики и психологии, основные из которых:
Используя многофункциональные игровые поля, педагоги и родители, которых мы привлекаем к активному участию в работе группы, могут самостоятельно дополнять их своим наглядно-дидактическим материалом, опираясь на возможности и возрастные особенности своего ребенка, усложняя материал.
Каждая игра должна проводиться, исходя из возможностей и способностей конкретно ребенка. Можно заниматься на ковре, на диване, лежа, стоя или сидя, так как ребенку комфортно в данный момент. Но, постепенно, стараясь приучить ребенка выполнять задания за столом или за специально оборудованным учебным местом.
Время проведения игр и занятий варьируется от способности ребенка удерживать внимание на материале и интереса к игре. Можно начинать игру с 1-2 минут, привлекая внимание ребенка и формируя интерес к игровому полю и, постепенно, увеличивать продолжительность занятий до 10-20 минут. В процессе игры можно делать дополнительные перерывы, учитывая двигательную активность ребенка, тем самым снижая его утомление, используя разные пальчиковые и игры малой подвижности.
Мы постарались сделать игры привлекательными для детей, как с помощью красочного яркого оформления, так и с помощью наполнения интересным материалом.
Кроме того, содержание задания в играх должны быть доступны пониманию для всех категорий детей.
Весь материал систематизирован и дается в определенной последовательности. Во всех играх можно использовать фотографии детей, таким образом, каждый ребенок погружается в игру, становится ее активным участником.
В конце недели каждый ребенок получал индивидуальное домашнее задание, которое выполнялось в тесном взаимодействии с родителями.
Специалисты подбирают игровой материал и отрабатывают его на занятиях, участвуют в изготовлении пособий. Воспитатели закрепляют материал в играх, и тоже участвуют в изготовлении пособий. Родители совместно с детьми выполняют задания специалистов дома.
Следует отметить, что, в зависимости от знаний, умений и навыков, которыми владеет ребенок, ему будут предложены те игры и задания, которые в данный момент будут способствовать дальнейшему развитию ребенка. То есть, если он узнает предметы (овощи и фрукты) в натуральном виде и на картинке, то этот этап игр можно пропустить. В том же случае, если у ребенка отмечаются тяжелые нарушения в развитии, то его работа по данной теме может ограничиться со знакомством с натуральными овощами и фруктами. Это же касается и неговорящих детей. Перед педагогами будут стоять задачи пополнения пассивного словарного запаса и формирование доступных коммуникативных навыков.
Одним из примеров лексической темы является «Знакомство детей с овощами и фруктами. К этой теме мы изготовили игровые поля и сделали необходимый для каждой дидактической игры раздаточный материал.
№ |
Варианты игр: |
Познавательные задачи |
Речевые задачи |
1 |
Знакомство с натуральными овощами (фруктами). |
Учим узнавать и показывать реальные овощи (фрукты), формируем указательный жест. |
Учим понимать вопрос «где?», используем речевое сопровождение словами «вот, это». Усложнение: 1. Учим выполнять просьбу «дай»; 2. Учим понимать вопрос «что это?» и отвечать словом; 3. Учим конструировать простую фразу из 2 слов: Это – груша. Вот свекла. |
2 |
Подбери к овощу (фрукту) картинку, назови. |
Учим узнавать овощи (фрукты) на картинке, соотносить реальные овощи и фрукты с их изображением. |
Затем аналогичные задачи выполняем на картинках. |
3 |
Парные картинки. |
Развиваем зрительное внимание и мышление: учим сравнивать предметы, устанавливать их сходство или различие. |
Учим понимать слова: «такой же», одинаковые, пара, найди. Усложнение: учим отвечать на вопрос словом «ДА», «НЕТ» или жестом. |
4 |
Цветные корзинки |
Развиваем мышление и зрительное восприятие: учим сличать предметы по цветам, выделять заданный цвет (по образцу). Усложнение: дифференцируем по цветам. |
Учим понимать вопрос «Какой?», расширяем словарный запас с помощью качественных прилагательных. Усложнение: учим конструировать фразу из 2-3 слов: Красное яблоко. Дай грушу. Это зеленый огурец (с помощью фр. конструктора). |
5 |
Большие и маленькие |
Развиваем зрительное внимание и мышление: Учим выделять предметы по величине. Усложнение: 1. добавляем средний по величине предмет; 2. сравниваем предметы по величине, выделяя по заданию больший или меньший. |
Речевые задачи соответствуют предыдущей игре. Усложнение: 1. Активизируем в речи слова – названия величины; 2. Конструируем фразу: Это большое яблоко. Это маленький красный помидор. |
6 |
Разрезные картинки (от 2-х частей разными способами). |
Формируем представление о целостном образе предмета. |
Учим понимать пространственные отношения: верх, низ, право, лево. |
7 |
Что растет в огороде на грядке? (во фруктовом саду). |
Даем понятия «Огород», «Сад», «Грядка», «Дерево», «Земля» и т.п. Учим обобщающие понятия «Овощи», «Фрукты». |
Расширяем словарный запас по теме. Закрепляем предыдущие задачи. |
8 |
Подбери по контуру. |
Развиваем мышление и зрительное внимание. |
|
9 |
Овощи и фрукты (дифференциация). |
Учим дифференцировать овощи и фрукты. |
Расширяем словарный запас по теме. Закрепляем предыдущие задачи. |
10 |
Чем угостим гномика? |
|
Расширяем глагольный словарь. Наращиваем фразу. Формируем грамматический строй речи. |
11 |
Большой урожай (счет). |
Учим порядковому и количественному счету, учим сравнивать множества. |
Расширяем словарный запас по теме. |
Создавая наглядно-дидактические игры, учитывающие особенности развития каждого ребенка, активизирующее участие родителей в жизни ребенка в детском саду и дома, педагоги группы отмечают положительные изменения в познавательном и речевом развитии детей.