Земля снежного барса: познавательное занятие в средней группе

Манзырова Ирина Владимировна

Воспитатель, МБДОУ "Детский сад № 8 "Сказка" г. Горно-Алтайска", г. Горно-Алтайск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Манзырова И.В. Земля снежного барса: познавательное занятие в средней группе // Совушка. 2023. N1 (31). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/31/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1644377


 

Цель: Создание условий для формирования целостной картины мира о животном мире Горного – Алтая.

Задачи:

  1. Познакомить детей с особенностями жизни и поведения снежного барса.
  2. Развивать способность детей передавать образ животного с помощью нетрадиционным приёмом работы – выкладывание шерстью.
  3. Формировать понимание того, что человек – часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать её.
  4. Активизировать словарный запас детей словами Ирбис, красная книга.

Виды деятельности: коммуникативная, двигательная, познавательная.

Методические приёмы:

  1. Словесный (беседа)
  2. Наглядный (демонстрация, показ)
  3. Практическая работа детей, видео ролик про Ирбиса

Предварительная работа: Беседа о животных Горного Алтая, знакомство с красной книгой, рассматривание шерсти, беседа (откуда она берётся).

Словарная работа: Ирбис, мех, красная книга

Оборудование: видеоролик, рисунок Ирбиса для коллективной работы, шерсть черная, рамка для готовой работы, игрушка, слайды животных.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая

 

Ход занятия

1. Организационная часть

Дети заходят в группу

Воспитатель: Ребята, поприветствуем друг друга.

Глазками моргнули,

Рот в улыбке растянули,

Бровки вверх подняли,

На носочки встали,

Друг другу помахали,

«Здравствуйте!» сказали.

Молодцы!

Ребята, проходите и на стулья присаживайтесь.

В: Скажите, а на какой планете мы живем? (Слайд – Земли)

Дети: Земля.

В: Правильно. Мы живем на планете Земля, это и есть наш общий дом.

У нас над головой общая крыша – голубое небо.

У нас под ногами общий пол – это земная поверхность.

У нас одна лампочка и печка – это солнце.

У нас общий водопровод – это дождевые и снежные тучи.

Нам кажется, что Земля огромная, но, если взглянуть на Землю из космоса она не такая уж и большая. Так что, нам действительно надо хорошо знать и беречь дом, в котором мы живем.

В: Ребята, вы знаете как называется наша страна?

Д: Россия.

И: Правильно, молодцы!

В: Как называется наша малая родина?

Д: Республика Алтай или Горный Алтай

В: Правильно. А знаете какие животные живут в наших лесах?

А вот я сейчас и проверю. Загадки мои отгадаете, а если вы правильно отгадаете, то на экране покажется картинка.

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

Хитрая головка,

Рыжая плутовка. (лиса)

Хозяин тайги.

Просыпается весной.

А зимой под вьюжный вой

Спит в берлоге снеговой. (медведь)

Зимой он в белом, словно снег,

А летом в сером он гуляет.

Его лисичка не поймает,

Ведь в лес он быстро убегает.

Он длинноухий и косой.

Скажите, дети, кто такой? (Зайчик)

Что за зверь могуч и силен,

Высоко в горах живёт,

Это хищный «снежный» кот (снежный барс, ирбис)

Стук в дверь.

Давайте посмотрим кто к нам пришёл. (заходит Ирбис –игрушка)

Здравствуйте ребята!

Д: здороваются

2. Основная часть.

В: Ребята, а вы знаете кто это, я вам предлагаю посмотреть фильм.

Включаю видеоролик

Дети: просмотр ролика

В: Скажите ребята, о ком этот фильм?

Д: О Снежном барсе.

В: А как ещё называют снежного барса?

Д: Ирбис.

В: Молодцы давайте все вместе повторим Ирбис.

И: ребята скажите, а чем питается?

Д: он охотится на животных (горные козлы, зайцы и т.д)

В: молодцы, правильно.

В: ребята, а что такое Красная книга?

Д: это книга в которую заносят редких животных, растения и т.д (Слайд)

В: Как вы думаете почему Ирбис занесён в красную книгу?

В: Скажите на какого животного походит ирбис?

Д: (на кошку, на тигра, на леопарда и т.д.)

И: Ребята, давайте поиграем вместе со мной.

Физминутка:

12345

В горы мы идём опять (маршируют)

Мы вдоль речки пройдём,

Лес кедровый обойдём (плавные движения руками)

У горы остановись и вокруг оглянись (повороты головы вправо, влево)

Сверху – солнце (руки вверх)

Рядом лес (руки в сторону)

Очень много здесь чудес

Снежный барс в горах гуляет

Мягкой лапкой наступает

Он на камни и цветы (мягкой походкой ходят по кругу)

Подружились с барсом мы (хлопают в ладоши)

Молодцы! А теперь ребята давайте пройдём к столу, я принёс вам картину хочу оставить память о себе. (ирбис)

Чего же ему не хватает? (пятен)

Молодцы!

Да ему не хватает чёрных точек, давайте мы вместе их сделаем.

Посмотрите внимательно что вы видите на столе (в чашках приготовлены кусочки чёрной шерсти) берём чёрную шерсть отрываем кусочек и прикрепляем их к трафарету барса.

Выполняют коллективную работу (звучит тихая музыка) Давайте

3. Заключительная часть

Посмотрим, что у нас получилось.

В: Давайте ребята ещё раз вспомним, где живут Снежные барсы?

Чем они питаются?

Спасибо ребята, мне пора возвращаться домой, я надеюсь, что вы и дальше останетесь настоящими защитниками природы, я хочу вам подарить эмблемы с изображением Ирбиса.

До свидания ребята.

Спасибо. Скажем до свидания гостям.

 

Литература:

  1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н.Е Вераксы.
  2. Программа и методические рекомендации по ознакомлению детей среднего и старшего дошкольного возраста с культурой алтайского народа и обучение алтайскому языку «Мой Алтай» / под ред. Е.Н Тобоева.
  3. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Росточек» / под ред. Е. Н. Тобоева.